К содержанию 21-го выпуска Кратких сообщений ИИМК
Большое значение для истории древнерусских одежд имеют фрагменты тканей, сохранившиеся в погребениях, в частности в Старой Рязани. Среди них интересны фрагменты, найденные при раскопках в 1946 г. А. Л. Монгайтом (см. ст. в данном сборнике): 1) шелковая ткань, в настоящее время песочно-бурого цвета; 2) обрывки золотной тканной тесьмы; 3) фрагменты золотного шитья; 4) три медные золоченые пуговицы и две нашивные бляшки.
[adsense]
Фрагменты тканей очень небольших размеров: один — 8X2.5 см, с оборванными краями. Это образец шелковой ткани, саржевого переплетения, бурого цвета. [1] Другой образец с шитьем. [2] Он тоже шелковый, но другой выработки; это фрагмент так называемой тафты, ткани с прямым, граденаплевым или полотняным переплетением. Последняя ткань в древней Руси была очень распространена.
Среди найденного материала обнаружено несколько фрагментов тканной золотной тесьмы. На одном из этих фрагментов (11.5 X 2 см) сатинового переплетения ясно прослеживается узор с изображением двух птиц, стоящих по сторонам древа — хвостами к древу и повернутыми к нему головами. Такого рода птицы — один из распространенных мотивов древнерусской орнаментики, особенно в народном шитье.
Можно думать, что этот фрагмент встречается на смертной одежде не случайно, так как изображениям птиц придавалось большое символическое значение. Мотив двух птиц мы встречаем не только в шитье и тканях, но и в древних архитектурных памятниках; так, например, в памятниках XII в., во Владимире на барельефах Дмитриевского и Успенского соборов (в виде двух павлинов на фреске северной наружной стены постройки Андрея Боголюбского).
Второй фрагмент золотной тесьмы представляет собой шелковую основу, затканную золотной нитью геометрическим узором, типа «городок», т. е. остроконечными зигзагами.
Кроме фрагментов тканных, мы имеем еще образцы шитья шелком. [3] Орнамент этого шитья растительный и имеет аналогии в тканях, относящихся к XII в.: из раскопок Уварова и Савельева в быв. Юрьевском и Суздальском уездах Владимирской обл. [4] Орнамент нашего образца представляет собой овальный цветок, в центре окруженный как бы венцом из зубчатых листьев.
Второй орнаментальный мотив шитья имеет аналогию в раскопочных тканях, добытых В. А. Городцовым в той же Старой Рязани [5] и датируемых им также XII в. (рис. 39 — 1, 2).
Шитье шелком образцов, открытых А. А. Монгайтом, выполнено особым способом, употреблявшимся в древнерусской вышивке: шитье производилось по бересте, подкладывавшейся под ткань, чтобы шитье не коробилось при стягивании ткани. Кусочки бересты сохранились при доставленных А. Л. Монгайтом фрагментах шитья.
К образцам золотного шитья относится также фрагмент полосы, представляющий собою ряд шитых шелком и золотом стилизованных цветов на ползучем стебле (типа чашечек тюльпанов). Орнамент этот близок к мотиву фрескового орнамента, находящегося во Владимирском Успенском соборе, на наружной части его (постройки Андрея Боголюбского). Орнамент этот помещается на северной стене на обрамлении ниши окна.
Мы уже упоминали о мелких пуговицах бытового типа, свидетельствующих о том, что фрагменты тканей рязанских раскопок А. А. Монгайта относятся именно к одеждам. Размером они близки к величине средней жемчужины, т. е. они меньше тех пуговиц, которые обычно употреблялись в быту для застежки верхней одежды. Пуговицы эти могли служить или для украшения, или для застежки воротника, обшлагов, или какой-нибудь другой детали одежды. Они с грибообразными шляпками на овальных металлических петельках. [6] Две нашивные бляшки, [7] такой же величины, как и пуговицы, формы разрезанных пополам шариков, с просверленными для прикрепления отверстиями на самой бляшке. Такие украшения мелкими бляшками — плащиками — часто встречаются на древнерусских одеждах.
Из обзора этих старинных драгоценных для нас по своей древности и редкости фрагментов мы можем вывести следующие заключения: 1) ткани эти принадлежат погребению княжескому (дешевых и рядовых тканей в этой находке нет); 2) ткани погребения драгоценные привозные, так как такого рода ткани у нас не выделывались; 3) шитье же шелковое и золотное, вероятнее всего русское, так как искусство шитья шелком и золотом было известно у нас на Руси с древних времен и, кроме того, оно составляло одно из главных занятий женщин высших классов древней Руси: 4) фрагменты эти можно датировать XII в., судя по аналогии с рязанскими находками В. А. Городцова, владимирскими — А. Уварова и др.
[adsense]
1 Музей гор. Рязани, № по оп. 245.
2 Там же, № по оп. 244.
3 Музей гор. Рязани, № по оп. 224.
4 Прохоров. Материалы по истории русских одежд, СПб., 1881, рис. 1.
5 Раскопки В. А. Городцова, 1926, траншея 1, погреб № 2, ГИМ.
6 Музей гор. Рязани, № по оп. 244.
7 Там же, № по оп. 243.