Стоунхендж

Молони Н. Археология. М.: Росмэн, 1996. — С. 54-61.

Каменные гиганты

В промежутке от 6500 до 3500 лет назад сельскохозяйственные сообщества Западной Европы оставили в высшей степени заметные признаки своего присутствия в виде огромных монументов, воздвигнутых из массивных каменных глыб.

Такие монументы, известные под названием мегалиты (от греческих слов «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»), обнаружены во многих местах по всему миру, но самые древние из них находятся в Западной Европе. В результате раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них очень часто открываются захоронения. Это навело археологов на мысль интерпретировать монументы как места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие сообщества в данной местности. На юге Ирландии, в Нью-Грейндже, над окружающим ландшафтом высится огромный 11-метровый курган из камней и торфа. Через основание кургана на 24 м вглубь тянется коридор, снизу и сверху выложенный массивными камнями. Он заканчивается тремя помещениями, также облицованными камнем. В определенные дни лучи восходящего солнца проникают в коридор и освещают центральный зал, расположенный в самой глубине.

Огромные размеры мегалитических монументов, их внушительный вид на фоне окружающей местности и колоссальный объем работы, необходимой для их возведения, дают основание предположить, что но крайней мере некоторые из них играли важную роль в качестве ритуальных центров ранних сельскохозяйственных сообществ в Европе эпохи неолита и раннего бронзового века. В Карнаке, в Бретани, на несколько километров протянулись по равнине ряды вертикально стоящих камней. Сегодня из 10 000 первоначально поставленных каменных глыб осталось только 3000. Хотя под карнакскими камнями не было обнаружено ни одного захоронения, неподалеку от них имеется множество мегалитических могил.

Карнак в Бретани (Франция) — место, где расположено множество мегалитических памятников. В Ле-Менеке имеется 11 параллельных линий камней длиной более 1 км. Этот памятник относится к середине третьего тысячелетия до новой эры. Археологи не знают точно, для чего были воздвигнуты эти камни, но полагают, что их использовали для важных ритуальных целей.

Карнак в Бретани (Франция) — место, где расположено множество мегалитических памятников. В Ле-Менеке имеется 11 параллельных линий камней длиной более 1 км. Этот памятник относится к середине третьего тысячелетия до новой эры. Археологи не знают точно, для чего были воздвигнуты эти камни, но полагают, что их использовали для важных ритуальных целей.

Так выглядит изнутри коридор гигантского мегалитического памятника в Нью-Грейндже (Ирландия). Этот коридор выложен огромными вертикальными камнями, так называемыми ортостатами; на некоторых из них вырезаны рисунки. Ведет он в помещение, имеющее форму креста. Нью-Грейндж относят приблизительно к 3100 г. до н.э.

Так выглядит изнутри коридор гигантского мегалитического памятника в Нью-Грейндже (Ирландия). Этот коридор выложен огромными вертикальными камнями, так называемыми ортостатами; на некоторых из них вырезаны рисунки. Ведет он в помещение, имеющее форму креста. Нью-Грейндж относят приблизительно к 3100 г. до н.э.

Строительство огромных каменных монументов продолжалось в течение почти 3000 лет, с пятого по второе тысячелетие до новой эры. С тех пор каменные гиганты, усеявшие ландшафты многих стран, стали окутываться тайной и обрастать легендами и фантазиями. Целые века они привлекают к себе толпы посетителей. На юге Англии, над равниной Солсбери, высятся массивные, вертикально стоящие камни Стоунхенджа — вероятно, самого знаменитого мегалитического сооружения. Это один из более чем 500 каменных, деревянных и земляных монументов, расположенных в радиусе 8 км вокруг самого Стоунхенджа.

