Восточнославянские народы (русские, украинцы, белорусы)

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

Братский союз многочисленных народов, больших и малых, закрепила навсегда Великая Октябрьская революция. Но этот союз существовал издавна, он сложился в веках общего труда и борьбы всех народов, населяющих нашу страну. При всей огромности страны, при всей многочисленности обитающих в ней народов, разнообразии их культур, все они ныне представляют собой сплоченное целое. Изучить это целое в его единстве и его многообразии — задача нашей науки — этнографии народов СССР.

Этнографический обзор народов Советского Союза принято располагать по крупным историко-этнографическим областям, на которые делится наша Родина. Эти области — Восточная Европа, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток.

Мы начнем наш обзор с народов Восточной Европы. Народам этой области, в силу особых исторических условий, суждено было сыграть и в гражданской и в культурной истории всех народов СССР — да и не только их, а и всего мира — совершенно исключительную роль. Восточно-Европейская равнина — это родина и коренная область расселения великого русского народа и тесно связанных с ним географическим соседством и глубокой исторической общностью других народов, славянских и неславянских. Это также колыбель великого Русского государства. Это — родина величайших деятелей русской и мировой культуры. С XIX в. здесь сложился один из важнейших центров мировой мысли.

Именно русский народ и его культура — вот что придало прочное единство многонациональному населению нашей Родины. Русский народ первым поднялся на борьбу с самодержавием, первым нанес решающие удары капитализму, первым показал всем другим народам путь к борьбе за социалистический строй. Он возглавил общее движение к социализму и повел за собой все народы нашей Родины.

Родина великого русского народа — Восточная Европа — приобретает тем самым совершенно особое историческое значение.

Восточно-Европейская равнина, ограниченная с севера и юга морями, с востока Уральским хребтом и степями южного Приуралья, с запада — условно—политической границей СССР, представляет собой с глубокой древности вполне определенное единство. Несмотря на огромное ее протяжение (с севера на юг около 2,5 тыс. км.), отдельные части этой области всегда были связаны между собой хозяйственными и культурными, а в дальнейшем и политическими узами. В физико-географическом отношении Восточная Европа может быть грубо-приблизительно разделена на две основные зоны: лесную на севере и степную на юге, с промежуточной переходной лесостепной зоной между ними. В каждой из этих зон исторически складывались характерные хозяйственно-культурные типы: на севере своеобразное сочетание лесного земледелия с охотничьим и рыболовческим хозяйством, на юге — сочетание степного земледелия со скотоводством. В ходе исторического развития земледельческое хозяйство, связанное с оседлым бытовым укладом, постепенно усиливалось и оттесняло более примитивные формы хозяйства, как на севере, так и на юге. При этом между народами обеих зон с отдаленной древности существовали, и чем далее, тем больше усиливались, экономические и культурные связи.

Только что упомянутые основные хозяйственно-культурные типы наметились в Восточной Европе еще с эпохи неолита: археологи различают здесь два основных типа неолитических культур: земледельческо-скотоводческий степной неолит и охотничье-рыболовческий лесной неолит. Очень вероятно, что и основные узлы этногенетических процессов в Восточной Европе завязывались в ту отдаленную эпоху — в III—II-м тысячелетиях до н. э. Но попытки установить прямую историческую связь между племенами — предполагаемыми носителями этих неолитических культур и современными народами, скажем финскими и восточнославянскими — пока еще лишены должной убедительности 1.

В распоряжении науки имеются, однако, и письменные свидетельства о населении Восточно-Европейской равнины, начиная примерно с середины 1-го тысячелетия до н. э.: это известия Геродота и других греческих, а позже и римских писателей о племенах скифов, сарматов и прочих, сменявших друг друга на интересующей нас территории. Пользуясь этими письменными известиями, названиями древних народов, данными о их расселении, сочетая их с данными археологии, антропологии и современными этнографическими и языковыми материалами, мы можем надеяться прояснить картину этногонических процессов и этнического развития народов Восточной Европы. Кое-что в этом направлении уже сделано советской наукой, в особенности в последние годы.

Хотя конкретные исторические связи между теми или иными древними народами и современными этническими группами не так легко установить, однако почти непрерывный поток исторических свидетельств, текущий от древней эпохи и до наших дней и дополняемый точно так же почти непрерывной цепью вещественных археологические памятников, позволяет сделать одно очень важное утверждение: перед нами налицо несомненная преемственность культурного развития на территории Восточной Европы на протяжении всей доступной наблюдению истории, а в значительной степени и непрерывность этнического развития. Хотя отдельные передвижения племен и народов на протяжении истории имели место многократно, однако говорить о коренной смене населения на данной территории в ту или иную эпоху у нас нет никаких оснований. Основная масса современного населения Восточно-Европейской равнины — это, несомненно, потомки древних автохтонов страны.

Восточная Европа, как единая историкоэтнографическая область, подразделяется на более мелкие части — подобласти, каждая со своей спецификой. Вот эти подобласти: а) основная и центральная часть Восточной Европы — территория исконного расселения восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов); б) Прибалтика; в) Восточно-Европейский Север; ,г) Волго-Камье; д) юго западная окраина СССР.

Notes:

  1. Такая историческая связь пока намечается лишь местами и в самых общих чертах; Археологи считают, например, — и это очень правдоподобно, — что неолитические культуры типа «ямочно-гребенчатой керамики», господствовавшие в лесной полосе Восточной Европы в III—II тысячелетиях до н. э. (и распадавшиеся на несколько локальных групп), принадлежали предкам угрофинских народов. Но, связь неолитических культур степной полосы с позднейшими известными там народами остается пока неясной.

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Джеймс Брэстед — американский археолог и специалист по цивилизациям Древнего Ближнего Востока, ввел термин «Плодородный полумесяц».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 17.12.2018 — 20:54

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014