К содержанию 135-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Сведения древнерусских летописей об ареале вятичей кратки: «…Вятъко седе съ родомъ своимъ по Оце, отъ него же прозващася Вятичи» 1. Под 1146 и 1185 гг. в летописях названы вятические города Козельск, Дедославль и Корачев 2, расположенные в бассейне верхней Оки. В Тверской, Львовской и Ермолинской летописях сообщается, что «Вятичи и до сего дня, еже есть Рязанцы» 3. Таким образом, территория расселения вятичей охватывала бассейны верхнего и среднего течения Оки.
Вятические курганы с трупоположениями и их вещевые инвентари были прекрасно систематизированы и интерпретированы А. В. Арциховским 4. В небольшой по объему, но очень насыщенной книге этот исследователь обработал все накопленные к 30-м годам XX в. археологические материалы по вятичам и сделал важные историко-археологические выводы, не потерявшие своего научного значения и поныне. Выделенные им предметы — семилопастные височные кольца, хрустальные и желтостеклянные шарообразные бусы, решетчатые перстни и пластинчатые загнутоконечные браслеты, весьма характерные для вятичей, позволили в деталях обрисовать вятическую племенную территорию XII—XIV вв. В последних десятилетиях раскопано еще около трех тысяч вятических курганов. Однако пределы вятического ареала остались неизменными (рис. 4).
Более ранний регион вятичей может быть очерчен по распространению курганов с трупосожжениями. Когда А. В. Арциховский писал монографию о вятичах, такие курганы были почти не известны. Исследователь привел слова летописца: «И радимичи, и вятичи, и северъ одинъ обычай имяху: …аще кто умряще, творяху.тризну надъ нимъ, и по семъ творяху краду велику, и въсложахутъ и на краду, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и няне»,— и сделал вывод, что до XII в. вятичи хоронили «на столпе, на путях», а от такого обряда на долю археологов ничего не остается 5.
Однако этимология древнерусского слова «столб» не ограничивается значением «столб, бревно». В памятниках русской письменности XI—XVI вв. столпами называются и небольшие надмогильные домики и саркофаги 6. Летописец из Переславля-Залесского, писавший в начале XIII в., к словам текста «Повести временных лет» о постановке погребального сосуда на столпе добавляет: «…и в курганы сыпаху», а «краду великую» интерпретирует как «громада дров велия» 7. Поэтому летописное описание вятического погребального обряда можно понимать как захоронение остатков трупосожжения в курганных насыпях с деревянными конструкциями в виде домиков или со столбами.
Поиски ранних курганов вятичей начал П. Н. Третьяков, отнесший к числу таковых насыпи середины I тысячелетия н. э. типа Шаньково—Почепок, раскопанные в 80-х годах прошлого столетия Н. И. Булычовым в бассейне Угры 8. Однако раскопки, произведенные в последние десятилетия на поселениях I тысячелетия н. э. типа Шаньково—Почепок принадлежат дославянскому населению. Это — памятники мощинской культуры, оставленные предками летописной голяди 9.
Известные же к настоящему времени в ареале вятичей достоверно славянские курганы с трупосожжениями относятся к VIII—XI вв. (рис. 4). Они подразделяются на два типа — курганы без погребальных камер и курганы, имеющие внутренние деревянные камеры, в которые помещались остатки трупосожжений. Курганы первого типа в целом аналогичны погребальным насыпям IX—X вв. других восточнославянских территорий. В вятическом регионе они принадлежат к числу наиболее распространенных и встречены во всех пунктах, где имеются насыпи с трупосожжениями.
Одним из наиболее исследованных в земле вятичей является курганный могильник, расположенный в урочище «Игрище» в 0,5 км севернее с. Лебедки в бассейне Цона, левого притока Оки. В разные годы И. Е. Евсеевым, П. С. Ткачевским, К. Я. Виноградовым и Т. Н. Никольской здесь раскопаны 32 кургана 10. Обряд погребения — трупосожжение на стороне. Собранные с погребального костра кальцинированные кости кучкой или в глиняной урне помещались прямо в курганной насыпи, в ее основании или верхней части. Многие насыпи содержали по одному захоронению, другие — от двух до четырех. В основаниях погребальных насыпей зафиксированы кольцевые (реже прямоугольные) оградки, от которых остались канавки и ямки от вертикальных столбов. Большинство захоронений безынвентарные. Вещи встречены в двух погребениях: в одном — сплавленные стеклянные бусы, билоновая ажурная пряжка и медные спиральки, в другом — железная пряжка. Глиняные урны Лебедкинских курганов — лепные и имеют аналогии среди материалов рядом расположенного поселения, нижний слой которого относится к VIII—X вв. 11 Очевидно, что и описываемые курганы принадлежат к тому же времени. Есть среди Лебедкинских курганов и насыпи второго типа, о которых подробнее будет сказано ниже.
В верховьях бассейна Оки курганы первого типа раскапывались также при дер. Плота, где в насыпи найдены глиняный горшок с кальцинированными костями и обломок второго сосуда 12, и при с. Спасском, где П. С. Ткачевским сожженные косточки встречены в насыпи, а на материке зафиксирован зольный слой с костями, среди которых оказался кусочек зеленоватого стекла 13. Во второй курганной группе при с. Лебедки еще в 1906 г. раскопана насыпь с раздавленным глиняным сосудом, наполненным сожженными костями 14.
В бассейне Зуши, правого притока верхней Оки, подобные курганы с сожжениями открыты близ Мценска 15, при дер. Шлыково 16 и около хут. Никитина 17. В Мценском могильнике сожженные косточки находились в основаниях курганов. В одном из них на материке расчищено скелетное захоронение, а в насыпи встречены кальцинированные кости. В большей части Шлыковских курганов, исследованием которых занимались В. Р. Апухтин, И. Е. Евсеев и П. С. Ткачевский, остатки трупосожжений помещены выше материка. Все погребения безынвентарные и часть — безурновые. В одном из курганов (раскопки В. Р. Апухтина) в западном поле на 0,35 м выше основания расчищена глиняная площадка, на которой были насыпаны кальцинированные кости и стояли четыре лепные урны, наполненные сожженными костями. Горшки по форме близки к роменским.
Далее вниз по Оке курганы с трупосожжениями того же типа открыты В. А. Городцовым и В. Р. Апухтиным в Воронце 18. Здесь в одной насыпи остатки трупосожжения находились на материке, в другой — в глиняной урне. Один курган, содержавший несколько безурновых трупосожжений на горизонте, раскопан Е. В. Лавровой в дер. Городище 19. Среди кальцинированных костей найдены сплавы голубого стекла. Курганы, раскапываемые Н. Ю. Зографом в Голубочках, содержали по одному безурновому трупосожжению 20. Два кургана, исследованные В. Р. Апухтиным в Городке, заключали сожженные кости, собранные кучкой и накрытые горшками 21. К этому же типу принадлежат два кургана из трех, раскопанные в с. Песковатом Ф. А. Афремовой, С. И. и Е. Н. Липеровскими и И. М. Собакиным 22. В первом из них на середине высоты открыта кучка кальцинированных костей среди угольного включения, во втором — четыре кучки сожженных костей (одна вверху и три на материке). При погребениях найдены обломки сосудов и глиняное пряслице.
Курганы описываемого типа составляли основную часть могильников близ дер. Западной на правом берегу Черепети недалеко от ее впадения в Оку (раскопки Ю. Г. Гендуне и С. А. Изюмовой) 23 и при с. Доброе (раскопки Н. И. Булычова и С. А. Изюмовой) 24. В одном кургане последнего могильника раскопками Н. И. Булычова открыто неполное трупосожжение. Установлено, что умерший был положен головой к западу. В 1937 г. два кургана с сожжением того же типа раскопаны С. А. Изюмовой при дер. Тризново на р. Упе 25.
На правом берегу Оки, почти напротив устья Жиздры, у дер. Вороново один курган с остатками трупосожжения в урне роменского облика раскопан в 1938 г. Т. Н. Никольской 26. В 1936 и 1937 гг. курганы с трупосожжениями в урнах и без них исследовались К. Я. Виноградовым, у дер. Кудиново 27. В верховьях р. Жиздры у дер. Солоново в кургане, раскопанном В. И. Лабунским, открыты два рядом лежавших глиняных горшка, из которых в малом находились кальцинированные кости 28.
Самые северные курганы с сожжениями находятся в окрестностях Калуги. В устье р. Калужки в 1896 г. четыре кургана раскопаны И. Д. Четыркиным 29. В трех из них погребений не обнаружено, а в четвертом вверху открыто три древнерусских гончарных горшка, поставленных вверх днищами, и много мелких пережженных костей. Вблизи у дер. Ждамирово тем же исследователем в 1895 г. исследован курган с углистым слоем, содержащим много кальцинированных костей 30. Наконец, в 1940 г. Г. П. Гроздилов раскопал два кургана близ дер. Слевидово, заключавших захоронения по обряду ингумации и кремации и датируемых XII в. 31
Вятические курганы второго типа — насыпи с погребенными домовинами, сложенными из дерева, менее многочисленны и пока известны только в шести могильниках — при населенных пунктах Воронец, Доброе, Западная, Лебедка, Песковатое 32 и Воротынцево 33. За исключением Воротынцевского кургана все эти насыпи располагались в общих группах с насыпями первого типа и вперемежку с ними. Курган в Воротынцеве был одиночным. Исследователь курганов в Воронце В. А. Городцов отметил, что дощатые камеры здесь сооружались под западной полой насыпи. Входы в них закладывались камнями или закрывались досками. Очевидно, погребальные домовины открывались при новых захоронениях. В Песковатовском кургане ящик оказался обугленным и имел размеры 2,3 X 0,7 м. В нем содержалось очень большое количество кальцинированных костей, очевидно, принадлежащих нескольким индивидуумам. Одно из захороне¬ний помещалось в древнерусском гончарном сосуде, украшенном линейным орнаментом. По-видимому, захоронения в этом кургане совершались еще в X—XI вв. В горшке, кроме сожженных костей, оказались проволочный перстень и куски сплавленного стекла. Обугленность погребальных сооружений наблюдалась и в других курганах.
В курганах близ дер. Западной погребальные камеры были срубными. Вход в камеры также заваливался камнями. Подобный сруб размерами 1,4X1 м, высотой 0,25 м, с полом и крышей открыт при раскопках одного из курганов в с. Добром. Внутри него находились три скопления кальцинированных костей, обломки лепных сосудов и стеклянные бусы, позволившие датировать курган IX—X вв. В камере Воротынцевского кургана находились два целых и два раздавленных сосуда, близких к горшкам роменской культуры.
Курганы с погребальными домовинами специфичны, но не составляют этнографической особенности вятического ареала. Помимо верхнеокского региона, подобные курганы известны в области расселения радимичей и северян (Попова Гора, Демьянки, Шуклинка 34, а также на Дону 35). Позднее, в XI—XII вв., подобные теремки-домовины встречаются в курганах с трупопаложениями, главным образом в областях расселения дреговичей и радимичей. Анализ последних курганов позволяет предполагать, что сооружение деревянных домовин принадлежит к элементам погребальной обрядности субстратного населения — днепровских балтов 36.
Очевидно, такое же происхождение погребальных камер в вятических курганах с трупосожжениями. Балтские прототипы их в бассейне Оки известны. Это — курганы с погребальными домовинами, исследованные Н. И. Булычовым около деревень Шаньково и Почепок на р. Пополте 37. В этих курганах остатки трупосожжений, помещенные в деревянные камеры, сопровождались глиняными сосудами мощинского типа. Аналогичный курган, но без домовины исследован Т. Н. Никольской у дер. Николо-Ленивец 38. Очевидно, что эти погребальные памятники оставлены тем же населением, которому принадлежали городища мощинской культуры.
В свою очередь внутрикурганные погребальные камеры мощинских племен, по всей вероятности, происходят от наземных погребальных домиков, подобных тем, которые открыты на городищах Березняки и под Звенигородом 39.
Курганы типа Шаньково, как и многие из ранних вятических, имеют кольцевые канавки с деревянными оградками. Подобные кольцевые ограждения зафиксированы на обширной территории от Средней Европы до восточных районов Волго-Окского междуречья в памятниках, оставленных разноэтничным населением. При старых исследованиях восточнославянских курганов кольцевые канавки, по-видимому, оставались незамеченными. Новейшие раскопки показывают, что они спорадически встречаются от юго-западных областей восточнославянского ареала до Суздальского ополья 40.
Как подметил П. Н. Третьяков, курганные кольцевые оградки напоминают «ограды» языческих святилищ балтского населения Смоленщины 41. Кольцевые оградки в курганах типа Шаньково, по-видимому, генетически связаны с местными культовыми строениями балтов.
Таким образом, некоторые ранние курганы вятичей по ряду своих особенностей обнаруживают преемственность с древностями местных балтов. Зато керамический материал из вятических курганов VIII—IX вв. существенно отличается от мощинской посуды. Вятическая керамика и полуземляночные жилища, известные по синхронным поселениям, сопоставимы со славянскими древностями более южных областей Восточной Европы — роменскими Днепровского лесостепного левобережья, типа Луки-Райковецкой правобережной лесостепи и т. п.
Можно полагать, что в начале VIII в. на верхнюю Оку пришла группа славян под предводительством Вятки 42. Этноним вятичи произведен от имени Вятко 43, о чем прямо сообщает «Повесть временных лет». Расселившись в земле голяди, славяне постепенно смешались с аборигенами и ассимилировали их; унаследовав некоторые элементы их культуры.
Балтские элементы спорадически обнаруживаются и в более поздних вятических курганах с трупоположениями. Так, В. А. Городцовым в двух курганах близ Воскресенска открыты дощатые ящики-камеры, в которых находились скелеты. Как и в более раннее время, ящики строились сбоку насыпей, чтобы их можно было открыть для новых захоронений 44. Аналогичный курган с деревянной камерой, в которой находился скелет с семилопастными височными кольцами, исследован Н. И. Булычовым в урочище «Меренище» на Болве 45. В вятическом регионе зафиксированы случаи восточной ориентировки умерших (Войлово, Васильевское, Субор, Леоново, Ступенки, Ивановское, Шатуны — в бассейнах Жиздры и Угры на пограничье с кривичами; Александровка, Волково, Колоколово, Потапово и Черемушки в бассейне р. Москвы). В курганах средней по¬лосы Восточной Европы такая ориентировка является наследием балтского погребального ритуала 46.
Все вятические курганы VIII—X вв. сосредоточены в бассейне верхней Оки 47. Более северные области вятического ареала в это время, по-видимому, были заняты голядью. История славянского освоения этих областей детально восстанавливается по курганам XI—XIV вв. Абсолютное большинство городов вятической земли, упоминаемых летописями в XII в., расположено в области ранних курганов вятичей (рис. 5).
К содержанию 135-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Notes:
- ПСРЛ, т. I, стр. 12. ↩
- Там же, т. II, стб. 336—338. ↩
- Там же, стр. 637. ↩
- А. В. Арциховский. Курганы вятичей. М., 1930. ↩
Там же, стр. 151, 152. ↩- Б. А. Рыбаков. Нестор о славянских обычаях. «Древние славяне и их соседи». М., 1970, стр. 43. ↩
- «Летописец Переславля-Суздальского». М., 1851, стр. 4. ↩
- П. Н. Третьяков. Северные восточнославянские племена. МИА, № 6, 1941, стр. 48—51. ↩
- В. В. Седов. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970, стр. 43—48. П. Н. Третьяков полагает, что эти древности принадлежат окским балтам, испытавшим некоторое славянское воздействие (77. Н. Третъяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.— Л., 1966, стр. 294—297). ↩
- И. Е. Евсеев. Исследование городищ и курганов в бассейне верхнего (орловского) течения реки Оки и ее притоков Цона, Рыбницы, Неполоди и Зуши. «Труды Московского предварительного комитета по устройству XIV археологического съезда», вып. 2. М., 1908, стр. 29—52; Т. Н. Никольская. Культура племен бассейна верхней Оки в I тысячелетии н. э. МИА, № 72, 1952, стр. 75—78, 120, 122; Архив ЛОИА, д. АК, № 1906/72; дела ГАИМК № 1925/144, 1927/172, 1929/192. ↩
- Т.Н. Никольская. Древнерусское селище Лебедка. СА, 1957, № 3, стр. 176—197. ↩
- Архив ЛОИА, д. АК, № 1906/72. ↩
- Там же, д. ГАИМК, № 1925/144. ↩
- Там же, Д. АК, № 1906/72. ↩
- И. Евсеев. Исследование городищ и курганов…, стр. 42, 43. ↩
- Там же, стр. 44-46; Архив ЛОИА, д. АК, № 1902/110, 1903/113, 1906/72; д. ГАИМК, № 1925/144. ↩