Стоунхендж

С земли Стоунхендж выглядит как множество беспорядочно стоящих и упавших камней, но, если посмотреть на него сверху, его схема становится совершенно ясной. Это серия концентрических окружностей; часть из них — земляные, другие сооружены из крупных и мелких камней. Одинокий Пяточный камень стоит у входа, как бы охраняя памятник. Чуть заметные полосы аллей (авеню) уходят вдаль.
Но Стоунхендж — это нечто большее, чем то, что можно увидеть сверху. Многие его тайны, так же как тайны окружающей его местности, были раскрыты благодаря тщательному изучению и, конечно, археологическим раскопкам, которые велись последние 400 лет. В результате археологи сумели составить подробный план этого памятника. Три кольца ям (ямы Обри, ямы Y и ямы Z) отделяют наружный земляной вал и ров от внутренних колец, сложенных из крупных и мелких камней. Центральная часть монумента завершается двумя подковообразными рядами камней и Алтарным камнем посредине.

Хотя Стоунхендж строился на протяжении 2000 лет, лежащий перед вами современный план монумента демонстрирует высокую точность, с которой он был задуман и осуществлен. Первоначальный памятник, состоявший из земляного вала и рва, изменялся и дополнялся в течение двух тысячелетий.

Хотя Стоунхендж строился на протяжении 2000 лет, лежащий перед вами современный план монумента демонстрирует высокую точность, с которой он был задуман и осуществлен. Первоначальный памятник, состоявший из земляного вала и рва, изменялся и дополнялся в течение двух тысячелетий.

V На этом снимке Стоунхенджа, сделанном сверху, совершенно четко видна его структура. Аллея, пересеченная современной дорогой, тянется от «Эшафота» у входа, мимо Пяточного камня и уходит вдаль.

V На этом снимке Стоунхенджа, сделанном сверху, совершенно четко видна его структура. Аллея, пересеченная современной дорогой, тянется от «Эшафота» у входа, мимо Пяточного камня и уходит вдаль.

Еще два объекта, называемые курганами, можно видеть по обе стороны внутреннего пространства, огороженного валом. (Это места расположения двух оставшихся опорных камней — см. ниже.) Курганы — это земляные холмы, под которыми находятся захоронения; они встречаются повсюду вокруг Стоунхенджа. За годы изучения исследователи дали названия различным элементам Стоунхенджа и перенумеровали камни и ямы, чтобы упростить изучение этого памятника.

Внешние кольца

Земляной ров и земляной вал образуют самое большое кольцо Стоунхенджа. Кирки из оленьего рога, обнаруженные при раскопках рва, свидетельствуют о том, что рабочие пользовались ими для земляных работ, проникая в меловой грунт на большую глубину. Из земли и мела, которые при этом выкапывали, они соорудили высокий вал, пользуясь, вероятно, кожаными плетеными корзинами для подъема грунта.

Нетрудно представить себе, как выглядели когда то кольцо сарсенов и подковообразная линия трилитов Стоунхенджа. А вот от меньшего по размеру кольца голубых камней осталось совсем немного.

Нетрудно представить себе, как выглядели когда то кольцо сарсенов и подковообразная линия трилитов Стоунхенджа. А вот от меньшего по размеру кольца голубых камней осталось совсем немного.

Вдоль внутренней стороны вала находится кольцо из 56 ям Обри, названных так в честь Джона Обри, обнаружившего их в XVII в. Он вообще был самым первым человеком, который стал подробно изучать Стоунхендж. Он отметил впадины в земле, но только в 1920-х гг. некоторые из них были наконец раскопаны. При этом обнаружилось, что когда-то это были круглые ямы. Многие из них были местом захоронения умерших, подвергнутых кремации. Верхние слои других содержали кремневые артефакты и костяные булавки. Раскопки показали, что в ямах Обри никогда не было больших камней или деревянных столбов. Подобные же ямы были обнаружены во многих местах вокруг Стоунхенджа. Некоторые археологи считают их специальными ямами для ритуальных жертв.

Сверху на вертикально стоящем сарсене делался специальный выступ (шип), который должен был попасть во впадину(паз) на нижней стороне перемычки. Удивительна точность, с которой эти шипы и пазы соответствовали друг другу.

Сверху на вертикально стоящем сарсене делался специальный выступ (шип), который должен был попасть во впадину(паз) на нижней стороне перемычки. Удивительна точность, с которой эти шипы и пазы соответствовали друг другу.

Во время раскопок 1920-х гг. были найдены также ямы Y и ямы Z. Их предназначение не ведомо никому. Делались предположения, что в этих ямах раньше стояли камни, но ни малейших фрагментов камня ни в одной из них найдено не было.

