К содержанию 6-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
В окрестностях улуса Орак 1 Хакасской автономной обл. сохранилось много разнообразных памятников далекого прошлого. Природные условия местности — степные котловины, перемежающиеся с холмами и отрогами горных хребтов, поросших лесом, наличие озер — все это благоприятствовало пребыванию в названном районе с древнего времени различных племен скотоводов и охотников. В соседней горной тайге Кузнецкого Алатау и сейчас водится не мало всякого зверя. Имеются там и кедровый орех, сарана и другие съедобные корнеплоды. В лесостепи превосходные пастбища, где скот может круглый год находиться на подножном корму.
[adsense]
Гора Кизех-тах — это небольшая возвышенность, сложенная из красноцветных песчаников, расположенная между Кедровым озером и Оракской котловиной, в 1,25 км на северо-восток от улуса. Склон горы, обращенный к котловине, ниже ее вершины круто обрывается скалистым уступом и затем более полого спускается в степь.
На этих обнажениях песчаника и были найдены древние изображения (на 35 м выше подножия горы). Писаница имеет протяжение в несколько десятков метров и состоит из отдельных групп рисунков. Они выбиты точечной техникой и большей частью представляют собой силуэты животных и людей.
Наиболее интересный петроглиф горы Кизех-тах — это изображение охоты. Он состоит из четырех фигур оленя, одного хищного зверя, охотника с луком, двух человеческих фигур и неясного знака (рис. 6).
Рисунки занимают поверхность скалы дл. 105 см, шир. 57 см (на уровне человеческого роста). Особенно хорошо сделано крупное изображение переднего оленя (длина около 40 см) с откинутыми назад массивными рогами. Между спиной оленя и его рогами помещена фигура хищного зверя (волка?). Показано туловище с поджатым брюхом, морда с раскрытой пастью и оскаленными зубами, огромные когти на лапах.
Между ногами большого оленя имеется какой-то знак неправильной формы.
За передним оленем изображено еще три оленя; два в одну линию (друг за другом), ниже — олень с ветвистыми рогами (в виде куста), расположенный под средним животным из верхнего ряда. Крайний олень первого ряда имеет меньшие размеры; его очертания переданы не столь реально.
Повидимому, древний художник хотел показать, что этот олень находится сзади и дальше других. Выше рогов оленя выбита фигура охотника, натянувшего лук и готовящегося спустить стрелу в направлении двух передних животных. Вправо от группы зверей две фигуры человека, нижний пригнулся слегка и что-то держит в руке.
Все перечисленные рисунки можно интерпретировать как изображение охоты (облавной?) с участием нескольких людей; двое передних стремительно бегут к появившимся животным, чтобы преградить им дорогу; охотник же, вооруженный луком, с противоположной стороны целится в зверей.
[adsense]
Недалеко от этой писаницы привлекает внимание группа изображений иного содержания. Она расположена, примерно, на той же высоте и состоит из фигуры животного (дл. 17 см, выс. 23 см) и рисунка котла „скифского типа“ (18 X 16 см) с двумя боковыми ручками 2 у верхнего края и более узким, чем стенки сосуда, поддоном (рис. 7). На соседних плитах песчаника находится второе изображение такого же котла (14X16 см) с конической подставкой, ручки обозначены неясно. Из рисунков, имеющихся в этой части скал горы Кизех-тах, необходимо еще упомянуть о фигуре человека с распростертыми руками, стоящего на спине лошади.
Третья группа (23 X 24 см) изображает стадо оленей из семи животных, идущих в одном направлении; расположены они в три ряда. Верхний ряд состоит из одного небольшого рисунка оленя. В среднем ряду показаны три оленя, причем в центре самый крупный (длина 8 см).
Нижний ряд образуют три более схематизированные фигуры животных.
У большинства оленей отчетливо показаны ветвистые рога (кустом), и только самая маленькая крайняя фигура (длина 4 см)/в нижнем ряду их не имеет. 3
В другом месте скалы находится изображение оленя с откинутыми назад рогами. Рога показаны в виде одного ствола, от которого отходят боковые отростки. Выше рогов обозначена фигурка человека (выс. 10 см).
Обе руки у него согнуты, одна поднята к голове, другая опущена вниз и соединена с туловищем.
На этом же склоне горы, в северо-восточной части обнажений песчаника, нами было замечено еще несколько выбитых рисунков человека. В числе их фигура (10 X 20 см) с полукругло согнутыми руками и расставленными ногами; другая (17X17 см) — без обозначения ног; одна рука параллельна туловищу, но не соприкасается с ним, вторая вытянута прямо на уровне плеча; у головы с левой стороны какие-то черточки (напоминают перья).
