Саркофаги и надгробия

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

С обрядом погребения связано изготовление саркофагов и погребальных памятников — рельефных плит и статуй. Деревянные саркофаги известны в Северном Причерноморье с самого начала существования античных городов, но они плохо сохранились (Сокольский Н. Я., 1969а).

Древнейший тип саркофага представлял собою ящик на ножках с двускатной крышкой. Этот тип сохранялся и позднее. В период расцвета Боспорского государства в IV—III вв. до н. э. были созданы не только роскошные каменные склепы с уступчатыми и коробовыми сводами, но и саркофаги с архитектурным декором, например, деревянный саркофаг из V кургана Юз-Обы (близ Пантикапея) (табл. CXXVI, 1). Его узкий фасад представляет как бы схему фасада храма с фронтоном и с акротериями на коньке и на углах в виде позолоченных пальметок с волютами, характерными для IV в. до н. э. (Ваулина М. П., 1971, с. 60, рис. 6—8). Позолоченный карниз состоит из сухариков и ов резной и токарной работы. Живописно сочетание различных пород дерева, вставок из тонких досок, окрашенных в красный цвет, окаймленных позолоченным киматием и нитью жемчужника. Еще большим богатством резных украшений отличается саркофаг, найденный близ Анапы в подкурганном каменном склепе III в. до н. э. (Иванова А. П., 1958, с. 95 сл.). На средней доске, окрашенной в розовый цвет и обрамленной тонко исполненным резным орнаментом лесбийского киматия и нити жемчужника, были укреплены резные позолоченные изображения нереид на гиппокампах, тритонах и драконах, везущих оружие Ахиллу (табл. CXXVI, 3, 4; CXXVII. 4). Ножки саркофага сделаны, как пилястры, с вертикальным углублением в середине, окрашенным в розовый цвет и заполненным резным позолоченным орнаментом, составленным из побегов аканфа, цветов и пальметт.

[adsense]

Таблица CXXVI. Типы деревянных и каменных саркофагов IV в. до н. э. — I в. н. э. 1 — саркофаг из Юз-Обы, IV в. до н. э.; 2 — Таманский саркофаг, IV в. до н. э.; 3 — Анапский саркофаг, эллинизм; 4 — деталь того же саркофага; 5 — саркофаг с арочками, II в. н. э., реконструкция, Пантикапей; ΰ — саркофаг с ниобидами, I в. н. э., Пантикапей 1. 3—6 — дерево; 2 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXXVI. Типы деревянных и каменных саркофагов IV в. до н. э. — I в. н. э.
1 — саркофаг из Юз-Обы, IV в. до н. э.; 2 — Таманский саркофаг, IV в. до н. э.; 3 — Анапский саркофаг, эллинизм; 4 — деталь того же саркофага; 5 — саркофаг с арочками, II в.
н. э., реконструкция, Пантикапей; ΰ — саркофаг с ниобидами, I в. н. э., Пантикапей
1. 3—6 — дерево; 2 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Наряду с деревянными саркофагами создавались мраморные и известняковые. Таманский мраморный саркофаг второй половины IV в. до н. э. монументальный, строгий, греческой работы (табл. CXXVI, 2) был открыт в кургане на Лысой горе к западу от станицы Таманской (Пятышева Н. В., 1949, с. 5, 6). Он имеет профилированное основание, украшенное рельефным лесбийским киматием. Гладкие стенки завершаются карнизом из крупных зубчиков, над ним жемчужник и овы. Мраморные акротерии размещены на коньке и на длинных сторонах двускатного перекрытия. В средней части розовые полосы, на них позолоченные розетты. В I в. н. э. типы саркофагов меняются и в конструкции и в декоре. Деревянный саркофаг, найденный в каменной гробнице к югу от Золотого кургана, имеет черты храма римского времени: подий на ступенчатом основании, стенки, расчлененные пилястрами и между ними узкими арками высокий антаблемент и двускатное перекрытие. С узкой стороны он открыт для впуска ложа с покойником, по углам были колонны, сохранились остатки синей краски на каннелюрах колонн н белой на остальных частях саркофага (Сокольский Н. И., 1969а, с. 58). Форма каменных саркофагов первых веков нашей эры упрощена. Огромный мраморный саркофаг I—II вв. из Керчи имеет совершенно гладкие стенки и тяжелую двускатную крышу с огромными, гладкими акротериями по углам. Монолитный каменный саркофаг I в. н. э., открытый в Керчи, имел округлую крышку (Блаватский В. Д., 1962а, с. 78—63, рис. 55). Некоторые саркофаги этого времени из местного известняка снаружи ничем не украшенные, внутри были расписаны по штукатурке подобно росписям склепов (Ростовцев М. И., 1912а, табл. ХСII—XCIV) (табл. CVII, 4). Уникальным является роскошный мраморный саркофаг из Мирмекия II в. н. э. Саркофаг сильно поврежден. На его стенках в рельефе представлены сцены из сказания об Ахилле, на крышке саркофага — возлежащие мужчина и женщина (Марти Ю. Ю., 1926, с. 11, 12, рис. 5; Блаватский В. Д., 1947а, с. 100, 101, рис. 66). Кроме резных орнаментов, деревянные саркофаги, особенно боспорские, уже с конца V в. до н. э. украшались инкрустациями из слоновой кости, резными деревянными фигурами и терракотовыми прилепами. К IV в. до н. э. относятся пластины слоновой кости, приклеплявшиеся к стенкам саркофага из кургана Куль-Обы (Передолъская А. А., 19456, с. 47—67, рис. III, IV). По своему стилю рисунок близок краснофигурным росписям на вазах и аттическим рельефам конца V—начала IV в. до н. э. Сюжеты изображении — похищение дочерей царя Левкиппа Диоскурами и суд Париса (табл. CXXVII, 1).

