Географическая (природная) среда является необходимым условием возникновения и функционирования этноса, и ее изменения оказывают существенное влияние на собственно этнические процессы. Этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего сложения. В последующее время при переселении или расселении этнос ищет себе природную среду, похожую на ту, в которой данный этнос сложился.
В истории каждого этноса можно найти конкретные свидетельства существенного влияния на него географической среды.
Этносы непосредственно и тесно связаны с природой через
свою хозяйственную деятельность. Большинство племен и народностей древности и средневековья вписывалось в ландшафт, не пытаясь его изменить. Таковы все охотники, рыболовы, скотоводы и собиратели, а также часть земледельческих племен, не применяющих искусственного орошения. Исключение составляли народы, практиковавшие интенсивное земледелие: египтяне, шумеры, древние иранцы, индусы и китайцы, которые приспосабливали ландшафты к своим потребностям.
[adsense]
Связь сложившихся этносов с вмещающими их ландшафтами проявляются в приспособлении этнического коллектива и его хозяйственной деятельности к определенным условиям. С течением времени соотношение этнос — ландшафт становится оптимальным для того и другого. Это означает, что устойчивый ландшафт стабилизирует этнос, и причин для создания нового этноса не возникает. Если же ландшафт меняется вследствие резких климатических изменений, то этнос, теряя привычные условия, истощается, численность его сокращается, и возможно либо его вымирание, либо миграция в поисках привычных условий. Процессы этногенеза возникают без участия климатических изменений, но начальные точки этногенетических процессов происходят на определенных участках поверхности Земли. Некоторые удобные для жизни территории никогда не являлись родиной народов, хотя этносы, уже сложившиеся, заселяют их и достигают высокого уровня развития.
Одноландшафтные территории, например, сибирская тайга (исключая речные долины), внутренняя часть Австралии, саванны, тропические леса и т. п. никогда не были местом возникновения этносов. И наоборот, разнообразие сочетаний ландшафтов на западноевропейском полуострове Евразийского континента столь благоприятно для этногенеза, что там возникло ошибочное представление, будто происхождение новых этносов — дело обычное. На самом же деле благоприятные географические условия, при которых только и может начаться процесс, являются на поверхности земного шара скорее исключением, хотя и встречаются во всех частях света.
На Ближнем Востоке, где сочетаются моря, горы, степи, горные леса, пустыни и речные долины, этнические коллективы возникали часто. Курды, например, отстояли свою этническую самобытность и от персов, и от греков, и от римлян, и от арабов, и даже от турок-османов. Китайский народ сложился на берегах Хуанхэ в условиях сочетания речного, горного, лесного и степного ландшафтов, а однообразные джунгли южнее Янцзы китайцы освоили только в I тыс. н. э. Однако, переселившись на юг и смешавшись с местным населением, древние китайцы превратились в современный южно-китайский этнос, отличающийся и от своих предков, и от северных китайцев, смешавшихся в долине Хуанхэ с хуннами.
В Северной Америке бескрайние леса и прерии не создают благоприятных условий для этногенеза. Однако на изрезанной береговой линии Великих озер в XV в. возник ирокезский союз пяти племен. Это было новое этническое образование, не совпадающее с прежним. На берегах Тихого океана южнее Аляски, там, где скалистые острова служат лежбищем моржей и тюленей, и море кормит береговых жителей, алеуты создали оригинальное общество, резко отличное от соседних охотничьих племен и по языку, и по обычаям. Таким образом, однородный по ландшафтам регион стабилизирует обитающие в нем этносы, разнородный — стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.
В связи с этим возникает вопрос: является ли сочетание ландшафтов причиной этногенеза или только благопрепятствует ему? Если бы причина возникновения новых народов была в географических условиях, то они, как постоянно действующие, вызывали бы народообразование постоянно. Но, как известно, этого не происходит. Следовательно, этногенез, хотя и обусловливается географическими условиями, но происходит по другим причинам.
Следует отметить, что искусственные ландшафты ведут себя так же, как естественные — в смысле воздействия на этнос. Так, иногда коллектив предпринимает огромную работу по перестройке природы согласно тем требованиям, которые он к ней предъявляет. Выполнив эту сложнейшую работу, коллектив, спаянный общим делом, превращается в этнос, живущий за счет привычного ландшафта и лишь поддерживающий его. Если же этнос приходит в упадок в результате неудачных войн или социальных кризисов, вместе с ним гибнет лишенный поддержки созданный им ландшафт.
Египтяне перестроили долину Нила в IV в. до н. э., затем долго поддерживали ее искусственный ландшафт, не внося принципиальных изменений. В эпоху XII династии, в XIX в. до н. э., возник новый тур преобразования природы: был создан фаюмский базис и одновременно возник новый египетский этнос, относящийся к древнему так же, как итальянцы относятся к римлянам. Потом этносы в долине Нила почему-то не возникали, и пришельцы захватывали ее с легкостью, удивляющей их самих.
Таким образом, антропогенное воздействие на ландшафт можно рассматривать как адаптацию новой популяции, находящейся в динамическом состоянии, т. е. популяции слагаются в этнос. А полностью сложившиеся этносы вписываются в ландшафт настолько, что не могут и не хотят приспособляться к иным природным условиям. С этой точки зрения легко объяснимы различия между этносами, находящимися в состоянии равновесия с ландшафтом. Так, сосуществовали в одних и тех же природных условиях племена охотников и рыболовов, земледельцев и кочевых скотоводов.