Б.В. Якоякова — Изучение наскальных рисунков урочища Сёёк-Тыт (Чаганка)

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

На западной окраине Чуйской котловины, в верховьях реки Чаганка, в 10 км от с. Бельтир Кош-Агачского района располагается урочище Сёёк-Тыт, где имеются наскальные рисунки разных эпох. По некоторым причинам это местонахождение петроглифов получило научной литературе сразу несколько наименований: Ак-Кол [6, с. 119]; Чаганка [2, с. 82]; Кызыл-Джар [1, с. 139; 4, с. 140]; Кара-Оюк [5]. Но местные жители с давних времен называют урочище, где находятся рисунки, Сёёк-Тыт (Соок-Тыт (алт.) — лиственница с захоронением, могила у лиственницы). Есть народная этимология этого названия в виде легенды. Игралась свадьба: восемь молодых пар готовились в один день стать дружными алтайскими семьями. В самый разгар пиршества произошел кровавый набег монгольских воинов. Монголы уничтожили всех, никого не щадя. С тех пор и местность стала называться Сёёк-Тыт. В урочище действительно имеются курганы и лиственницы.

В разные годы исследованием петроглифического комплекса занимались Е. М. Тощакова, Б. X. Кадиков, С. И. Скрипнин, В. Д. Кубарев, В. А. Могильников, В. Н. Елин, Е. А. Окладникова, Д. В. Черемисин и др., о чем имеются сообщения и публикации в научной литературе [1-7]. Но полностью комплекс до сих пор не опубликован.

[adsense]

В полевой сезон 2009 г. нам удалось поработать на петроглифах урочища Сёёк-Тыт. Был осуществлен поиск, фиксация и фотодокументирование групп петроглифов. Общая площадь местности со скалами и отдельными камнями с рисунками — около 3 км2. Основная
часть рисунков располагается на двух отдельных останцах скальных пород на правом берегу речки Ак-Кёл — правого притока Чаганки. Нам удалось зафиксировать на микалент и полиэтиленовую пленку более 100 выбитых и гравированных изображений на 27 участках. Почти все рисунки серьезно повреждены в результате выветривания. От некоторых изображений сохранились небольшие фрагменты. Часть рисунков покрыта лишайником и известковым налетом. Рисунки разнообразны: зооморфные (козлы, бараны, олени, верблюды) и антропоморфные (конные и пешие охотники, воины) изображения; геометрические знаки-символы; колесницы и др.

Наибольший интерес представляют гравированные рисунки (рис. 1).
По стилистическим особенностям, технике выполнения, а также изображениям специфических предметов и объектов рисунки урочища Сёёк-Тыт можно отнести к нескольким хронологическим периодам: периоду бронзы и раннего железа, к гунно-сарматскому и тюркскому времени, этнографической современности.

В следующий полевой сезон нами планируется продолжение детального изучения наскальных рисунков урочища Сёёк-Тыт.

Литература

1. Кадиков Б. X., Скрипнин С. И. Петроглифы Кызыл-Джара — памятник древнего ис¬кусства Алтая // Древняя история Алтая. Барнаул, 1980. С. 139-155.
2. Кубарев В. Д. Археологические памятники Кош-Агачского района (Горный Алтай) // Археологический поиск (Северная Азия). Новосибирск, 1980. С. 82-92.
3. Кубарев В. Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992.123 с.
4. Могильников В. А., Елин В. Н. Курганы Талдура // Археологичсекие исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. Горно-Алтайск, 1983. С. 140-151.
5. Окладникова Е. А. Петроглифы Кара-Оюка // Урало-Алтаистика. Новосибирск, 1985. С. 85-88.
6. Тощакова Е. М. Изучение петроглифов Горного Алтая // Известия СО АН СССР. №3. Сер. обществ. наук, 1970. С. 119-120.
7. Черемисин Д. В. Исследование петроглифов на юге Горного Алтая в 2001 году //Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2001. С. 480-485.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014