Таблица CXXVII. Украшения саркофагов 1 — костяная пластина с изображением похищения Левкип-нид, конец V в. до н. э., Куль-Оба; 2 — тритон, костяная пластина, украшение шкатулки, I в. н. э., Тиритака; 3 — деталь саркофага из Змеиного кургана — Аполлон, IV в. до н. э., дерево; 4— деталь анапского саркофага с нереидами, III в. до н. э., дерево; 5 — умирающая ниобида, I в. н. э., терракота; в — угловой гипсовый акротерий саркофага из Тиритаки, I в. н. э.; 7— ажурный рельеф, украшение раркофага I—II вв. н. э., Пантикапей, дерево; 8— маска Медузы Горгоны, I— II вв. н. э., саркофаг из Кеп, терракота. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXXVII. Украшения саркофагов
1 — костяная пластина с изображением похищения Левкип-нид, конец V в. до н. э., Куль-Оба; 2 — тритон, костяная пластина, украшение шкатулки, I в. н. э., Тиритака; 3 — деталь саркофага из Змеиного кургана — Аполлон, IV в. до н. э., дерево; 4— деталь анапского саркофага с нереидами, III в. до н. э., дерево; 5 — умирающая ниобида, I в. н. э., терракота;
в — угловой гипсовый акротерий саркофага из Тиритаки, I в. н. э.; 7— ажурный рельеф, украшение раркофага I—II вв. н. э., Пантикапей, дерево; 8— маска Медузы Горгоны, I— II вв. н. э., саркофаг из Кеп, терракота. Составитель М. М. Кобылина

С начала I в. н. э. по II в. н. э. распространяются украшения из гипса и глины (Берзина С. Я., 1962, с. 237, сл., рис. 1—3, 9—11). В Ольвии найдены фрагменты полихромных гипсовых орнаментов, украшавших деревянные саркофаги (Фармаковский Б. В., 1906а, с. 30, 31), в Тиритаке в погребениях I в. в земляном склепе обнаружены разнообразные гипсовые прилепы; архитектурные детали (Блаватский В. Д., 1941в, с. 68 сл., рис. 106, 107) (табл. CXXVII, 6), изображения апотропического значения (маска Медузы), хтонического значения, связанные с культом Деметры и Диониса, театральные маски, маски силена, пана, менад, Диониса (Watzinger С., 1905, с. 52). С особой экспрессией изображается миф о гибели детей Ниобы. Выделяются 25 типов фигурок ниобид (Жебелев С. А., 1901, рис. 1—25). Деревянный саркофаг, найденный в 1874 г., был украшен гипсовыми фигурами ниобид, размещенными между приставными колонками (табл. CXXVI, 6). В Пантикапее найдена форма для оттискивания фигуры умирающей ниобиды, принадлежащая руке хорошего местного мастера (Блаватский В. Д., 1951а, с. 223, рис. 73, 3).

Таблица CVII. Росписи склепов и саркофага II в. н. э. 1 — деталь росписи склепа 1875 г.; 2, 3 — детали росписи Стасовского склепа, первая половина II в. н. э.; 4 — роспись каменного саркофага, деталь — изображение мастерской живописца, Пантикапей. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CVII. Росписи склепов и саркофага II в. н. э.
1 — деталь росписи склепа 1875 г.; 2, 3 — детали росписи Стасовского склепа, первая половина II в. н. э.; 4 — роспись
каменного саркофага, деталь — изображение мастерской живописца, Пантикапей. Составитель М. М. Кобылина

