Существует ли антропологическое единство этноса

В этнической практике нередко по внешним отличительным особенностям физического типа людей, т. е. по расовым (антропологическим) признакам судят или пытаются судить о том, к какому этносу принадлежит конкретный человек или целая группа людей. В научной трактовке этой проблемы обращает на себя внимание следующее. В работах этнографов отмечается, что народы мира в большинстве имеют сравнительно однородный расовый состав. Но в работах антропологов, напротив, часто подчеркивается, что отдельные этнические общности по физическому типу как правило, неоднородны. Соответственно говорится о необходимости строго разграничивать расы и этнические общности.

Диаметральная противоположность этих суждений во многом объясняется тем, что в них за основу взяты антропологические единицы разного уровня. Этнографы в таких случаях, главным образом, имеют в виду большие расы (европеоидную, монголоидную и негроидную) и лишь иногда так называемые малые расы, антропологи же — преимущественно самую малую, самую узкую классификационную единицу — антропологический тип.

Для человека, не обладающего специальными знаниями, различия между близкими антропологическими типами практически неуловимы. Поэтому он обычно воспринимает этнос-народ как нечто целостное в антропологическом отношении. С другой стороны, соседние народы нередко принадлежат к одному антропологическому типу. Соответственно в преобладающем числе случаев антропологические типы не выступают в качестве сколько-нибудь существенных особенностей народов.

[adsense]

Что касается внешних физических особенностей, характерных для больших рас, то они тоже, как правило, не выступают в качестве факторов, отличающих соседние этносы. Ведь каждая из больших рас имеет весьма обширные ареалы своего преимущественного распространения, охватывающие обычно большое число «родственных» этносов. Показательно, в частности, что свыше 85% всех людей, входящих в индоевропейские народы, и около 95% говорящих на языках уральской лингвистической семьи принадлежат к европеоидной расе; люди этносов, составляющие китайско-тибетскую языковую семью, почти на 100% относятся к монголоидной расе и т. п. Примерно 30% населения мира принадлежит к смешанным и промежуточным в расовом отношении группам. Следует также отметить, что нередко один этнос состоит из людей, принадлежащих к различным расам (например, большинство латиноамериканских народов). А в таких случаях невозможность рассматривать расовые различия как этнические очевидна.

Следует подчеркнуть, что при развитии этноса резкие расовые различия внутри него большей частью постепенно исчезают, разницы между «белыми», индейцами, неграми, метисами и мулатами во многих латиноамериканских странах все больше и больше стираются. Буквально на наших глазах складывается, например, бразильский тип, где рядом с людьми смешанной европейско-индейско-африканской крови живут и типичные европеоиды и чистокровные негры. Не приходится сомневаться, что через несколько поколений бразильцы будут в расовом отношении не менее однородны, чем англичане или скандинавы.

Нередко менее эффективные различия остаются достаточно заметными. В Германии средний житель южной части страны (Баварии) темнее и шире лицом, меньше ростом, чем северянин. Среди немцев-северян гораздо выше, чем в Баварии, процент блондинов. Уж на что итальянцев приятно считать брюнетами, но и в Италии есть блондины и русые.

Выходец из рязанской деревни поражается тому, как много голубоглазых блондинов среди новгородцев и сколько жгучих брюнетов среди донских казаков. А ведь и рязанцы, и донцы, и новгородцы — равно русские. Русские ростовчане, большей частью черноволосые и темноглазые, довольно сильно отличаются от русских коренных жителей Архангельщины, чаще всего русоволосых и голубоглазых.

Следовательно, определение этнической принадлежности людей на основе одних только внешних антропологических признаков обычно оказывается более чем приблизительным. Так что вводить в число важнейших принципиальных характеристик этноса антропологические показатели не имеет смысла.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.02.2015 — 14:41

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014