Смоленск. Собор на Протоке

Руины древнего храма, возвышавшиеся в виде «кургана» на восточной окраине Смоленска, стали предметом исследования в 1867—1868 гг., когда их раскопки произвел М. П. Полесский-Щенилло. После этого памятник, прикрытый землей, почти сто лет не привлекал к себе внимания. В 1962—1963 гг. храм был полностью раскопан (Н. Н. Воронин). Остатки здания сохранились относительно хорошо. Были обнаружены все части постройки, кроме уничтоженного северо-западного столба. Причем на отдельных участках кладка поднималась на высоту более 2 м.

[adsense]

Раскопанное здание — большой четырехстолпный храм (табл. 12). С трех сторон к нему примыкают галереи, западная часть которых выделена в самостоятельное членение, как бы нартекс церкви. К этому нартексу пристроен притвор. К северо-западному и юго-западному углам комплекса примыкают маленькие четырехстолпные храмики. Общая длина храма с нартексом 29.75 м, ширина 19 м, азимут 89°. Размер подкупольного пространства вдоль храма 6.15 м, поперек — 5.75 м. Шииина комплекса вместе с галереями и боковыми храмиками около 47 м. Толщина стен храма и нартекса от 1.4 до 1.9 м, а стен галерей — около 1.2 м. В западной части храма имелись хоры, основания арок которых еще были видны в 1867 г. Как поднимались на хоры, неясно.

Апсиды изнутри имеют форму очень плоских кривых, а снаружи они прямолинейны, причем центральная слабо выступает наружу. Столбы храма крестчатые. Лопаток на внутренних стенах нет. Угловые наружные пилястры плоские, промежуточные — сложнопрофилированные и завершаются узкой полуколонкой (или прямоугольной тягой?). Следует отметить, что профилировка пилястр начиналась не с самого низа, образуя на высоту до уровня порогов порталов мощный прямоугольный цоколь. На западном фасаде нартекса располагались двухуступчатые лопатки, а на наружных фасадах галерей лопаток не было. Судя по найденному участку упавшей южной стены галереи, эти стены прорезались большим количеством окон. Материалы раскопок 1867 г. свидетельствуют, что в середине стены центральной апсиды находилось крупное окно. Порталы храма снаружи обрамлялись двумя уступами. У южного, малого храмика апсида была округлой, а северный, подобно основному храму, обладал плоской апсидой. Столбы малых храмиков квадратные. Как в самом храме, так и в галереях, и даже в маленьких боковых храмиках в стенах имелись многочисленные аркосольные ниши, заполненные погребениями. Помимо этого, в галереях размещено много погребений в кирпичных гробницах и под полом. В восточных торцах галерей в стенах находились ниши, причем ниши южной галереи, очевидно, использовались как алтарные для заупокойных служб.

Кладка здания исполнена из хорошо обожженных кирпичей в равнослойной технике. В заполнении внутренней части стен применялись кирпичный бой и булыжники. Наиболее употребительный размер кирпичей 3.5—4.5X17—19X25—27 см, но довольно часто встречались более узкие (шириной 14—17 см), использовавшиеся главным образом в кладке проемов. Найдены также лекальные узкие кирпичи с полукруглым торцом — для выкладки полуколонок. На торцах кирпичей имеется множество знаков. Клейма на постелистой стороне единичны, но попадались экземпляры, сплошь покрытые ими. Раствор в кладке крайне неоднороден как по химическому составу извести, так и по наполнению цемянкой. Отмечено наличие в кладке двойных швов раствора, уровень которых большей частью связан с расположением конструктивных элементов здания. В 1963 г. неподалеку от храма раскопана большая кирпичеобжигательная печь, снабжавшая строительство храма кирпичом.