К погребальному обряду относится установка на могиле памятника с именем умершего. Самые древние надгробные стелы имели вид плиты с надписью — именем умершего. Такова стела Метро-дота, сына Аполлодора (начало V в. до н. э.) из Керчи (КБН, 207). Но уже в V в. появляется более сложный тип — плита, завершающаяся акротерием в виде пальметты (табл. CXXVIII, 1). В одном из курганов Фанагории был обнаружен огромный мраморный акротерий, очевидно, привезенный из Аттики (табл. CXXVIII, 2). Уже в V в. до н. э. в Аттике появились надгробия с изображением умершего, стоящего или сидящего, обрамленного столбами или колоннами, на которых лежит антаблемент, а над ними поднимается фронтон с акротериями: создается героизированный образ умершего. Этот тип надгробий в Северном Причерноморье встречается чаще всего со II в. до н. э. по II в. н. э. В центре фронтона нередко помещена розетта. Свободное лространство над фронтоном также украшено розеттами (табл. CIV, 1). В первые века нашей эры встречаются двух- и трехъярусные стелы, где повторены основные типы изображений — возлежащего на ложе умершего, пирующего как герой у столика с явствами; ниже он же вооруженный на коне, около него слуги, еще ниже сидящая на троне женщина в грустной позе (табл. CIV, 6). На этих стелах встречаются и мифологические образы, как например, Гермес Психопомп, сопровождающий умершего в страну мертвых. Иногда он изображен на фронтоне (Иванова А. П., 1961, табл. 13, 47) как и Великая Богиня на стеле из Танаиса (Болтунова А. И., 1972, с. 281).

Таблица CXXVIII. Типы надгробий V—I вв. до н. э. 1 — надгробие второй половины V в. до н. э., Пантикапей; 2 — акротерий из Фанагории, IV в. до н. э.; 3—5 — Херсонес (3 — стела Мегакла, 4 — стела Геро, 5 — стела Полнкасты); в — надгробие с изображением супружеской пары, III в. до н. э., Пантикапей; 7 — надгробие синда, III в. до н. э., Ахтанизовский лиман; 8 — надгробие Психарионы, жены Маса, I в. н. э., Пантикапей. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXXVIII. Типы надгробий V—I вв. до н. э.
1 — надгробие второй половины V в. до н. э., Пантикапей;
2 — акротерий из Фанагории, IV в. до н. э.; 3—5 — Херсонес (3 — стела Мегакла, 4 — стела Геро, 5 — стела Полнкасты); в — надгробие с изображением супружеской пары, III в. до н. э., Пантикапей; 7 — надгробие синда, III в. до н. э., Ахтанизовский лиман; 8 — надгробие Психарионы, жены Маса, I в. н. э., Пантикапей. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CIV. Типы изображений на надгробиях первых веков нашей эры 1 — изображение женщины в позе печали, I в. н. э.; 2 — катафрактарий на стеле Афения, сына Мены, середина I в. н. э., Пантикапей; 3 — двухъярусная композиция с изображением героизированного умершего и двух всадников, II в. до н. э., Фанагория (надгробие Агафа, 179 г. н. э.); 4 — надгробие Деметрия, сына Аполлония, с изображением конной статуи, I в. н. э., Пантикапей; 5 — надгробие Фурия Севта, II—III вв. н. э.; в — трехъярусная стела Гликариона I—II вв. н. э., Горгиппия 1,7 — известняк, 2—6 — мрамор. Составитель М. М, Кобылина

Таблица CIV. Типы изображений на надгробиях первых веков нашей эры
1 — изображение женщины в позе печали, I в. н. э.; 2 — катафрактарий на стеле Афения, сына Мены, середина I в. н. э., Пантикапей; 3 — двухъярусная композиция с изображением героизированного умершего и двух всадников, II в. до н. э., Фанагория (надгробие Агафа, 179 г. н. э.); 4 — надгробие Деметрия, сына Аполлония, с изображением конной статуи, I в. н. э., Пантикапей; 5 — надгробие Фурия Севта, II—III вв. н. э.; в — трехъярусная стела Гликариона I—II вв. н. э., Горгиппия
1,7 — известняк, 2—6 — мрамор. Составитель М. М, Кобылина

На могилах ставили статуи умершего. Такие статуи в виде фигур, стоящих на постаменте, нередко изображаются и на надгробных стелах. Например, на стеле Деметрия (I в. н. э.) из Пантикапея видим статую всадника рядом с воином (табл. CIV, 4). В первые века нашей эры популярен тип статуи женщины в длинном хитоне и покрывале, которое она придерживает у груди правой рукой (табл. CIII, 4, 6). Эти статуи различного качества исполнения — яркие образцы местной скульптуры. Более ранние изображения на стелах повторяют античные типы (табл. CXXVIII, 6). На более поздних надгробиях тот же тип схематизирован (табл. CIV, 1). Излюбленными сюжетами изображений на надгробиях I — II вв. являются типы вооруженных всадников.