Большое каменное кольцо

Самые крупные камни Стоунхенджа вырублены из твердого песчаника, так называемого сарсена. Эти сарсеновые блоки просто огромны, они весят целых 45 т (как девять взрослых слонов-самцов), а в длину достигают 7 м.

В наши дни большое центральное кольцо состоит из 17 гигантских вертикальных сарсеновых блоков, хотя остатки камня и большие ямы указывают на то, что первоначально кольцо состояло из 30 камней. Поверх этих вертикальных сарсеновых блоков было уложено кольцо горизонтальных сарсенов, так называемых перемычек. На обоих концах перемычек с нижней стороны видны специально сделанные углубления. Они точно соответствуют выступам, расположенным в верхней части вертикально стоящих сарсенов. Хотя большая часть перемычек уже обрушилась, создается впечатление, что когда-то жестко скрепленные друг с другом вертикальные камни и перемычки образовывали точное кольцо.

Форма вертикальных прямоугольных сарсенов несколько изменена: они немного сужаются в верхней части, так что кажутся выше, чем на самом деле. Перемычки же несколько искривлены, так что все они вместе образуют окружность. Совершенно ясно, что для того, чтобы вырубить камни для Стоунхенджа, придать им нужную форму и сгладить их поверхность, было приложено немало усердия и сил: ведь все это было сделано с помощью одних только каменных орудий.

Кольцо из голубых камней

Внутри сарсенового кольца находится несколько меньшее по размеру кольцо из каменных блоков. Эти камни, называемые голубыми из-за их синеватого цвета, хотя и уступают сарсенам в размерах, но все же весят до 4 т. Хотя сегодня их осталось немного, но по обломкам во впадинах, где прежде стояли камни, а также по количеству пустых углублений мы можем предположить, что первоначально число голубых камней составляло 82. Многие из них, однако, обрушились или раскололись под грузом упавших на них сарсенов. Некоторые выветрились под действием дождя и ветра, а другие за долгие века были унесены и использованы для иных целей. Иногда при раскопках находят только части камня. Признаки специально выбитых впадин и выступов указывают на то, что когда-то голубые камни были, по-видимому, соединены друг с другом, но мы не можем уверенно судить о том, было ли из них образовано одно кольцо или колец было два, как считают некоторые археологи.

Сверху на вертикально стоящем сарсене делался специальный выступ (шип), который должен был попасть во впадину (паз) на нижней стороне перемычки. Удивительна точность, с которой эти шипы и пазы соответствовали друг другу.

Подковообразные линии

Самые крупные сарсены Стоунхенджа образуют подковообразную линию внутри кольца из голубых камней. Она состоит из пяти трилитов. Трилит — это набор из двух вертикальных глыб, соединенных перемычкой, а слово «трилит» в переводе с греческого означает «три камня». В середине этой подковообразной линии величественно возвышается самый большой трилит. Вертикальные камни имеют ту же форму, что и аналогичные сарсены внешнего кольца, и перемычки, по-видимому, прикреплялись к ним тем же способом. На некоторых гигантских трилитах были вырублены очертания доисторических топоров и кинжалов, но значение их изображений для древних земледельческих сообществ археологам точно не известно.

Внутри большой подковы из сарсеновых трилитов стоит меньшая подкова из голубых камней. В самом центре лежит еще один сарсен, Алтарный камень, который когда-то стоял вертикально. Этот камень находится на оси симметрии — воображаемой прямой линии, делящей Стоунхендж пополам.

Опорные камни и «Эшафот»

Завершают планировку Стоунхенджа еще несколько камней, часть из которых остались на месте, а часть исчезли. Первоначально с внутренней стороны вала было установлено четыре менее крупных сарсеновых блока. Два из них стоят на прежних местах, хотя от одного остался лишь обломок, а углубления на местах исчезнувших камней скрыты под небольшими холмами. Назначение этих опорных камней неясно, но некоторые исследователи полагают, что древние земледельческие сообщества использовали их в качестве астрономических указателей.

