К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
Западные люди размышляют о прошлом человечества как о прямой дороге времени. Великий немецкий государственный деятель XIX века Отто фон Бисмарк называл это «потоком времени», двигаясь по которому все сообщества людей переживают и хорошие, и плохие времена. Аналогия уместна, если рассматривать время линейным образом, как это делают археологи. Они используют множество методов для датировки тысячелетий далекого прошлого.
[adsense]
Линейная экстраполяция прошлого не является единственным способом осмысления древних времен. Многие общества, как древние, так и современные, представляют время как циклическое явление или иногда как соединение линейного и циклического. Цикличный подход связан со сменой времен года и прохождением небесных тел, с теми тесными взаимоотношениями, что существовали между народами, питающимися дарами природы, и земледельцами и окружающей их средой. Он также основывается на вечных реалиях человеческой жизни: зачатие, рождение, жизнь, взросление и смерть. Бесконечное повторение времени посадки и сбора урожая, миграции животных или нереста рыбы, созревание диких плодов — все это правило существованием человека. Древние майя разработали сложный циклический календарь, в котором взаимодействовали светский и религиозный календари, для того чтобы отсчитывать прохождение времен года и регулировать религиозные обряды (Коэ — Сое, 2002; Шель и Фридель — Schele and Friedel, 1990).
ОТКРЫТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ТЕОТИУАКАНЕ, МЕКСИКА, 1998Город Теотиуакан вырос на краю долины Мехико из множества маленьких деревень и к 650 году н. э. превратился в большой город с населением более 200 000 жителей (см. рис. 15.12). Ядро города составлял большой церемониальный комплекс с доминирующими пирамидами Солнца и Луны, но очень мало известно о строителях комплекса или о ритуалах, там совершавшихся. В 1998 году группа американских и мексиканских археологов, возглавляемая Сабуро Сугияма, производила раскопки в самой середине пирамиды Луны и обнаружила четыре разделяющихся слоя и захоронение человека, датируемое 150 годом н. э. В могиле находилось более 150 артефактов, расположенных вокруг скелета мужчины. Это были глиняные сосуды, артефакты из жадеита, фигурки, тонкие лезвия из обсидиана и украшения для ушей из жадеита. Неподалеку находились скелеты нескольких ястребов и ягуара, возможно похороненных заживо в своих клетках.
Сначала Сугияма со своими коллегами подумали, что они вскрыли захоронение знатного человека. Но руки его были связаны за спиной, и лежал он на краю того, что, очевидно, являлось намного более большим погребальным комплексом. Археологи считают, что это жертвенное приношение. Сугияма полагает, что еще больше захоронений будет обнаружено глубже в пирамиде, возможно, могильный памятник одного из правителей Теотиуаканы. Такое открытие было бы чрезвычайно важным, поскольку нам ничего не известно о могущественных правителях этого великого города.
Но из этого не стоит делать вывод, что общества с циклическим пониманием времени не имели также и линейных хронологий. Знаменитый «длинный отсчет» майя являлся линейной хронологией, образовывавшей неотъемлемую часть тесного взаимоотношения между правителями майя и космосом. Древние египтяне разработали линейную хронологию в административных целях. Но в целом общества обращались к линейным хронологиям тогда, когда в них была нужда. Например, западные общества используют линейное время для регулировки времени молитв, для контроля рабочего дня и для расписания движения самолетов. Трудно обобщать, но общества с централизованными политическими системами имеют тенденцию использовать время правления царей как вехи на линейной шкале времени (рис. 7.1).
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее