Спегальский Ю.П. Псковские керамические киоты

К содержанию 81-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Среди остатков старинной керамики, находимых в Пскове в глубине культурных напластований, часто попадаются обломки керамических плит, назначение которых до сих пор не установлено. Отличительные особенности их — отсутствие румпы или других приспособлений для закрепления в кладке, довольно большие сквозные вырезы в середине и отсутствие поливы. Для некоторой части их характерны изображения церковных глав над о6рамлениями вырезов. Судя по количеству находок, этот вид керамических изделий был весьма распространен в Пскове. Следует отметить, что лишь очень небольшая часть этих находок была зафиксирована, и немногие из подобных плит попадали в музей; основная же их часть бесследно исчезала, оставшись неотмеченной. Распространенность плит и находки их внутри жилых зданий показывают, что для древних псковичей это был обычный предмет быта.

Обломки 1 и 2 (рис. 55—1,2) хранились до Великой Отечественной войны в Псковском краеведческом музее 1. В музейной описи отмечено, что первый обломок найден в Довмонтовом городе, около Смердьих ворот. Место находки второго не указано. Оба обломка происходят, очевидно, от плит одинакового рисунка, но сделанных в разных формах. На это указывает разница в направлении витков жгута, в обрамлении среднего выреза и ширине боковых обрамлений. Керамическая масса содержала очень много гверсты (дресвы). Цвет обломков в изломе — серый. Лицевая сторона плиток покрыта тонким слоем белого вещества с матовой наружной поверхностью, прочно связавшегося с телом изделия (может быть, — ангоб). Толщина плиты — 45 мм. Характер керамической массы и рисунок изделий позволяют относить находки к XVI в. и даже XV в. Примерная реконструкция плиты может быть выполнена на основании сопоставления найденных фрагментов (рис. 56—1).

Несомнейно, к тому же времени относился третий обломок (рис. 55—3), также хранившийся в Псковском музее. Его масса и обработка лицевой стороны аналогичны описанным. При сравнении этого фрагмента со вторым 2 можно видеть, что плита в какой-то степени повторяла рисунок и, вероятно, общую композицию предыдущей. Судя по размерам, она была, очевидно, составной. Обломки 4, 5 и 6 (рис. 55—4—6) — от плит одинакового рисунка и композиции, но выполненных в разных формах. По составу массы они несколько отличались от первых трех; содержание гверсты меньше, цвет массы иной; наружная поверхность бледно-оранжевая; лицевая сторона, как и в предыдущих случаях, была покрыта тонким слоем светлого вещества. Толщина плит была несколько меньше.

Два наиболее крупных из этих обломков находились в Псковском музее, причем о меньшем из них (рис. 55—5) указано, что он найден «у Смердьих ворот». Самый маленький обломок (рис. 55—6) обнаружен внутри наиболее старой части так называемого «дома Печенко» — каменного жилого здания XVII в. Возможно, что фрагмент старше здания, в котором он найден, и может быть отнесен к первой половине XVII в. Примерная реконструкция плиты показана на рис. 56—2.

Рис. 55. Псковские керамические плиты-киоты (1—11).

Рис. 55. Псковские керамические плиты-киоты (1—11).

В том же «доме Печенко» автор этих строк нашел еще две целых плиты, совершенно одинаковых (одна сохранилась без изъяна, другая покороблена огнем, — вероятно, во время пожара) и два фрагмента таких же плит. Все они, в отличие от предыдущих, сделаны из глины, получившей после обжига красноватый цвет. Лицевая поверхность ничем не покрыта. Содержание гверсты в глине незначительно. Состав керамической массы позволяет датировать плиты XVII в.

Еще один небольшой фрагмент подобной плиты хранился до Великой Отечественной войны в Псковском музее (рис. 55—в). Верхнюю часть завершали изображения церковных глав, располагавшиеся, очевидно, над вырезами. Толщина плиты — 32 мм, поверхность — бледно-оранжевого цвета, излом розоватый. Фрагмент датируется, вероятно, XVII в.

Рис. 56. Реконструкция керамических плит-киотов (7—3).

Рис. 56. Реконструкция керамических плит-киотов (7—3).

После Великой Отечественной войны в Псковский краеведческий музей поступили новые находки, и в настоящее время в экспозиции помещены 3 фрагмента подобных плит. Один из них найден на берегу р. Великой; приемы его обработки и небольшая толщина (10 мм) свидетельствуют о малом размере плиты. Второй, большой обломок встречен при раскопках В. Д. Белецкого в Довмонтовом городе в 1956 г. (рис. 55—9). Керамическая масса, обработка наружной поверхности и рисунок орнамента этой плиты — все говорит об одновременности ее с первыми двумя публикуемыми обломками. (Примерная реконструкция плиты, которой принадлежал этот фрагмент, дана на рис. 56—3). Третий обломок (рис. 55—10) найден в 1957 г. вблизи Покровской башни. По составу массы, а также по цвету излома и наружных поверхностей, этому фрагменту тоже находятся аналогии (см. рис. 55—4—6). Толщина плиты — 29 мм.

Для чего же предназначались эти плиты? Хорошо известны псковские памятные керамические плиты XVI в., заделывавшиеся в стены церквей и часовен. Но публикуемые нами плиты имели существенные отличия: в частности, у них обязательно — и, конечно, не случайно — отсутствует полива. На обратной стороне ни в одном случае не было и следов раствора. Следовательно, плиты не заделывались в кладку. Сопоставление плит с деревянными киотами и резными досками более позднего времени убеждает в том, что они служили киотами 3. В вырезы, вероятно, вставлялись иконы, написанные на дереве. Композиция рисунка плит, наиболее насыщенная посередине и слабее — по краям, подсказывает предположение, что они находились еще в какой-то раме. Сами плиты, как можно судить по фрагментам, не имели приспособлений для укрепления или подвески; кроме того, пли¬ты были составными и непременно должны были вставляться в какую-то (вероятно, деревянную) раму или обвязку. Отметим, что покрытые слоем светлой окраски или ангоба плиты могли служить прекрасной оправой для живописи, а более темная деревянная рама в свою очередь была необходимым дополнением к керамической плите.

Для произведений старинного псковского прикладного искусства, отражавших черты народного художественного творчества, характерно очень последовательное использование приема контраста в композиции. Не случайно керамические плиты-киоты покрывались не цветной поливой или росписью, а делались белыми или светло-кремовыми, или же ничем не покрывались, сохраняя естественный светло-серый или серо-розоватый цвет. Такая поверхность давала фон, на котором краски живописи производили более сильное впечатление. Но весь керамический киот требовал в свою очередь более темного фона или обрамления, без которого общая композиция его была бы незаконченной. В частности, нужно отметить, что плиты без такого обрамления сливались бы со стенами каменных палат, которые они украшали, как это следует из находок в «доме Печенко». Эти киоты, по крайней мере, в жилищах не особенно богатых посадских людей (например, среднего купечества), занимали видное место в украшении интерьера.

Керамические киоты — оригинальные изделия псковских гончаров — заслуживают особого внимания, так как о внутреннем убранстве древних жилых зданий мы имеем пока чрезвычайно мало материала.

К содержанию 81-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Notes:

  1. Все обломки изразцов во время Великой Отечественной войны взяты из музея оккупантами и пропали.
  2. Ср. также с рис. 55—1.
  3. Ср. А. А. Бобринский. Народные русские деревянные изделия, 2-е изд., вып. V, табл. 69, 7, 70; вып. X, табл. 139,7 и другие изображения.

В этот день:

Дни смерти
1983 Умер Павел Николаевич Шульц — советский археолог, специалист по археологии Крыма, исследователь Неаполя Скифского.
2013 Умер Герман Мюллер-Карпе — немецкий историк, специалист по доисторической археологии. Получил известность как автор фундаментального многотомного иллюстрированного труда «Руководство по древнейшей истории».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014