Большинство изображений на горе Кизех-тах покрыто лишайником и некоторые из них мало заметны. Кроме перечисленных нами групп есть и другие рисунки, но они требуют специального обследования и приспособлений для их изучения; часть находится в менее доступных местах, на скалах выше человеческого роста.
Относительно видовых особенностей животных, изображенных на писанице Кизех-тах, следует заметить, что большинство их воспроизводит оленя (марала). Сравнение фигуры хищника из группы „Охота“ с подобным же изображением зверя, дерущегося со змеей, на золотых бляхах Сибирской коллекции Кунсткамеры, показывает одинаковую их трактовку: туловища с поджатым брюхом, морды с обозначенным ухом, лапы с когтями и пр.
По мнению М. П. Грязнова упомянутый хищник на предметах Сибирской коллекции является волком.
Во второй группе писаницы (с рисунками котлов) очертания и пропорции туловища животного, вытянутая шея и наличие на голове небольших рогов указывают на то, что древний художник, повидимому, пытался изобразить животное из породы антилоп, но не совсем правильно передал направление изгиба рогов.
Обращает внимание манера графической передачи конечностей животных. На рисунках показаны только одна передняя и задняя ноги.
К какому же времени относятся петроглифы на горе Кизех-тах?
Приемы нанесения рисунков (точечная техника выбивания, силуэтные изображения) в сочетании с их сюжетом позволяют датировать основные группы писаницы концом бронзового периода. На это указывает характерный стиль передачи рогов нижнего оленя в группе „Охота“ (они ветвятся кустом), 4 а также фигура хищного зверя, по общим очертаниям аналогичная изображению из окрестностей улуса Морозова на р. Сыре, 5 у которого контуры туловища заполнены спиралями.
Наконец рисунки котлов во второй группе писаницы передают типичные формы бронзовых сосудов, бытовавших в крае в позднюю стадию минусинского культурного этапа (IV—II вв. до н. э.).
Закругленность в передаче контура животного (антилопы) этой группы также весьма характерна для скифо-сибирских изображений (Саяно-Алтая).
Часть рисунков других групп, возможно, более позднего времени (человек на лошади и некоторые пешие фигуры людей).
В окрестностях улуса Орак древние изображения имеются не только на скалах горы Кизех-тах. На камнях ограды курганов минусинского культурного этапа также встречаются выбитые рисунки.
Часть этих изображений издана Корниловым 6 и Аппельгреном-Кивало, 7 но многие из них еще не описаны. В 1925 г. при осмотре могильника у Красной горы, по правую сторону дороги, если ехать из улуса Орак в пос. Краснозерский, я обнаружил рисунки на одном камне самого крайнего, наиболее крупного кургана восточной группы этого могильника. Курган имеет овальную насыпь (15 X Ю м, выс. 0.5 м), ориентированную с ЗСЗ на ВЮВ. На ней заметно несколько углублений. По краям насыпи врыто 8 каменных плит в вертикальном положении. 8 Верхний рисунок изображает пляшущего человека с расставленными ногами и руками. Он имеет менее отчетливые контуры, чем остальные. Ниже расположены две фигуры воинов с луками.
Особенно интересен самый нижний рисунок (9X18 см). Воин показан в шапке с коническим верхом. В вытянутой руке он держит небольшой полукруглый лук с вставленной стрелой. Другая рука согнута и находится возле пояса около наискось подвешенного колчана (?). Верхняя фигура воина (5.5X15 см) повторяет нижнее изображение, но отличается меньшим размером и не столь отчетливым обозначением всех деталей (у лука не показана стрела, на голове нет шапки и пр.).
Писаница окрестностей улуса Орак — наиболее крайний северо-западный пункт распространения памятников этого вида в Минусинской котловине.
К содержанию 6-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Notes:
- Находится в 25 км к западу от ст. Ужур Ачинск-Минусннской ж. д. ↩
- На левой ручке ясно видны округлые выступы-шишечки. Они характерны для бронзовых котлов Минусинского края. ↩
- Может быть этот рисунок передает молодое животное, идущее сзади. ↩
- С. В. Киселев. Значение техники и приемов изображения некоторых енисейских писаниц. Тр. Секции археол. РАНИОН, вып. V. ↩
- Н. Appelgren-Kivalo. Altaltaische Kunstdenkmaler. Helsingfors, 1931, рис. 266. ↩
- См. его статью в „Магазине землеведения» (изд. Фролова, т. III). ↩
- Н. Appelgren-Kivalo, ук. соч. ↩
- На длинных сторонах кургана поставлено по три камня узкими ребрами к середине насыпи; на концах — по одной плите широкой частью параллельно короткой стороне кургана. ↩