[adsense]

Таблица CV. Херсонесские надгробия и стенки саркофагов, первые века нашей эры 295 1 — стенка саркофага, II в. н. э.; 2 —деталь того же саркофага; 3 — надгробие женщины· первые века нашей эры; 4 — надгробие Филократа, сына Фарнакиона, I в. н. э.; 5--надгробие трубача Аврелия Сальвиана, II в. н. э.; 6 — надгробие солдата Аврелия Виктора, вторая половина II в. н. э.; 7 — надгробие жены Хреста, III—IV вв. н. э.; 8 — плита саркофага с изображением подвигов Геракла, начало II в. н. э. 1, 2, 4, 5, 8 — мрамор; 3,7 — известняк; 6 — мрамор и известняк. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CV. Херсонесские надгробия и стенки саркофагов, первые века нашей эры
295
1 — стенка саркофага, II в. н. э.; 2 —деталь того же саркофага; 3 — надгробие женщины· первые века нашей эры; 4 — надгробие Филократа, сына Фарнакиона, I в. н. э.; 5—надгробие трубача Аврелия Сальвиана, II в. н. э.; 6 — надгробие солдата Аврелия Виктора, вторая половина II в.
н. э.; 7 — надгробие жены Хреста, III—IV вв. н. э.; 8 — плита саркофага с изображением подвигов Геракла, начало II в. н. э.
1, 2, 4, 5, 8 — мрамор; 3,7 — известняк; 6 — мрамор и известняк. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CIII. Скульптура III в. до н. э. — III в. н. э. 1 — статуя воина с луком, III в. до н. э., Фанагория; 2 — статуя льва, I в. до н. э., Пантикапей; 3 — надгробная статуя синда, I в. до н. э., Таманский полуостров; 4 — статуя местной жительницы, I в. н. э., Ахтанизовский лиман; 5 — надгробная статуя из Танаиса, III в. н. э.; 6 — статуя местной жительницы, II в. н. э., Пантикапей; 7 — посвятительная плита Трифона, III в. н. э., Танаис; 8 — статуя-фонтап, III в. н. э., Ольвия 1, 3, 7 — известняк; 2, 8 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CIII. Скульптура III в. до н. э. — III в. н. э.
1 — статуя воина с луком, III в. до н. э., Фанагория; 2 — статуя льва, I в. до н. э., Пантикапей; 3 — надгробная статуя синда, I в. до н. э., Таманский полуостров; 4 — статуя местной жительницы, I в. н. э., Ахтанизовский лиман; 5 — надгробная статуя из Танаиса, III в. н. э.; 6 — статуя местной
жительницы, II в. н. э., Пантикапей; 7 — посвятительная плита Трифона, III в. н. э., Танаис; 8 — статуя-фонтап, III в. н. э., Ольвия
1, 3, 7 — известняк; 2, 8 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Особую группу представляют надгробия Херсонеса. При раскопках башни Зенона были открыты великолепной сохранности надгробные плиты IV— III вв. до н. э. из местного известняка с архитектурным тонко исполненным орнаментом, сохранившим полихромию. Они завершались или акротерием или фронтоном, а под ним в барельефе изображены или оружие, или принадлежности палестрита (стригиль и алабастр) или перевязь и вырезанное или написанное краской имя умершего (табл. CXXVIII, 3—5). Надгробия этого типа свидетельствуют о сохранении чисто греческих традиций в местном искусстве Херсонеса (Даниленко В. II., 1969, с. 29 сл., рис. 13—21; Колесникова Л. Г., 1969, с. 44 сл., рис. 22—27; Стржелецкий С. Ф., 1969а, с. 7 сл., рис. 7). В период зависимости от Боспора в Херсонес проникают типы боспорских стел с рельефными изображениями, например, сидящей в кресле женщины или стоящих фигур (Соломоник Э. И., 1974, рис. 53). В первые века нашей эры заметно влияние римского искусства (Белов Г. Д., 1938а, с. 66 сл.; АСХ, рис. 180, 182— 188) (табл. CV, 1, 4, 6). Известна серия херсонесских надгробий) связанная с римскими солдатами. Они повторяют тип изображения умершего в виде бюста, принятый на надгробиях Италии и западных римских провинций и имеют латинскую надпись. Эти изображения исполнены с явной тенденцией к портретному сходству, свойственной римскому портрету. Ярким образцом является надгробие солдата Аврелия Виктора (табл. CV, 6). Портрет и надпись исполнены на мраморной доске (Белов Г. Д., 1948а, табл. XIV). Надгробие II в. Аврелия Сальвиана трубача XII Клавдиева легиона (табл. CV, 5) (Блаватский В. Д., 1961а, с. 87, рис. 31). Ко II—III вв. н. э. относится надгробие Люция Фурия Севта, префекта первой когорты фракийского отряда, происходящее возможно, из Харакса (табл. CIV, 5). Оно находит аналогии во фракийском искусстве.

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014