Тысячелетняя эрозия, вызванная погодными факторами, разрушила камни Стоунхенджа. Но выступающая часть c левой стороны перемычки, предназначенная для соединения со следующим блоком, хорошо видна до сих пор.

Тысячелетняя эрозия, вызванная погодными факторами, разрушила камни Стоунхенджа. Но выступающая часть c левой стороны перемычки, предназначенная для соединения со следующим блоком, хорошо видна до сих пор.

Крупному упавшему сарсену у входа в Стоунхендж было дано зловещее название «Эшафот» из-за красных пятен на его поверхности, похожих на пятна жертвенной крови.

Истина гораздо менее драматична: в породу, из которой состоит камень, входят частицы железа, которые делаются красными, соприкасаясь с водой. К тому же этот камень первоначально не лежал плашмя на земле, а стоял вертикально. Неподалеку от него было обнаружено еще две ямы. Это значит, что у входа рядом с «Эшафотом» стояли и другие камни.

Пяточный камень и Аллея

Пяточный камень находится вне большого кольца Стоунхенджа, на Аллее. Раскопки 1980 г. обнаружили еще одну яму вблизи Пяточного камня, где, возможно, стоял второй камень. Воображаемая ось симметрии всего монумента проходит между ними. Во время недавних раскопок археологи обнаружили еще несколько ям от камней между «Эшафотом» и Пяточным, вдоль оси симметрии. Некоторое количество более мелких ямок, находящихся между входом и Пяточным камнем, возможно, остались от деревянных столбов.

Пяточный камень охраняет вход в Стоунхендж. Этот снимок был сделан а середине зимы, но Стоунхендж производит впечатление в любое время года. Насколько же более грандиозным казался он тем, кто смотрел на него 3500 лет назад, когда монумент был уже завершен и все камни еще находились на своих местах. Не трудно представить себе процессию, возглавляемую, возможно, жрецом или жрицей, медленно вливающуюся в Стоунхендж через входной проем, чтобы приступить к совершению ритуала, посвященного зимнему солнцестоянию.

Пяточный камень охраняет вход в Стоунхендж. Этот снимок был сделан а середине зимы, но Стоунхендж производит впечатление в любое время года. Насколько же более грандиозным казался он тем, кто смотрел на него 3500 лет назад, когда монумент был уже завершен и все камни еще находились на своих местах. Не трудно представить себе процессию, возглавляемую, возможно, жрецом или жрицей, медленно вливающуюся в Стоунхендж через входной проем, чтобы приступить к совершению ритуала, посвященного зимнему солнцестоянию.

Рвы и земляные валы идут по обе стороны от Аллеи, они тянутся от входа в Стоунхендж на расстояние 3 км. Аллея, впервые отмеченная в 1721 г. археологом Уильямом Стакли, была, видимо, той дорогой, по которой двигались процессии, направлявшиеся в Стоунхендж и из него.

Каков возраст Стоунхенджа?

Археологи сумели произвести абсолютную датировку с помощью радиоуглеродного метода (см. с. 26). Кроме того, ряд артефактов, безусловно характерных для определенных периодов, позволили сделать относительную датировку (см. с. 24). Таким образом, археологам удалось установить последовательность стадий строительства Стоунхенджа. Хотя некоторые из этих стадий могут быть датированы с достаточной достоверностью, мы все-таки не можем абсолютно уверенно судить о том, в какой последовательности происходили некоторые строительные работы. Однако совершенно точно, что Стоунхендж строился в течение долгого периода, примерно между 3000 и 1000 гг. до н.э.

Радиоуглеродный метод, примененный к кирке из оленьего рога, найденной на дне рва, показал, что ров и вал являются самыми первыми сооружениями Стоунхенджа, относящимися примерно к 3000 г. до н.э. Аналогичный метод датировки угля, обнаруженного в одной из ям Обри, показал, что эти ямы были вырыты не позднее 2200 г. до н.э., хотя некоторые археологи полагают, что возраст ям более значителен: примерно 2700 г. до н.э. При этом не надо забывать, что радиоуглеродный метод позволяет установить возраст угля, а не самой ямы; мы можем быть уверены лишь в том, что ямы не моложе датированного угля, обнаруженного в них. Костяные булавки и кремневые артефакты, найденные в некоторых ямах, являются типичными предметами для стоянок позднего неолита. Это дает возможность относительной датировки самих ям.