Фундамент собора сложен насухо из мелких и средних булыжников. Глубина его 50—75 см, но во всех случаях подошва фундамента врезана в материковую глину. Под выступами лопаток фундамент имеет расширения. Фундаменты галерей не отличаются по структуре пли мощности от фундаментов самого храма. Ленточных фундаментов нет; только восточная пара столбов соединена фундаментами с междуапсидпыми стенками, а западные углы храма — с западными углами нартекса. Поверх фундаментов положен выравнивающий слой глины толщиной 10—15 см. Лежащие над фундаментом нижние 5 рядов кладки выведены не на известковом растворе, а на глине с песком. Эти ряды несколько выступают на фасадах, образуя вымостку. В ниж¬ней части стен всех частей комплекса находились парные деревянные связи, уложенные в специальные каналы и залитые раствором.

Пол в храме известковый, лежащий поверх песчано-глинистой подсыпки. Уровень пола был примерно на 1 м выше уровня земли. При раскопках найдены поливные керамические плитки; возможно, что они устилали пол на хорах. В южном маленьком храмике пол был кирпичным. Пол нартекса и галерей расположен на 50—76 см ниже пола основного помещения храма. Пороги порталов были деревянными.

Во всех трех апсидах имелись кирпичные престолы. В центральной обнаружено также горнее место, а в средней его части — кресло игумена. За престолом в центральной апсиде в полу находится прямоугольная выбоина — след основания запрестольной иконы или креста. Сохранился отпечаток деревянной алтарной преграды — полоса шириной 35—40 см, проходившая по линии западных закрестий восточной пары столбов, но перед столбами делавшая небольшой выступ к западу. У восточной стороны юго-западного столба на полу отмечен прямоугольный след, по-видимому, от почетного седалища. В закрестии северо-восточного столба, обращенном в сторону жертвенника, в полу имеется чаша, сложенная из кирпичного боя на растворе; она оказалась заполненной жирным черным перегноем с примесью мелких углей.

Весь комплекс храма, включая галереи, был расписан фресками. Значительная часть росписей нижних частей здания оказалась сохранившейся на стенах; эти росписи в процессе раскопок были сняты реставраторами Государственного Эрмитажа. Отмечено наличие фрагментов росписей с золотым фоном. Наружные стены всех частей комплекса были покрыты слоем известковой обмазки кремового цвета. Во многих случаях на ней, как и на штукатурке живописи внутри храма, обнаружены процарапанные надписи — граффити. Одна из них, по-видимому, связана с гонением на Авраамия Смоленского в первом десятилетии XIII в.

В раскопах найдено значительное количество обломков голосников, причем отмечено, что в кладке купола и сводов центральной части здания использовались амфоры, а в боковых частях здания — сосуды местного производства. Изучение рухнувшей стены южной галереи показало, что высота галерей была около 5 м. Галереи, очевидно, имели деревянные перекрытия. От первоначального перекрытия основного объема храма еще в 1867 г. сохранялись значительные куски упавших сводов. В 1963 г. было обнаружено несколько кусков листового свинца от кровли, в том числе трапециевидный лист от шлемовидного покрытия главы.

Древнее наименование раскопанного собора неизвестно. Позднейшее народное название его — «Большой Спас на Окопах». Архитектурные формы и строительная техника дают основания датировать памятник концом XII — началом XIII в., а по формату кирпича — 80—90-ми гг. XII в. Храм начал разрушаться еще в древности, и уже в XIV—XV вв. в его руинах было кладбище.

Воронин Н. II., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска…, с. 300—329; Воронин Н. Н. Смоленская живопись…, с. 14— 83; Шейнина Е. Г. Реставрация смоленских фресок. — Сообщ. Гос. Эрмитажа, 1972, вып. 35, с. 73; Воронин Н. Н. Смоленские граффити. — СА, 1964, № 2, с. 171; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах игуменах». — СА, 1964, № 2, с. 179.

В этот день:

Дни смерти
1978 Умер Сергей Аристархович Семенов — специалист по экспериментальной археологии и первобытной техники, автор методики трасологического анализа первобытных орудий.
Открытия
1876 Генрих Шлиман вскрыл шахтовую гробницу в Микенах с большим количеством золотых вещей - "сокровищами Агамемнона".
1912 Людвигом Борхардтом на территории Ахетатона в развалинах мастерской царского скульптора Тутмоса обнаружен лежащий лицом вниз знаменитый скульптурный портрет царицы Нефертити.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 03.01.2016 — 18:55

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014