По мнению исследователей прямые предки скифских и савроматских племен вышли из массива населения, оставившего памятники андроновской и срубной культур.
В Авесте упоминается имя сайрима. Более подробная информация содержится в древнегреческих источниках, в которых говорится о савроматах, племени, которое можно сопоставить с сайрима.
Однако «савроматы», так же как термины «саки», «скифы», позднее «тюрки», нередко употреблялись авторами в двух значениях: в качестве собственного имени племени и как термин, объединяющий большую группу родственных по языку и культуре племен.
Вот что писал о них Геродот. Согласно легенде, савроматы произошли от брака скифских юношей с амазонками, которые после сражения при Фермодонте были пленены эллинами и на трех кораблях переправлялись через Черное море. Во время плавания амазонки перебили всех мужчин и, не умея обращаться с парусами и веслами, долго плыли по волнам. Наконец, пристали к Кремнам, которые находились в землях свободных скифов близ озера Меотида. После войны с приплывшими воительницами скифские юноши вступили с ними в брак и с частью своего имущества перешли в стан амазонок. Но амазонки попросили своих мужей переселиться из скифской страны за реку Танаис, объяснив эту просьбу тем, что лишили юношей их отцов, причинив великое зло стране, а потому их страшит мысль об обитании в этих местах. Юноши согласились на это. Переправившись через Танаис, они три дня шли на восток от реки и три дня на север от Меотиды. Прибыв, они поселились в этих краях. Археологические находки подтверждают это. Установлено, что в степях междуречья Дона — Волги, Заволжья и Урала существовала единая археологическая культура, отождествляемая исследователями с савроматами.
[adsense]
В этой легенде содержится немало любопытных сведений о савроматах и в первую очередь об особом положении женщин, которые ездят верхом, стреляют из лука, бросают дротики, вместе с мужьями выезжают на охоту, выступают в походы и носят одинаковую с мужчинами одежду. Женским работам они не обучены. Ни одна девушка не выходила замуж, пока не убьет врага. Такой образ жизни савроматские женщины вели исстари. Надо думать, что в легенде отразилась существовавшая реальность, отличавшая общественное положение савроматских женщин, что и подчеркивалось Геродотом.
Савроматские племена запада соседствовали со скифами Причерноморья, торговали с ними, заключали военные союзы или вступали в вооруженные конфликты. На юге саки и савроматы еще в доахеменидское время были связаны с такими государственными образованиями, как «Большой Хорезм» и «Бактрийское царство», Ассирия и Мидия, а с середины VI в. до н. э. — Персия.
На рубеже V—IV вв. до н. э. мирные отношения между скифами и савроматами были нарушены. Набеги, а возможно, и мирное проникновение савроматов в скифские земли становятся все более продолжительными и интенсивными, а часть савроматов поселяются в Европе. Судя по античным источникам, с IV в. до н. э. низовья Дона, а возможно, и часть северного берега Черного моря принадлежали сарматом.
События, изменившие политическую ситуацию на пограничных рубежах скифских и савроматских владений, явились, по-видимому, отзвуком очень далеких перемещений восточных кочевников южного Приуралья, северо-восточного Прикаспия и Заволжья. Последние в свою очередь могли быть связаны с походами Александра Македонского, усилившими торгово-экономические отношения между кочевниками и соседним с ними оседлым населением. Именно восточные кочевники привели в движение, а возможно, и частично влились в кочевую среду населения междуречья Дона — Волги, что и нашло отражение в произведениях греческих авторов IV—II вв. до н. э., когда на страницах появляются новые этнонимы — «сирматы» и «сарматы», которые в некоторых контекстах противопоставляются савроматам. У авторов IV — начала III в. до н. э. почти одновременно появляются наименования «сирматы», «сарматы» и «Сарматия».
С момента массового переселения кочевников южного Приуралья в Заволжье и далее на запад, происшедшего не позднее конца IV в. до н. э., сарматы начинают тревожить скифов, проникая небольшими отрядами в глубь территории междуречья Дона — Днепра. Очень красочно события подобного рода описываются в одном из произведений Лукиана Самосатского, жившего во II в. н. э. Он подчеркивает неожиданность и непредвиденность нападения сарматов, которые обратили скифов в бегство, многих храбрецов убили, других увезли живыми, угнали и разграбили добычу. Скифия, вступившая с III в. до н. э. в полосу затяжного экономического кризиса, не могла противостоять натиску сарматов. Постоянные набеги и спорадические перемещения отдельных сарматских племен из района низовьев Дона и северо-восточных берегов Меотиды закончились массовой миграцией скифов, после которой степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром стали контролироваться сарматами.
В IV в. н. э. по территории степного Приуралья проходят гунны. В составе гуннской орды часть сарматов дошла до берегов Гибралтара, часть влилась в образовавшиеся в Северном Причерноморье и Подонье новые этнические объединения раннего средневековья.
В условиях степных пространств главным и определяющим укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушливых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ явилась питьевая вода. Не случайно, значительная часть археологических памятников расположена вдоль крупных водных артерий, в местах выхода подземных вод, либо вблизи пресных степных речек и озер.
В зимних условиях резко континентального климата скотоводы откочевывали в районы с расчлененным рельефом, где могли найти естественные укрытия для животных. Таковыми в Западном Казахстане являются южные и восточные песчаные массивы с бессточными речками, отроги общего Сырта и долины крупных рек. Кочевники выбирали места с расчетом на древесно-кустарниковую растительность.