Строительная активность в Стоунхендже между 2500 и 2150 гг. до н.э. была невелика. Улитки, раковины которых были найдены в одном из пластов рва, относятся к лесным видам — следовательно, в те времена эти места были покрыты лесами.

Радиоуглеродным методом установлено, что строительство Аллеи началось около 2150 г. до н.э. Это дает основание предположить, что Пяточные камни тоже были воздвигнуты в это время.

Сарсены были установлены на своих местах между 2100 и 1800 гг. до н.э. Хотя у археологов нет полной уверенности относительно того, в каком порядке строились каменные кольца, однако они убеждены, что сарсены были воздвигнуты позже, чем были выкопаны ямы Обри, и раньше, чем были окончательно установлены голубые камни. Некоторые ученые считают, что голубые камни были частью какой-то более ранней конструкции; затем она была демонтирована, а камни от нее пошли на последнее кольцо и подковообразное сооружение, относящееся к 1800 г. до н.э.

Такие, как эта, кирки из оленьего рога применялись для выкапывания рвов Стоунхенджа. Некоторые из этих орудий были использованы для радиоуглеродной датировки.

Несмотря на определенные проблемы, связанные с датировкой, мы знаем, что строительство монумента было завершено приблизительно к 1500 г. до н.э., когда были выкопаны ямы Y и Z. Радиоуглеродный метод показал, что ров Аллеи был расширен между 1200 и 1000 гг. до н.э. Таким образом, в доисторические времена Стоунхендж использовался в течение почти 2000 лет.

Как доставляли камни в Стоунхендж

Ни сарсенов, ни голубых камней вблизи Стоунхенджа не было. Ближайшее месторождение сарсена находится в 30 км от него. Как же люди могли доставить сюда эти огромные камни, пересекая холмистую местность, особенно если учесть, что колесо в то время еще не было изобретено? Археологи считают, что, по всей вероятности, сарсены привозились в Стоунхендж на санях, под которые подкладывали несколько деревянных катков. Тащить эти сани могли как люди, так и быки или те и другие вместе.

В 1923 г. один геолог обнаружил, что большая часть голубых камней прибыла с гор Приели, что в Уэльсе; расстояние от них до Стоунхенджа превышает 200 км. Никто не знает, как их смогли сюда доставить. По предположениям некоторых археологов, часть пути была проделана по морю, а часть — по суше. Согласно другому предположению, голубые камни могли прибыть в эти края на мощных пластах льда во времена ледникового периода, за тысячи лет до строительства Стоунхенджа. Если эта теория верна, строителям Стоунхенджа не пришлось тащить эти камни издалека. Как бы то ни было, вблизи монумента не было найдено ни одного голубого камня, и вряд ли тут дело в том, что все имевшиеся подходящие камни пошли на памятник.

Как строители устанавливали камни?

Тогда еще не существовало механических подъемных кранов или огромных лебедок, с помощью которых люди в Стоунхендже могли бы установить массивные камни на их места. Им приходилось делать все это вручную.

В 1901 г. один из больших сарсенов так сильно наклонился, что это стало опасным, и его пришлось вернуть в исходное вертикальное положение. В процессе реставрации выяснились некоторые детали относительно того, каким образом эти камни устанавливали впервые. Оленьими кирками рабочие выкапывали глубокую яму в меловом грунте. Одна сторона ямы делалась вертикальной, а с другой стороны сооружался пологий скат, по которому сползал сарсен. Когда он ока¬зывался в яме, люди поднимали его в вертикальное положение, а потом засыпали пустое пространство камнями, меловыми обломками и землей, чтобы камень прочно держался. Нам не известно, какими рычагами поднимали сарсены в прямое положение, когда Стоунхендж сооружался впервые, но полагают, что строители могли пользоваться системой веревок и деревяиных подмостков.

1—3. Установка сарсена с использованием катков, веревок и подмостков. 4—6. Подъем перемычки. Возможно, ее укладывали на бревенчатую платформу, затем поднимали, постепенно подкладывая бревна снизу, а когда высота оказывалась достаточной, сталкивали перемычку на сарсены.

