К содержанию 2-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Михайловский могильник расположен у с. Михайловского Ярославской области и района, в 7 км вверх по Волге на возвышенности верхней волжской террасы. Начиная с конца прошлого столетия, на нем велись раскопки И. А. Тихомировым и В. А. Городцовым в 1896—1898 гг. и Т. И. Арнэ в 1913 г. На могильнике, занимающем 2,5 га, насчитывается до 400 скученных насыпей полушаровидной формы. От старых раскопок и разрушения уцелело менее половины насыпей. Раскопками 1938 г. было вскрыто 16 курганов. 1 Из них 12 содержали трупосожжение, в 8 курганах совершенное на стороне и в 4 произведенное на месте, причем были встречены значительных размеров кострища из обугленных плах. Оба обряда существовали одновременно.
[adsense]
Кальцинированные человеческие кости, смешанные с костями животных и птиц, помещались в конической формы ямках, вырытых в материке, или в сосудах-урнах. В отдельных курганах удалось установить коллективные захоронения до 3 индивидуумов. Из костей животных были определены: бык, лошадь, свинья, собака, лось, лисица и заяц. Подобный обряд захоронения характерен для ряда курганов Ростово-Суздальского края, Костромского Поволжья и Смоленской обл. Инвентарь погребений однороден: сосуды низкой и высокой баночной формы; маленькие сосуды, частично орнаментированные насечкой по краю; сосуды с прямым венчиком — все из грубой глины, слеплены от руки. Наиболее любопытны встреченные попарно в 5 курганах изображения медвежьих лап из глины и глиняные кольца, представляющие магические предметы, связанные с культом медведя.
Этот обряд имеет несомненно тесную связь с обычаем помещения в погребении когтевых фаланг медведя, наблюдаемых у ряда славянских племен.
В погребениях встречены также немногочисленные орудия труда — наконечники стрел, ножи, весовые гирьки, ножницы, льячек и бронзовые украшения, среди которых особо выделяются: круглая застежка местного производства, шведские скорлупообразные фибулы середины X в. и бляшки от пояса восточного стиля того же времени.
Погребения хронологически более или менее одновременны (IX—X вв. н. э.). Инвентарь свидетельствует о процессе распада родового общества Верхнего Поволжья: одна группа сожжений имеет однородный бедный инвентарь, инвентарь другой группы содержит привозные предметы. Эта ранняя группа погребений Михайловского могильника имеет аналогию и по инвентарю в так наз. Владимирских курганах Ростово-Суздальской обл.
Более поздняя группа курганов, представленная 4 раскопанными курганами, содержала погребения в насыпи или на материке, ориентированные головой на СЗ; иногда прослеживались остатки гробовищ. Инвентарь из погребений чрезвычайно беден.
При раскопках в западной части могильника был обнаружен культурный слой селища. В нем были встречены фрагменты лепных гончарных сосудов, глиняные пряслица, кости животных (быка, лошади, свиньи, бобра), кости рыб.
На могильнике у дер. Тимирево были произведены небольшие раскопки курганов (площадь могильника 4 га). Курганы полушаровидной формы, значительных размеров. Было вскрыто 4 кургана, из них 2 содержали сожжение с интересным набором украшений. У одного костяка были найдены 4 сосуда, 3 из них лепные с гребенчатым орнаментом и 1 привозный болгарский сосуд; здесь также была найдена куфическая монета — диргем Наср-ибн-Ахмеда (913—943 гг.). 2 Погребения относятся к середине и концу X в.
Вопрос об этнической принадлежности исследуемых нами памятников оставался спорным. Западноевропейские археологи, в частности Т. И. Арнэ, связывали эти памятники с существованием здесь в IX—X вв. шведской колонии. Те же взгляды проскальзывали и в старой русской археологической литературе (О. Э. Берендс, И. А. Тихомиров, Е. Кивиковская). Основанием для подобных заключений является формально-типологический подход к изучению памятников.
Известна точка зрения А. С. Уварова, который считал исследованные им ростово-суздальские курганы мерянскими, но в то же время значительное место отводил скандинавской культуре и таким образом по существу примыкал к норманистам.
Противоположное мнение высказывал А. А. Спицын, считая эти памятники славянскими, связанными с колонизацией Ростово-Суэдальского края смоленскими кривичами, происходившей в IX—X вв. Археологические памятники в основном подтверждают последнюю точку зрения. Однако, основываясь на факте распространения памятников близкого типа в Рыбинском и Костромском Поволжье и, наконец, в районе Белозерья, более вероятно предполагать славянскую колонизацию с севера.
Расположение памятников близ крупного водного торгового пути способствовало втягиванию местного славянского и финского населения в орбиту торговых отношений с Западом и Востоком. Этим и объясняется наличие нормандских и восточных предметов в исследованных нами погребениях.
К содержанию 2-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Notes: