Владимир. Дмитриевский собор

Точной даты постройки Дмитриевского собора летописи не сообщают. Собор этот упомянут лишь в перечне построек князя Всеволода: «Созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия» [ЛЛ, 6720], «постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия, в свое имя» [НПЛ; в перечне — «а се князи русьстии»]. В более поздней летописи добавлено: «Чюдно велми, иже бе извну камень той около всея церкви резан, и връх ея позлати» [ПСРЛ, VII, 6720]. «Летописец» XVII—XVIII вв. приводит точную дату постройки — 1191 г. [Шилов А. А. Описание рукописей. — В кн.: Летопись занятий Археографической комиссии за 1909 г. СПб., 1909, вып. 22, с. 58], но большинство исследователей полагают, что собор был построен между 1193 и 1197 гг. Собор пострадал во время пожаров в XVI и XVIII вв. В начале XIX в. на нем была сделана четырехскатная крыша, замененная, однако, вскоре на позакомарную. В 1837—1839 гг. исполнена «реставрация» здания, лишившая его многих интересных частей. Первое серьезное исследование относится к 1849 г. (С. Г. Строганов), после чего собор многократно обмеряли и изучали. В настоящее время памятник полностью реставрирован (1941—1952 гг., А. В. Столетов).

[adsense]

Собор представляет собой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм (табл. 9). Его ширина 14.8 м, общая длина около 19.4 м, азимут 60°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах им отвечают плоские лопатки, а на наружных — пучковые пилястры с тонкими полуколонками. Колонки угловых пилястр далеко выдвинуты по диагонали от тела здания. Толщина стен от 1.12 до 1.23 м. Размер подкупольного пространства вдоль храма 5.3—5.35 м, поперек — 5—5.04 м (по И. А. Столетову — 4.88X5.22 м). Наружная высота до верха центральных закомар фасадов 17.26 м, до верха купола — 29.65 м, общая высота с крестом 34.04 м. Изнутри храма высота от уровня пола до вершины купола несколько более 27.2 м.

По фасадам храма проходит аркатурно-колончатый пояс, колонки которого опираются на резные кронштейны. Такой же пояс украшает верх апсид, но здесь каждая третья колонка опускается вниз до цоколя здания. Ниже профилированного цоколя над уровнем земли возвышались еще 2 ряда камней кладки. Нижняя часть стен, до аркатурно-колончатого пояса, не имеет декоративных элементов, а сам пояс и стены выше пояса богато убраны резьбой. В восточной закомаре северной стены размещена барельефная композиция, изображающая, по-видимому, князя Всеволода и его сыновей. Резьба обильно покрывает восьмиоконный барабан главы, архивольты и капители перспективных порталов. В каждом членении фасадов выше аркатурно-колончатого пояса расположено по одному высокому узкому окну со сложнопрофилированными откосами; 3 таких же окна помещены на центральной апсиде, по одному — на боковых. В боковых пряслах западного фасада в первом ярусе находятся невысокие окна, освещающие пространство под хорами. В соборе имеются хоры, занимающие западную треть здания. Они опираются на цилиндрические своды, направленные осями вдоль здания (т. е. по линии 3—В). Все угловые членения сводов храма повернуты осями так же. Барабан главы, наружный диаметр которого равен 6.8 м, опирается на квадратное основание, выступающее над сводами.

Стены и столбы собора сложены из хорошо отесанных блоков плотного известняка с забутовкой внутренней части туфом на растворе. Каменные блоки имеют размер 34—45X40—65 см (чаще 40— 48 см), а в столбах они крупнее — до 55 X 80 см. Перевязка швов выдержана не везде. Арки и паруса тоже сложены из тесаных камней, а своды — из пористого известково-туфового камня. Пазухи сводов заполнены околами туфа и слабо пролиты раствором. В стенах отмечены 2 яруса связей из дубовых брусьев квадратного сечения со сторонами от 20 до 21 см. Связи эти проходили и внутри здания, перекрещиваясь в его столбах. В местах пере¬сечения они скреплялись железными штырями.

Рис. 13. Владимир. Дмитриевский собор. Реконструкция плана храма с галереями.

Рис. 13. Владимир. Дмитриевский собор. Реконструкция плана храма с галереями.

Верхний ярус связей размещался в уровне пят подпружных арок, нижний — в уровне пола хор. В пяты арок под хорами и подпружных арок вставлены камни с резными изображениями парных львов. Весь интерьер был расписан фресками, которые частично сохранились на сводах под хорами в центральном и южном нефах, а также в барабане.

Фундамент в верхней части сложен из грубо отесанных камней, а ниже — из булыжников и туфового лома на известковом растворе с примесью песка. Глубина фундамента 1.05 м, ширина его значительно больше ширины стен; это создает перед цоколем выступ шириной 68 см.

Кровля была покрыта свинцовыми листами, а купол — золоченой медью. На куполе сохранился первоначальный крест высотой (с яблоком) 4.39 м, шириной 2.76 м; он окован прорезной золоченой медью по железному каркасу. На кресте — фигурка голубя (подлинная, выкованная из меди и позолоченная), вращающаяся на стержне. При ремонте обнаружены древние каменные водометы, не имеющие резьбы.

Судя по рисункам и чертежам, исполненным до «реставрации» начала XIX в., собор имел пристройки (рис. 13). С трех сторон к нему примыкали галереи шириной 3.1 м. Гелереи эти были одноэтажными, а 2 западных членения северной и южной частей представляли собой двухэтажные башнеобразные постройки; в крайних западных членениях размещались лестницы, а во вторых с запада — переходы из лестничных башен на хоры. В западных членениях северной и южной стен самого собора при реставрационных работах удалось обнаружить следы дверей — входов на хоры, заложенных и превращенных в окна при «реставрации» начала XIX в. Галереи и башнеобразные пристройки были сложены из тесаного камня и украшены резьбой, близкой, по-видимому, декоративному убранству собора. Однако все закомары пристроек, в отличие от закомар самого собора, имели килевидные очертания. Фундамент галерей был сложен из плит необработанного камня в несколько более небрежной манере, чем фундамент основного здания.

Галереи были пристроены к собору без перевязи и закрывали профилировку его фасадов и их резное убранство. Судя по стратиграфии шурфов, заложенных в 1945 г. (Н. Н. Воронин), галереи и башни одновременны основному зданию или построены немного позже. Некоторые исследователи полагали, что галереи и угловые башни были возведены примерно в 1220 г. (С. М. Новаковская) или в 30-е гг. XIII в., после того как при пожаре 1229 г. сгорели существовавшие здесь до этого деревянные переходы (А. В. Столетов). Остаются разногласия и о форме пристроек. Так, возможно, что вдоль западного фасада галереи не было, а имелся только притвор перед западным порталом. Не вполне ясно и первоначальное решение юго-западного угла пристроек.

В раскопе к северу от собора были найдены белокаменные обломки и известь, а к югу — обломки древних кирпичей (толщина 4—4.7 см, ширина 16.3 см) со знаками на торцах и поливные керамические плитки. Эти строительные материалы, вероятно, происходят от зданий, входивших в комплекс княжеского дворца.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 396—437; Казаринова В. И. Архитектура Дмитриевского собора во Владимире. — В кн.: Памятники русской архитектуры. М., 1959; Столетов А. В. 1) Инженерное укрепление и реставрация Дмитриевского собора во Владимире. — В кн.: Практика реставрационных работ. М., 1958, сб. 2, с. 35—62; 2) К истории архитектурных форм Дмитриевского собора в городе Владимире. — В кн.: Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1975, вып. 3, с. 114—156; Вагнер Г. К. 1) Скульптура Древней Руси, с. 231—415; 2) Об открытии резных надписей среди фасадной скульптуры Дмитриевского собора во Владимире.— СА, 1976, № 1, с. 270—272; Сычев Н. П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире. — В кн.: Памятники культуры. М., 1959. т. 1, с. 143—177; Фрески Дмитриевского собора. Текст В. Плугина. Л., 1974. (Сер. Публикация одного памятника); Новаковская С. М. 1) К вопросу о поздних рельефах в резьбе Дмитриевского собора во Владимире. — СА, 1978, № 4, с. 128—141; 2) Дмитриевский собор во Владимире. Поздние рельефы второго яруса и барабана. — СА, 1979, № 4, с. 112—125; 3) К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли. — КСИА, 1981, вып. 164, с. 47—51.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 31.12.2015 — 12:35

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014