1—3. Установка сарсена с использованием катков, веревок и подмостков. 4—6. Подъем перемычки. Возможно, ее укладывали на бревенчатую платформу, затем поднимали, постепенно подкладывая бревна снизу, а когда высота оказывалась достаточной, сталкивали перемычку на сарсены.

В 1901 г. среди камней было обнаружено некоторое количество орудий, которыми пользовались при строительстве: кремневые орудия, куски кирок из оленьего рога, крупные и мелкие камни, служившие молотами, в том числе огромные сарсеновые молоты весом 18—27 кг. Именно такими инструментами строители тесали камни, придавали им нужную форму и выравнивали их поверхность. Никакими металлическими орудиями они не пользовались.

Так, по представлению художника, мог выглядеть Стоунхендж, когда все камни были установлены на нужные места (ок. 1500г. дон. э.). Возможно, что перед окончательной установкой голубые камни были расположены иначе.

Так, по представлению художника, мог выглядеть Стоунхендж, когда все камни были установлены на нужные места (ок. 1500г. дон. э.). Возможно, что перед окончательной установкой голубые камни были расположены иначе.

Каким образом строители устанавливали перемычки поверх вертикальных камней, мы не знаем. Одну из теорий на этот счет иллюстрируют рисунки 4—6 наверху. Но какой бы метод ни применялся, подъем таких перемычек требовал весьма значительного времени.

Что происходило в Стоунхендже?

Стоунхендж — это один из сотен памятников, расположенных на равнине Солсбери. Некоторые из них имеют круговые валы и рвы, подобные валу и рву Стоунхенджа, другие состоят из круглых или длинных курганов. Есть очень странные памятники, называемые курсами, — они представляют собой два параллельных вала и два рва. Самый длинный курс, построенный за 500 лет до Стоунхенджа, имеет более 2,8 км в длину и 100 м в ширину. Он был обнаружен в 1723 г. Уильямом Стакли, который полагал, что его использовали для конных скачек во времена римлян, и потому дал ему латинское название cursus, означающее «ипподром».

Большинство археологов согласны в том, что эти памятники имели какое-то ритуальное назначение. Часто при раскопках обнаруживают захоронения, хотя артефактов при них, как правило, бывает очень мало. Обширные огороженные пространства, как в Стоунхендже, могли служить местами, где население сельскохозяйственных общин собиралось в связи с какими-то важными событиями, особенно в дни летнего и зимнего солнцестояния. В день летнего солнцестояния солнце в момент восхода оказывается на оси симметрии Стоунхенджа, а в день зимнего солнцестояния оно находится на этой оси при закате. Возможно, в Стоунхендже люди отправляли какие-то ритуалы, чтобы восславить плодородие земли, урожаи и приплоды, дающие им жизнь. Мы достоверно знаем, что, в противовес распространенному мнению, вовсе не друиды строили Стоунхендж для своих религиозных обрядов. Он был заброшен за долгие века до того, как в Англии появились друиды.

Строительство Стоунхенджа и других внушительных монументов было грандиозным предприятием, на которое требовалось затратить миллионы часов работы. Некоторые археологи полагают, что эти памятники могли служить пограничными столбами. Они могли обозначать границы области, находящейся под властью какого-то могущественного вождя.

Мы не знаем точно, что происходило в Стоунхендже, но можем строить правдоподобные предположения на основе уже имеющихся в нашем распоряжении свидетельств. Будущие археологические наблюдения и раскопки, несомненно, добавят сведений в копилку информации о Стоунхендже, которая пополняется на протяжении последних 400 лет.

Стоунхендж, подобно многим мегалитическим памятникам, был задуман так, чтобы во время зимнего и летнего солнцестояния лучи восходящего и заходящего солнца попадали точно в определенные точки монумента.

Стоунхендж, подобно многим мегалитическим памятникам, был задуман так, чтобы во время зимнего и летнего солнцестояния лучи восходящего и заходящего солнца попадали точно в определенные точки монумента.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 26.04.2020 — 11:20

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014