К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
Переходное время от бронзового века к железному на юге Западной Сибири отличалось сложностью культурно¬исторических процессов, во многом обусловленных проходившими здесь в эту эпоху миграциями. Достаточно надежным индикатором таких миграций, а также определенным хронологическим маркером является керамика, орнаментированная крестовым штампом, появившаяся в Верхнем Приобье в переходное время и традиционно связываемая с продвижением на юг таежного населения атлымской культуры (Косарев, 1981; Троицкая, 1985 и др.) В керамических материалах предшествующих культур бронзового века на Верхней Оби крестовый штамп отсутствует. В связи с этим встает вопрос о характере проникновения северных мигрантов и о их роли в сложении верхнеобских культур переходного времени.
В данной работе речь идет о большереченской культуре переходного времени (2-я пол. VIII-VI вв. до н.э.) (Шамшин, 1986, 1988 и др.), основной компонент которой восходит к позднебронзовым культурам этой территории — прежде всего корчажкинской и отчасти ирменской. В то же время в ее материалах представлена и керамика с крестовым штампом.
В настоящее время в Барнаульско-Бийском Приобье известно около 40 памятников переходного времени (Шамшин, 1994), однако керамика с крестовым штампом встречена лишь на 10 из них, да и представлена она весьма по-разному: отчасти от нескольких фрагментов — поселения Аллак III. Бобровка, Обские Плесы I, Крестьянка; Елунинское культовое место; городище Солонцы III до более-менее крупных серий — поселение Мельниково и особенно Ближние Елбаны 1. Известны эти материалы и из двух грунтовых могильников: Ближние Елбаны VII, откуда происходит сосуд из разрушенной могилы (Папин, 1995) и Бобровского грунтового могильника, где были найдены сосуд в обломках из разрушенного погребения, целый сосуд из могилы и несколько фрагментов из культурного слоя поселения Обские Плесы I, перекрывающего могильник (хотя не исключено, что часть их относится и к могильнику). Интересно, что на Обских Плесах I, керамика с крестовым штампом встречена вместе со староалейской раннего железного века. Правда, мощность культурного слоя этого поселения невелика и материалы разделяются только типологически. В то же время мы имеем здесь случай зафиксированной стратиграфии, когда староалейской хозяйственной ямой была разрушена могила переходного времени.
Как уже отмечено выше, мы имеем на Бобровском грунтовом могильнике два сосуда с крестовым штампом (целый и археологически целый). Сосуд из разрушенной могилы имеет сплошное заполнение стенок орнаментом, ряды крестового штампа чередуются на нем с поясами наклонных отпечатков гребенчатого штампа.
Композиция второго сосуда не имеет деления декора на зоны. Отпечатки крестового штампа полностью покрывают верхнюю его половину. Ранее уже отмечалось, что в соседней могиле обнаружена классическая чашечка мыльниковского типа (Папин, 1995). Это, видимо, свидетельствует о том, что в период функционирования могильника процесс смешения пришлого и местного населения продолжается.
В то же время анализ поселенческого материала памятников переходного времени Барнаульского Приобья показывает, что внедрение в орнаментальную композицию большереченской керамики крестового штампа практически не изменяет ее. Так отпечатки крестового штампа выступают в качестве разделителя для жемчужника, линий, делящих декор на зоны, появляются пояса, выполненные крестом, и заменяющие такие же пояса в виде сеток, нередки “крестовые” свисающие треугольники. Таким образом, керамические комплексы поселений показывают определенное культурное единство оставившего их населения.
Подводя итог, отметим, что наибольшее количество памятников переходного времени в Баранаульском Приобье, где представлена керамика с крестовым штампом, а также малое количество самих этих материалов на данных памятниках, подтверждают уже ранее высказанное мнение о незначительном влиянии населения — носителей крестового штампа на керамике на культуру южной части Верхнего Приобья в переходное время (Шамшин, 1994; Папин, 1995) Уже на бийском этапе большереченской культуры (VI- начало V в. до н.э.) (Абдулганеев, 1992) крестовый штамп в орнаментации исчезает совсем.
На наш взгляд, мигранты, продвинувшиеся в лесостепное Алтайское Приобье в переходное время, были немногочисленны. И хотя они оставили свой след в культурно-исторических процессах на территории Барнауло-Бийского Приобья. но это не привело к изменению большереченской линии развития. В короткий срок мигранты были ассимилированы — носителями большереченской культуры.