К содержанию 17-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
(Тезисы кандидатской диссертации, защищенной в заседании Ученого совета Исторического факультета МГУ в 1944 г.)
1. Памятники материальной культуры и письменности дают уверенность в том, что жемчуг привозился на Русь из разных стран. Тесная связь истории жемчуга на Руси с историей нашей внешней торговли дает возможность указать те страны, из которых привозился жемчуг. Свидетельства путешественников (начиная с XIII в.) указывают на Индию с соседним островом Цейлоном как на место наиболее древней ловли жемчуга. Одно из древнейших мест ловли жемчуга — Персия (Иран) — дает «гурмышский», или «бурмицкий», жемчуг, ценившийся на Руси очень высоко. Китайский же жемчуг не считался у нас ценным.
[adsense]
Добыча жемчуга со дна морского сопряжена с большими трудностями, и тяжелая профессия ловцов морского жемчуга губительно влияет на их здоровье и сокращает продолжительность их жизни.
2. Привоз жемчуга из-за границы вызывает путешествия русских купцов (начиная с XV в.) в страны Востока и Запада. Восточными купцами и западными также производилась доставка жемчуга в древнюю Русь. Существование «жемчужного» ряда в Москве и было вызвано значительностью торговых оборотов по жемчугу. «Торговая книга» XVI в. указывает на зависимость ценности жемчуга от величины, формы, блеска, игры и цвета жемчужного зерна. Определение на Руси в XI—XV вв. выдающегося жемчуга наименованием «велий», «великий», «великий бесценный» подтверждается рядом дошедших до нас письменных источников. Оценка формы жемчужного зерна в XVI—XVII вв. определяется наименованием «скатный», «окатный». Упоминания о лучших жемчужинах, встречающихся в истории, свидетельствуют, что жемчужные украшения и отдельные жемчужины высоко ценились во все времена и у всех народов. Широкая распространенность употребления высококачественного жемчуга доказывается восхищенными отзывами иностранцев, посещавших Россию в XVI—XVII вв.: жемчуг «в России употребляется более, нежели во всей Европе» (Маржерет).
3. Исторические данные и памятники материальной культуры подтверждают существование русского жемчуга, добывавшегося в русских водах. Географические условия Руси определили применение особых методов ловли жемчуга. Изучение подготовки жемчуга к его употреблению для украшений и для шитья опровергает распространенное мнение, что жемчуг по его извлечении из раковины не требует никакой обработки. «Алмажение» жемчуга возвращает также и умирающему жемчугу его первоначальные качества (цвет, блеск, глянец).
4. Первое русское законодательство о жемчуге было вызвано попытками Петра I взять жемчужный промысел под контроль государства. Повторение Петровских указов о жемчужной ловле издается Екатериной II в последних законодательных статьях о ловле жемчуга. «Торговая книга» конца XVI в. свидетельствует о высоких ценах на жемчуг в конце XVI и начале XVII в. Большой спрос на жемчуг и в то же время высокие расценки на него вызвали появление поддельного жемчуга (впервые в античное время, а затем с XVI в. н. э., а возможно — и ранее). Подделка жемчуга, изобретенная и XVII в. в Париже Pierre Jaquin, приобретает большую популярность и практикуется до настоящего времени.
Украшение поддельным жемчугом русских народных одежд, церковных предметов отмечается главным образом в XVIII в., т. е. со времени упадка добычи русского жемчуга. Уменье китайцев и японцев вырабатывать поддельный жемчуг, трудно отличимый от настоящего, доставляет им большую прибыль. Разведение японцами «японского» жемчуга, занимающего особое место в истории жемчужного промысла, дает возможность говорить о культуре жемчуга, т. е. об особом искусственном способе выращивания настоящего жемчуга.
5. Украшение русским и привозным жемчугом народной одежды и церковных предметор развили на Руси искусство «низанья» и «езженья» жемчугом. Уменье русских женщин «низать», «садить» жемчугом отмечается рядом свидетельств иностранцев XVI—XVII вв. «Низанье» и «саженье» (с технической стороны) представляет собой два различных вида работы: во-первых, «низанье» насквозь, без ткани, — сквозной сеткой (имеет много общего с кружевной работой); во-вторых, «саженье» нашивка жемчуга на какую-либо ткань — работа, близкая к вышивке. Нашивка жемчуга на ткань технически выполняется двумя способами: 1) либо зерна нашиваются непосредственно на ткань, 2) либо на настил, выметку, приготовляемую из белого шнура или из «бели». Приготовление «бели» для жемчужного шитья само по себе отмечалось и составляло особый раздел работ. Летописные данные и дошедшие до нашего времени памятники шитья жемчугом свидетельствуют, что искусство это на Руси ведет свое начало с очень давних времен. Расположение зерен жемчуга при нанизьшании дает различные способы «низанья» жемчуга, в зависимости от чего существуют свои особенные специальные технические термины. Сложность узора вызывала иногда участие в выработке рисунков для низания и вышивания, помимо самих вышивальщиц, и квалифицированных художников того времени — «знаменщиков».
6. Жемчуг был любимым и постоянным украшением русской одежды; об этом свидетельствуют архивные источники и материальные памятники. Сведения об украшении им одежд встречаются в самые ранние времена русской истории. При передаче одежды от отца к сыну, одежда, саженная жемчугом, как наиболее ценная отмечалась в грамотах, благодаря чему и сохранились названия этих одежд. «Сажение» жемчугом отмечается в одеждах мужских и женских, верхних — выходных и «исподних» — комнатных, царских и крестьянских. Шитье жемчугом имеется на поясах, обуви, головных уборах, ожерельях, запястьях и пр.
7. Столь обильное украшение жемчугом русской одежды возможно было только при условии существования своего русского жемчуга. Обилие жемчуженосных рек в Европейской России доказывается архивными и историческими материалами. Высказывания иностранные и русские свидетельствуют о достоинствах русского жемчуга, а часто и о его высокой цене: «такие зерна, кои немногим восточным уступают» (Алопеус).
8. Хищнические способы ловли жемчуга привели к упадку жемчужного промысла на Руси. Падение жемчужного промысла произошло вследствие того, что добыча жемчуга была делом частным, а не государственным.
К содержанию 17-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры