1. Под термином «историческая антропология» автор понимает всю совокупность антропологических знаний, из которых можно извлечь историческую информацию, вне зависимости от того, к какому периоду истории человечества эта информация относится.
[adsense]
2. На протяжении последних 20—30 лет антропологи ввели в свои исследования популяционный фактор, что кардинально изменило и методику и методологию антропологической науки. Значение популяционного уровня в антропологических исследованиях особенно подчеркивается тем обстоятельством, что с развитием генетики оказалось возможным выявить у человека признаки с монофакториальным исследованием, т. е. детерминированные в своей наследственной передаче одним или двумя генами. Они подвержены внутрипопуляционным эффектам, по результатам которых можно судить о конкретной истории популяций и составленных из них этнических групп, о времени формирования, этапах дифференциации, генетических контактах с другими группами и т. д.
3. Человеческие популяции отделены одна от другой генетическими барьерами. Понятие генетического барьера имеет в человеческом обществе особый смысл, так как в качестве таковых, помимо географических рубежей (реки, горные хребты, разные ландшафтные зоны), выступают социальные факторы: этнический, языковой, этнокультурный, религиозный, социально-экономический и др. С другой стороны, биологические факторы теряют у человека значение генетических барьеров, так как речь идет о едином панойкуменном виде, внутри которого нет биологических препятствий к скрещиванию (отсутствие избирательности в межрасовых браках). Таким образом, популяции отличаются одна от другой границами, ставящими препятствия к распространению тех или иных генов. Внутри популяции свободное скрещивание между ее членами равневероятно во всех направлениях. В зависимости от неодинаковой интенсивности действия разных генетических барьеров существует иерархия популяций (микропопуляции, субпопуляции, большие популяции, демы, разные этнические и другие социальные общности). Различия между этажами этой иерархии неодинаковы на разных территориях и, кроме того, выражены не очень отчетливо, отражая неабсолютный характер генетических барьеров как дифференцирующих границ.
4. Антропологическое изучение современного населения антрополог осуществляет сам и потому организует его в соответствии с популяционными принципами. Так как популяции представляют собой низший уровень расовой классификации человечества, то и антропологическое исследование любой территории опирается именно на них. Затем в качестве следующих ступеней расовой классификации выделяются антропологические типы или группы популяций, группы антропологических типов, малые и большие расы. Все они являются выражением разной интенсивности смешения генов внутри различных территориальных групп и потому могут быть использованы для восстановления истории этнических общностей, входящих в состав этих групп.
5. В антропологическом изучении древнего населения антрополог зависит от археолога, предоставляющего ему антропологический материал. Последний чаще всего собирается случайно в процессе археологических раскопок и потому непригоден для популяционной реконструкции (под ней следует понимать восстановление не только антропологических особенностей данной популяции, но и ее демографической структуры: удельного веса разных поколений, продолжительности жизни, уровня детской смертности, фертильности и т. д.). Необходима полная раскопка древних кладбищ со сбором всего палеоантропологического материала, включая скелеты детей и младенцев. Отдельные опыты таких раскопок и соответствующей антропологической обработки палеоантропологических материалов из них уже дали хорошие результаты (исследования антропологов Венгрии, Германской Демократической Республики и других стран).
Полностью раскопанные могильники древнего населения на территории СССР, при которых был бы собран весь антропологический материал, пока единичны, что создает значительные трудности в использовании результатов изучения палеоантропологии СССР для исторических реконструкций.