Сколько восточнославянских народов?

К оглавлению книги «Этнография народов СССР»

Несмотря на очевидную ясность взаимоотношений между тремя восточнославянскими народами, до последнего времени считался спорным вопрос о количестве этих народов: нужно ли считать, что мы имеем перед собой именно три народа или какое-нибудь другое число их? Причина обостренности этих споров лежит не в науке, а в области национально-политических интересов. Существовала великодержавная точка зрения, поддерживавшаяся до революции благодаря национально-угнетательской шовинистической политике царского правительства, что есть только один народ — русский, что украинцы не составляют-де народа, а являются лишь представителями одного из «наречий» русского языка. Такая же точка зрения существовала и в отношении белорусского языка. Некоторые лингвисты и этнографы держались действительно той точки зрения, что следует говорить только об одном народе, о русском, который делится на великороссов, малороссов и белорусов. Это было выражением насильственной обрусительной политики царского правительства.

Некоторые буржуазные ученые, в особенности украинские, отстаивали существование двух самостоятельных народностей: северно-русской и южнорусской, или украинской. На этой точке зрения стояла и часть западных ученых: Копитар, Миклошич, Шлейхер (по чисто лингвистическим основаниям), а в России особенно Костомаров (на основании историко-этнографических данных) и Потебня. Белорусов эти исследователи не считали самостоятельным народом и видели в них ответвление то великорусов (Потебня), то украинцев (Огоновский).

Эта точка зрения, признающая существование двух восточнославянских народностей, дожила почти до наших дней. Если по отношению к украинцам давно и твердо установлено, что они составляют особый народ, то в отношении белорусов и позднее продолжало держаться мнение, отрицающее за ними право считаться отдельным народом. Вопрос этот обсуждался даже на X съезде Коммунистической партии (1921), где было решительно заявлено, что белорусская нация существует, и у нее имеется свой язык, отричный от русского.

Наконец, есть еще одна точка зрения: что существует не три, а четыре народа, хотя все они русские. Эта точка зрения принадлежит акад. Шахматову. Она опирается на тот факт, что русские делятся на севернорусских и южнорусских, или северных и южных великорусов. Действительно, между северными и южными великорусами существуют заметные различия, прежде всего в отношении языка — северно- и южновеликорусское наречия, — а частью и по некоторым, чертам культуры. Различия эти настолько характерны, что северные и южные великорусы, по мнению Шахматова, могут быть на равных правах сопоставлены с украинцами и с белорусами. На этой же точке зрения стоял и крупнейший знаток восточнославянской этнографии Д. К. Зеленин.

В некоторых отношениях здесь известная доля истины есть. Не только по языку, но и по многим культурным признакам северные и южные великорусы выступают как самостоятельные этнические группы. Однако в целом точку зрения Шахматова—Зеленина принять нельзя. Она совершенно не соответствует народному самосознанию. Понятия «северновеликорусы» и «южновеликорусы» — чисто искусственные научные термины, народу не известные. Ни один русский крестьянин никогда не скажет, что он «южновеликорус» или «северновеликорус», и даже едва ли сразу поймет, что это значит.

Карта восточнославянских языков и диалектов.

Карта восточнославянских языков и диалектов.

Вообще, по всей совокупности культурных признаков, по общности исторической жизни и по национальному самосознанию мы имеем перед собой именно три, совершенно сложившиеся народа, или нации, хотя, конечно, очень близкие между собой.

Этноним «Русь», «русские» является очень древним. О происхождении его было много споров. Многие историки, основываясь на рассказе летописца и на других соображениях, выводили его с севера, от варягов, либо от пруссов; другие считали его местным. В настоящее время почти все исследователи признали, что название «рос», «рус» связано исторически со средним Поднепровьем (р. Рось, приток Днепра и пр.).

Вплоть до недавнего времени — до революции — название «русские» употреблялось иногда очень широко, охватывая не только собственно русских (великорусов), но и белорусов и украинцев (малорусов). Но такое широкое понимание термина «русские» имело привкус великодержавного шовинизма, оно означало отрицание национальной самостоятельности украинцев и белорусов. Теперь в этом широком значении термин «русские» не употребляется.

Название «белорусы» — не совсем ясного происхождения. Термин «Белая Русь» употреблялся сначала только поляками и литовцами (первое упоминание в латинской форме «Alba Russia» — в хронике Чарыковского, 1382 г.). C XVII в. Белая Русь» употребляется и в русских документах. О происхождении этого названия делались разные предположения: одни (Карский) связывали его с преобладающим белым цветом одежды и с светлыми волосами у белорусов; другие (Драгоманов) полагали, что «белая» Русь означала «вольная», т. е. не платящая дань татарам; третьи (Ильинский) выводили имя «Белая Русь» из древней топонимики бассейна р. Буга (Беловеж, Белосток, Бельск, Вяла), откуда впоследствии-де название распространилось на более широкую область.

Название «Украина» означало первоначально (XVI—XVII вв.) южную окраину Московского государства: «Северская Украина» — Курская и Черниговская обл., «Слободская Украина» — Харьковская и Полтавская обл. Южнее шло запустевшее от татарских погромов «дикое поле». Другие части теперешней Украины носили свои названия: Волынь, Подолия, Подляшье, Галичина, Запорожье, Новороссия. Вместо «Украины» иногда говорили «Малая Русь», «Малороссия» — название, которое тоже в более узком смысле относилось только к Черниговской, Полтавской и Харьковской губерниям. Лишь в XIX в., в связи с ростом национального самосознания, термин «Украина», «украинцы» получил широкое, общенациональное значение.

По переписи 1926 г. русских насчитывалось около 78 миллионов. По данным переписи 1939 г. это число возросло до 100 млн. Украинцев в 1926 г. исчислялось (в тогдашних границах СССР) 31 млн. После воссоединения украинского народа, присоединения западных украинцев количество их достигло 35,6 млн. Что касается белорусов, то численность их в 1926 г. была около 4 млн. Сейчас она достигает 8,7 млн.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1941 Умер Василий Иванович Смирнов — советский краевед и археолог. Специалист по археологии Костромской и Архангельской области, исследователь неолитических стоянок.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.12.2018 — 23:21

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014