К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
Керамика, особенно лепная, является одним из наиболее ярких индикаторов этнокультурной принадлежности изготовившего ее населения. Металлические изделия не определяют ее столь точно. То или иное бронзовое или железное орудие было известно не только у конкретного народа, но и у широкого круга его соседей — реальных и возможных противников. Поэтому оружие, как и предметы конского набора, являются в первую очередь датирующим материалом. Теснее связаны с этническими чертами украшения. Но и они могут в результате обмена распространяться за пределами своей территории.
Иначе дело обстоит с керамикой. Это изделия повседневного потребления, к тому же легко бьющиеся. Рядовые сосуды затруднительно пускать на обмен. Поэтому появление определенной керамики чаще всего свидетельствует о проникновении ее изготовителей. Различные керамические комплексы отличаются между собой по форме, орнаментации и технике изготовления. К сожалению, последний фактор стал изучаться недавно. Поэтому при сопоставлении сосудов мы продолжаем в основном обращаться к их форме и орнаменту.
Постараемся на примере лесостепных культур раннего железа (саргатской и большереченской) рассмотреть вопрос об их этнокультурных взаимоотношениях. Большереченская культура распространена на незначительной территории — лишь в Верхнем Приобье. Ее характерной особенностью является сочетание местных традиций переходного времени с сосудами саков Казахстана и Средней Азии, где они были известны еще в переходное время. Аналогичные сосуды распространены и на Алтае. Эта группа керамики у саков не имеет орнамента. В Верхнем Приобье она тоже либо гладкая, либо имеет незначительный орнамент. В целом же индекс орнаментированности (число строк орнамента на один сосуд ) большереченской керамики в V-III вв. до н.э. низок. Он колеблется от 0,3 до 0,9 ( Троицкая, Бородовский, 1994). Большереченская керамика входит в одну широкую группу, охватывающую Верхнее Приобье, Алтай, Казахстан и Среднюю Азию. В среду местного большереченского населения, видимо постоянно проникало южное население, которое в Верхнем Приобье сливалось с местным. Об этом говорит тот факт, что новые формы керамики, появляющиеся на юге и юго-западе (например, стаканчики), обнаруживаются и в Приобье. Проникновение южного населения в Верхнее Приобье подтверждается антропологическими данными (Дремов,1972) и топонимическим материалом (Малолетко, 1992).
Саргатская культура была распространена на широкой полосе от Зауралья до Барабинской лесостепи. Она отличалась относительно устойчивыми керамическими комплексами. В V-III вв. до н.э. они по своей форме и орнаментации отличались от большереченской культуры: отсутствовали плоскодонные банки и кувшинчики с узким удлиненным горлом. Индекс орнаментированности комплексов значительно выше, чем на большереченских сосудах: он колеблется от 1,6 до 2 строк на сосуд (Матвеева, 1994). Еще выше он в ранних саргатских комплексах Барабы (Полосьмак, 1987). В целом саргатская керамика этого времени стоит ближе к савроматским и раннесарматским сосудам Южного Приуралья, чем к большереченским. Их сближает орнамент в виде треугольников с прочерченными линиями и фестонов, заполненных точками. Основное отличие заключается в отсутствии в саргатских комплексах плоских днищ, преобладавших в южноуральских материалах. Тесные связи между саргатским и сарматским населением подтверждаются особенностями погребального обряда и инвентаря (Матвеева, 1994; Корякова, 1991).
Таким образом, до III-II вв. керамические комплексы лесостепной полосы Западной Сибири входили в два различных круга. Это, с одной стороны, сармато-саргатский круг, а с другой — ареал, включающий в себя Верхнее Приобье, Алтай, Казахстан и Среднюю Азию. Безусловно, они не были изолированы друг от друга.
С III-II вв. положение меняется. Саргатская керамика всего ареала представляет собой дальнейшее развитие предшествующих материалов. В Верхнем Приобье наблюдается изменение керамики, что хорошо прослеживается на примере двух могильников: Быстровка-1 (III-II вв. до н.э.; Троицкая, Бородовский,1994) и Быстровка-3 (1 в. до н.э. — 1 в. н.э.; Дураков, Мжельская, 1995). Увеличилось число строк орнамента. Для Быстровки-1 индекс орнаментарованности достигает 1,2 строк на один сосуд, а для Быстровки-3 — 2,5. По-прежнему сохраняются связи с населением Алтая и Казахстана. Встречаются узкогорлые неорнаментированные кувшинчики. Но на других сосудах орнамент стал значительно богаче, что могло быть связано как с проникновением в большереченскую среду пришлого с севера кулайского населения, так и с проникновением саргатцев. Как мне кажется, для II-I вв. до н.э. последний фактор был первоочередным, так как типичный кулайский орнамент в виде “уточки” и широкогорлые круглодонные чаши в большереченских комплексах этого времени не обнаружены. В Быстровке-1 отмечен орнамент в виде фестонов, заштрихованных треугольников и рядов горизонтальных елочек. Последний орнамент, скорее всего, связан с проникновением прииртышского саргатского населения. Горизонтальные елочки в ранних материалах большереченской культуры крайне редки, нет их и на васюганском этапе кулайской культуры. Правда, горизонтальные елочки отмечены в кулайском могильнике Каменный Мыс, синхронном курганам Быстровки-1, но это уже могильник смешанного кулайско-большереченского населения. Зато ряды горизонтальных елочек часто встречаются на саргатских комплексах Барабы VI-IV вв. (Полосьмак, 1987), част он и на керамике Инберени IV (Матвеева, 1994).
О смешении населения свидетельствует и могильник Быстровка-3. Один из его сосудов не только по орнаментации, но и по форме типично саргатский. Часты горизонтальные елочки, встречаются фестоны, заполненные точками. В среду’ местного населения проникают не только саргатцы, но и кулайцы: три сосуда орнаментированы уточками, а один из них имеет типичную для кулайской керамики форму, он приземистый, широкогорлый. Отдельные случаи проникновения саргатских сосудов отмечены и для степного Алтая (Могильников, 1988), В.А.Могильников справедливо полагает, что часть саргатского населения продвинулась от натиска северных племен, пришедших в Барабу.
Интересно отметить, что в отдельных районах, судя по материалам могильников конца 1 тыс. до н.э., не наблюдается проникновение носителей саргатской или кулайской культуры. Так в керамическом комплексе Милованово-8 резко преобладают неорнаментированные сосуды, индекс орнаментации здесь всего лишь 0,2. Еще ниже он в Камне II (0,12) и в Соколово. Причем это не связано ни с чуть более южным расположением этих памятников по отношению к Быстровке, ни с нахождением могильников на том или ином берегу Оби. Быстровка-1 и -3 расположены на правом берегу. Масляха-1 (Могильников, Уманский, 1992), могильник близкий им по времени и значительному индексу орнаментированности (12,4), находится на левом берегу близ курганов Камень II; Милованово-8 — на правом берегу, Соколово — на левом и т.д.
Таким образом, на рубеже первых тысячелетий большереченская культура была неоднородной. Саргатцы и кулайцы проникали лишь в отдельные пункты. Значительная же часть большереченцев придерживалась традиционных южных связей.