- Архив ЛОИА, д. ГАИМК, № 1926/117. ↩
- В. А. Городцов. Результаты археологических исследований в Белевском и Рязанском уездах в 1897 г. «Археологические известия и заметки», 1898, № 7-8, стр. 225, 226: он же. Отчет об археологических исследованиях в долине реки Оки 1897 г. «Древности», т. XVIII, 1900, стр. 14—20; Архив ЛОИА, д. АК, № 1902/110. ↩
- Е. В. Лаврова. О раскопках Курганове Белевском уезде Тульской губ. «Вестник археологии», вып. VII. СПб., 1888, стр. 211—214. ↩
- А. А. Спицын. Обозрение некоторых губерний в археологическом отношении. ЗРАО, т. XI, вып. 1-2, 1899, стр. 197. ↩
- Архив ЛОИА, д. АК, № 1902/110. ↩
- Архив ЛОИА, д. ГАИМК, № 1921/102. ↩
- С. А. Изюмова. Курганный могильник VIII—X вв. около деревни Западной. СА, 1964, № 2, стр. 151—163; Архив ЛОИА, д. АК, № 1903/15. ↩
- Н. И. Булычов. Журнал раскопок 1898 г. по берегам Оки. М., 1899, стр. 7—10; С. А. Изюмова. Курганы у с. Доброе Тульской области. СА, 1970, № 1, стр. 191— 201. ↩
- С. А. Изюмова. Курганы у дер. Тризново. СА, 1961, № 2, стр. 252—258. ↩
- Архив ИА, р—1, № 1958/1760. ↩
- Архив ЛОИА, д. ГАИМК, № 1937/199. ↩
- В. И. Лабунский. Раскопки в Калужской губернии в 1891 г. «Древности», т. XVI, 1900, стр. 69—71. ↩
- Архив ЛОИА, д. АК, № 1896/41. ↩
- Архив ЛОИА, д. АК, № 1895/67. ↩
- С. И. Изюмова. Курганы у деревни Слевидово. СА, 1970, № 4, стр. 237, 238. ↩
- См. сноски 10, 18, 22, 23 и 24. ↩
- Т. Н. Никольская. Культура племен бассейна верхней Оки…, стр. 52—54. По мнению исследовательницы, этот курган содержал и более ранние захоронения с керамикой мощи некого типа. ↩
- А. А. Спицын. Курганы, раскопанные П. М. Еременком в Суражском уезде. ЗРАО, т. VIII, вып. 1-2, 1896, стр. 85; Т. Н. Никольская. Культура племен бассейна верхней Оки…, стр. 83; Г. Ф. Соловьева. Славянские курганы близ с. Демьянки. СА, 1967, № 1, стр. 189—190. ↩
- П. П. Ефименко, П. Н. Третъяков. Древнерусские поселения на Дону. МИ А, №8, 1948, стр. 79—91, 110—112. ↩
- В. В. Седов. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья, стр. 88, 89. ↩
- Н. И. Булычов. Журнал раскопок по части водораздела верхних притоков Волги и Днепра. М., 1899, стр. 5—7. ↩
- Т. Н. Никольская. Культура племен бассейна верхней Оки…, стр. 49—56. ↩
П. Н. Третьяков. К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии Н. Э- МИА, № 5, 1942, стр. 58—60; Ю. А. Краснов, Н. А. Краснов. «Домик мертвых» на городище дьяковского времени. «Археологические открытия 1966 г.» М., 1967, стр. 34—36. ↩- И. П. Русанова. Курганы XI—XII вв. у с. Буки Житомирской области. КСИА, вып. 110, 1967, стр. 46, 47; М. В. Седова. Раскопки суздальских курганов в 1967 г. КСИА, вып. 120, 1969, стр. 97—99. ↩
- П. Н. Третьяков. Об истоках культур роменско-боршевской древнерусской группировки. СА, 1969, № 4, стр. 89. ↩
- Эта группа славян происходит из большой праславянской группировки, представлен¬ной в третьей четверти I тысячелетия н. э. памятниками с керамикой пражского типа и занимавшей обширную территорию от верхней Эльбы на западе до Киевского Поднепровья на востоке. ↩
- М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, т. I. М., 1964, стр. 376. ↩
- А. В. Арциховский. Курганы вятичей, стр. 106. ↩
- Н. И. Булычов. Раскопки по части водораздела верхних притоков Днепра и Волги 1903 года. М., 1903, стр. 47. ↩
- В. В. Седов. Следы восточнобалтийского погребального обряда в курганах Древней Руси. СА, 1961, № 2, стр. 103—121; он же. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья, стр. 162—171. ↩
- Выше уже говорилось, что курганы IX—X вв. с погребальными домовинами известны также на верхнем Дону и, очевидно, свидетельствуют об участии верхнеокского населения в колонизации этого района. ↩