К содержанию 28-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Небольшие серебряные монеты с изображением лица в профиль вправо на аверсе, головы лошади вправо на аверсе, головы лошади вправо на реверсе, известные под общим названием «монет, битых варварами в подражание селевкидам», встречаются в большом количестве на территории Средней Азии. Монеты эти еще совсем не известны, и только единичные экземпляры этого типа были опубликованы Куннингаммом и Аллоттом де ля Фюй.
[adsense]
Монеты этого чекана, повидимому, имели хождение в Согде и в соседних с ним областях. На это указывают селевкидские монеты с изображением головы рогатой лошади на реверсе, являющиеся особенностью бактрийского чекана, которым подражают наши монеты.
Описываемые монеты (33 кружка хранятся в нумизматической коллекции Республиканского музея культуры узбекского народа в гор. Самарканде), которые были подвергнуты изучению автором, все, без исключения, представляют беспаспортный материал, и установить места их находок невозможно.
Одно из отличий этих монет от подлинных селевкидских монет — это их форма. Они, как правило, скифатные, т. е. с выпуклым аверсом и вогнутым реверсом, тогда как селевкидские монеты обычно плоские. Эти монеты представлены многими вариантами. Легенда в большинстве случаев отсутствует; на некоторых монетах она существует, но никто из исследователей не обращал на нее внимания. На одной из монет легенда выбита очень четко, и автору настоящей работы удалось ее разобрать (рис. 27).
Монета числится по инвентарной описи Музея за № 20 и определена Б. Н. Кастальским как монета «варварского Антиоха, вариант № 9», максимальный диаметр 12 мм, вес 1.25 г. Характер выполнения профиля на аверсе и головы лошади на реверсе далеко не варварский. Легенда рас¬положена на реверсе по типу легенды на таких же монетах Антиоха — слева и внизу и читается, как ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ… (дальше для легенды нехватило места из-за монограммы, расположенной под мордой лошади). Монограмма селевкидского типа — в виде угольника, заключенного в круг. Анализ этой монеты приводит нас к выводу, что она скорее всего является чеканом самого Евтидема, причем одним из его ранних чеканов, о чем свидетельствует палеографический анализ букв. Это подтверждается также и высоким весом монеты.
Более мелкие, чем драхмы, серебряные монеты Евтидема, а также его монеты скифатной формы до сих пор не были известны. Из письменных источников мы узнаем об Евтидеме очень мало. Страбон, описывая события, происходяившие в это время на Востоке, упоминает об Евтидеме, который с помощью каких-то друзей взбунтовал всю окрестную с Бактрианой область, причем Страбон оставляет эту область без названия и не называет Евтидема наместником какой-либо области. Не исключено, что этой областью могла быть Согдиана.
Факт очень долгого существования в Согде тетрадрахм, битых по типу тетрадрахм Евтидема, а также монеты, послужившие темой настоящего доклада, подтверждают предположение о том, что имя Евтидема связано с историей Согда.
Из 33 кружков монет, хранящихся в Самаркандском музее, битых в подражание селевкидам, кроме описанной выше монеты, есть еще шесть подобных монет с остатками легенды. Изображения и легенды на этих монетах выбиты более схематично, но и здесь мы видим ту же легенду.
Следует отметить, что монеты с именами других греко-бактрийских царей подражаний в Согде не имели.
Вопрос дальнейшего изучения согдийских монет с именем Евтидема является важным в деле изучения нумизматики на территории древней Средней Азии, а также для выяснения исторической роли Согда в образовании греко-бактрийского государства.
К содержанию 28-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры