Введение

К оглавлению учебника Г.Т. Тавадова «Этнология»

Человечество состоит из этносов-народов. Их так много, что мы даже не знаем пока точного числа населяющих Землю народов — наций, народностей и племен. Известно только, что их тысячи, больших и малых, и что говорят они на тысячах языков и диалектов.

Отличительной чертой этноса является деление мира надвое: «мы» и «не мы», или все остальные. Эллины и варвары, иудеи и остальные, «люди Срединного государства» (китайцы) и «дикари». Когда в историческое время возникали новые этносы, то те, кого мы называем «византийцы», сами себя называли «христианами», противопоставляя себя «язычникам». Когда Мухаммед в 623 г. создал свою общину, то ее члены стали называть себя «мусульмане» и распространяли это название на всех, к ним примкнувших. Слова же «арабы» в VII в. никто не знал, оно появилось позднее для обозначения определенной части мусульман. До Мухаммеда жители Аравийского полуострова носили свои племенные названия и противопоставляли себя друг другу.

Но самое интересное, что ни один этнос не вечен. Древние шумеры, хетты, филистимляне, дарданы, этруски и венеты уступили свое место парфянам, эллинам, латинам и римлянам, которые выделились из латинов и других италиков. Но и этих сменили итальянцы, испанцы, французы, греки, турки, таджики, узбеки и казахи. Исчезновение этносов — факт столь же достоверный, как и факт их возникновения, но вымирание (депопуляция) — случай крайне редкий. Антропологи находят шумерийский тип на Ближнем Востоке, хотя его носители даже не слышали слова «шумер». Филистимляне были уничтожены евреями, но оставили название страны — Палестина. Потомков древних эллинов и римлян нет, но их искусство, литература и наука оплодотворяют умы людей и поныне.

Конечно, этносы различны, и история у каждого из них своя. Вместе с тем они сплетаются в сложнейшую историю человечества. С этой историей слишком многое связано в современной жизни нашей планеты. Поэтому понять события нынешних дней можно, только зная, как прошлое народов отражено в их настоящем.

[adsense]

Каждый человек — представитель того или иного этноса. И, значит, несет в себе самом его культуру т. е. представляет своим знакомым, обществу и миру характерные черты поведения, речи, традиции своего народа. Эти черты называют этническими, а самого человека в роли их носителя — этнофором.

Что такое народ-этнос, как возникают, живут и развиваются народы, какую роль в их судьбах играют исторические и природные условия, язык и культура, религия и политические границы? Каковы закономерности развития этносов, место и значение этнических общностей и этнических процессов в истории и современности? Знания по этим и другим вопросам этнической жизни человечества (что входит в предмет научной отрасли — этнологии) являются обязательным элементом современного образования. Такие знания имеют особую значимость для россиян, поскольку Российская Федерация — многонациональное, сложное по этнической структуре и составу государство. В процессе формирования культуры межнационального общения важное значение имеют этнологические знания. К сожалению, этнические конфликты зачастую являются следствием низкой культуры межнациональных отношений, невежества в области этнологических знаний.

В последние годы в учебные планы высшего образования (пока только гуманитарных вузов) был введен курс этнологии. Уже поставлен вопрос о введении этой дисциплины в программы колледжей и средних школ. Задача курса этнологии — дать учащимся основы знаний о процессах этногенеза и роли этнического фактора в социально-политической истории человечества, в эволюции мировой культуры и многообразии культур, об особенностях этнического самосознания, о сущности этнической идентичности, о формах и способах этнических контактов, о природе этнических конфликтов и путях их урегулирования и т. п. Изучение этих проблем имеет не только теоретико-познавательное значение, но обусловлено и практическими требованиями улучшения межнационального климата в нашей стране.

Современный человек, живущий в полиэтнической среде, не может успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений и конфликтогенных факторов.

Задача настоящего учебника состоит в том, чтобы дать студентам систематизированные знания по этнологии, которые будут им полезны и необходимы как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в условиях полиэтнического государства. При написании учебника автору предстояло решить по меньшей мере две сложные задачи. Во-первых, поскольку учебник по данной дисциплине является новым, то определение структуры, содержания, формы изложения материала представляли определенную трудность. Во-вторых, многие проблемы межэтнических и этнокультурных процессов в силу противоречивости и неоднозначности последних в российской этнологической науке не получили однозначного объяснения и остаются дискуссионными. Поэтому в настоящем учебнике акцент делается на устоявшиеся положения, взгляды и позиции, имеющие наибольшую поддержку и не являющиеся предметом острых дискуссий или взаимоисключающих точек зрения.

Следует различать этнологию как науку и учебную дисциплину. В задачу учебной дисциплины не входит полное и систематическое изложение всего содержания этнологической науки. Объем и содержание учебной дисциплины определяются требованиями государственного образовательного стандарта, программами и учебными планами вузов. Поэтому учебная дисциплина включает лишь основную проблематику этнологической науки и не является полным и систематическим изложением всего содержания этой науки. Исходя из этого, автор ограничил рамки учебника материалом, отвечающим учебным целям и задачам. Структура и содержание учебника хотя и не отражают в полной мере проблематику этнологической науки, но дают достаточные знания для общекультурной подготовки студентов.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 19.02.2015 — 19:42

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014