Северные культуры

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

Когда дунайские земледельческие племена продвинулись до побережья Балтийского моря, — в чем не может быть сомнения, — эта область уже была заселена рыбаками и охотниками лесной
культуры (стр. 30). В эту же область явились одновременно по суше и по морю племя строителей мегалитов и племя колоколообразных кубков и другие западные племена, о которых будет идти речь ниже. Приобщение племен, находившихся по своему развитию на уровне мезолита, к более
высокой культуре, явившееся результатом соприкосновения с пришельцами, объясняет появление в Германии, Дании и Южной Швеции поразительно разнообразных и резко отличных друг от
друга неолитических культур; ко всем этим культурам без разбора применяют вводящий в заблуждение расовый термин «нордические», вместо которого мы здесь будем употреблять менее колоритный, но более точный термин «северные». Группы лесных племен с различным хозяйством, получившие домашний скот и зерно от тех или других пришельцев или соседей,
совершенствовали заимствованные у них орудия и изобрели новые; так возникли разнообразные неолитические культуры, часть которых описана в последней главе.

[adsense]

Процесс этого развития наиболее нагляден и потому лучше всего изучен в Дании, Шлезвиг-Гольштейне и Южной Швеции. Здесь на свежих еще моренах земледельцы находили более
плодородные почвы, чем на старых моренах в других областях Северной Германии и Голландии.

Здесь же принесенное из-за моря западное влияние носило наиболее непосредственный и плодотворный характер. К тому же датские и шведские памятники и культурные остатки были изучены блестящей школой археологов, создавшей в прошлом веке схему последовательности культур. Монтелиус разделил северный каменный век на четыре периода, основываясь главным сбразом на типологии топоров и гробниц. Его система, сделавшаяся стандартной, такова:

Периодизация неолита по Монтелиусу

Периодизация неолита по Монтелиусу

Эта система сохраняет свое значение в наши дни только с существенными изменениями.

Рис. 86. Северные кремневые топоры, расположенные в порядке, соответствующем типологической классификации Монтелиуса.

Рис. 86. Северные кремневые топоры, расположенные в порядке, соответствующем типологической классификации Монтелиуса.

Кремневый острообушный топор (рис. 86, 1), несомненно, заканчивает серию мезолитических неполированных топоров, но он не может быть предком тонкообушного топора, так как он в
лучшем случае относится к той же, а может быть, даже к более поздней эпохе. Период I определяется по его керамике и по пыльце растений. Период III можно подразделить, на
основании изучений последовательных захоронений в одной и той же могиле, на четыре подпериода, обозначаемые буквами а, Ь, с, d . Но тонкообушные клиновидные топоры продолжали
употребляться еще в подпериодах IIIa и IIIb, а самые ранние погребения, формально дольмены, должны быть на основании их инвентаря отнесены к III или даже IV периоду. В Швеции ни в одном дольмене не было обнаружено культурных остатков, характерных для II периода по Монтелиусу! Точка зрения, согласно которой дольмены, — могилы с коридором и длинные цисты представляют различные стадии самостоятельной типологической эволюции, теперь совершенно отвергнута.

Ученики и подражатели Монтелиуса в своем неуклюжем усердии распространили его систему за пределы тех районов, к которым она относилась, пользовались ею как общей меркой, стремясь подогнать к ней явления культуры Центральной Европы, Южной России и даже Туркестаиа. В густом тумане неправильных представлений и искажений истины родился «нордический миф» «Нордические» культуры, оформившиеся во II периоде по Монтелиусу, в периодах III и IV якобы распространились и достигли Балкан, Анатолии и Кавказа. Эти фантастические теории вовсе не были приняты в Дании, а недавно их полностью опровергли в Швеции и даже в Германии. Поэтому совершенно излишне заниматься здесь подробным опровержением этих теорий.

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

В этот день:

Дни смерти
2004 Умер Валентин Васильевич Седов — археолог-славист, доктор исторических наук, профессор, академик РАН.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014