Курганы являются наиболее примечательной деталью ландшафта Жетысу. Они различаются размерами, высотой и образуют цепочки, скопления и могильные поля. Среди наиболее известных — могильники Алматы, Талгар, Новоалексеевский, Кугалы, Бурундай, Иссык, Тургень, Чилик, Кегень, Мерке, Джетытобе, Уштобе, Берккара. Все они были обследованы, частично раскопаны, а такие, как Иссык, Бесшатыр, приобрели, всемирную известность. К сожалению, многие из могильников разрушены, часть курганов снесена, снивелирована и застроена.
Первые обобщающие исследования по истории кочевников Семиречья принадлежат М.П. Грязнову и А.Н. Бернштаму.
[adsense]
Существенный вклад в разработку археологии кочевников Семиречья внесли К.А. Акишев, Е.И. Агеева, Г.А. Кушаев., И.И. Копылов, А.Г. Максимова, А.К. Акишев, Б.Н. Нурмухамбетов.
Особое значение имел обобщающий труд по культуре саков и усуней долины Или (К.А.Акишев, Кушаев T.A.). В нем были систематизированы все известные на начало 60-х гг. материалы, уточнена периодизация истории культуры, исследованы вопросы хозяйства, общественного строя, а также происхождения этих народов.
В 50-60-х гг. в долине р. Талас также развертываются исследования курганов ранних кочевников (А.К. Абетеков,
Ю. Д. Баруздин).
Исследованы памятники на северных склонах Киргизского хребта, прилегающих к долине Таласа (А.Г. Максимова, 1970; 1972; 1975). Возобновляются раскопки в долине Чу (А.К. Абетеков) и в котловине Иссык-Куля.
В Семиречье, как и в других частях евразийского пояса степей, раннесакские памятники изучены недостаточно.
Они представлены курганами с единичными могилами с бедным инвентарем, а также отдельными находками изделий
«скифской триады». Могилы имеют три разновидности: обычные грунтовые ямы, подбои и каменные ящики. Последние можно рассматривать, видимо, как пережиточное явление, связанное с эпохой бронзы. Захоронения различаются
также ориентировкой погребенных: на северо-запад и северо-восток. Иногда умершего сопровождало погребение верхового коня в отдельной яме. В могилу ставили ритуальную пищу — мясо барана. Инвентарь погребений беден и однообразен, оружие отсутствует. В могилах находят предметы конской упряжи с характерными стремевидными удилами, пряжками. В этот период, особенно к концу его, в Семиречье уже были известны изделия прикладного искусства, выполненные в так называемом зверином стиле. В быту население употребляло простые бронзовые ножи, деревянные и костяные гребни. Лепная круглодонная посуда, частично изготовленная на матерчатом шаблоне, резко отличалась по форме и отсутствию орнамента от керамики позднебронзового века. Случайно найденные бронзовые и железные акинаки с бабочковидным перекрестием, а также наконечники стрел ромбовидной формы со втулкой и некоторые другие изделия по аналогии с раннескифскими относят к раннесакскому периоду. Таким образом, все три компонента «скифской триады» — оружие, уздечный набор, звериный стиль — уже представлены в культуре саков Семиречья раннего периода.
К раннесакскому периоду отнесены некоторые случайные находки бронзовых и железных акинаков с бабочковидным перекрытием и зооморфным навершием, бронзовый кинжал из Текели, а также клад из Биже, о котором сказано ниже.
Период (V-III вв. до н.э.). По сравнению с раннесакским периодом количество археологических памятников сакского времени увеличилось во много раз, что свидетельствует о значительном росте численности населения края. Почти все основные районы Семиречья и Тянь-Шаня были обжиты саками именно в это время. В ходе накопления богатств появились условия для создания огромных погребальных сооружений, подобных курганам Иссык и Бесшатыр.
Можно выделить несколько групп могильников, часть которых в дальнейшем, по мере накопления материалов, вероятно, составит самостоятельные археологические культуры.
Группа сакских памятников Чуйской и Таласской долин представлена царскими курганами (Джеты тобе) и захоронениями рядовых общинников, погребальный обряд которых аналогичен обряду рядовых погребений долины р. Или. Сопровождающий покойников инвентарь составляют один-два сосуда, украшения, бронзовые наконечники стрел, среди которых встречаются трехперые черешковые и трехгранные втульчатые.
В разных пунктах долины Чу обнаружены случайные находки бронзовых изделий сакского времени: несколько кинжалов с прямым клинком, бабочковидным перекрестием и брусковидным или антенным навершием, а также литые бронзовые котлы на коническом поддоне с двумя вертикальными ручками.
Могильник Бесшатыр. Могильник расположен на правом берегу р. Или у подножия гор Желшалгыр, в 170 км восточнее г. Алматы. Могильник протянулся с севера на юг на 2 км, с востока на запад — на 1 км и состоит из 31 кургана, из которых 21 имеет каменную насыпь, остальные — насыпи из щебня и земли.
Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы — северная и южная. Самый крупный курган, названный «Большой», расположен в северо-восточной части могильника. Диаметр его 104 м, средняя высота 15 м. Насыпь имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной, диаметром 32 м. Каменная насыпь кургана у основания уложена в несколько плотных рядов, что создает впечатление цоколя, на котором и покоится вся громада насыпи. Вокруг кургана сооружен вал. Рядом с насыпью расположены кольцевые сооружения, составленные из крупных каменных столбов (менгиров) и больших валунов, получивших название «оградки». Таких оградок 94, и в плане они напоминают спираль, закрученную вокруг кургана. Оградки имели ритуальное назначение и, видимо, были связаны с культом огня.
Обстоятельно исследовался «Первый» Бесшатырский курган, имевший диаметр 52 м, высоту свыше 7 м и расположенный севернее остальных. Как и «Большой», он имел плоскую вершину. Насыпь состояла из трех слоев. Верхний слой представлял собой каменное покрытие толщиной до 1 м у вершины и до 3 м у основания. Второй слой, самый мощный, толщиной от 3,5 до 13 м, сложен из земли и щебня. Третий слой, нижний, образован из крупного битого камня. Под этим слоем находилась большая деревянная постройка из обработанных бревен тянь-шанской ели. Это строение и являлось «царской» усыпальницей, воздвигнутой на материке.
Усыпальница состояла из коридора (дромоса), тамбура и погребальной камеры. Коридор — длинное, высокое и не перекрытое сверху сооружение размером 5,75×1,50 м, высотой более 5 м. Тамбур примыкает к восточной стенке погребальной камеры. Коридор с помощью поперек положенных плах делится на два отсека. Погребальная камера имеет в плане форму неправильного квадрата, ориентированного по сторонам света, состоит из 16 рядов бревен тянь-шанской ели. Потолком и крышей служили бревна наката, положенные вдоль прямо на стены камеры. Толщина наката 7-8 бревен. Стены снаружи и изнутри удерживают 16 вертикально врытых столбов. Все бревна хорошо обработаны — с них срублены сучья, снята кора. Бревна, образующие стены камеры, тщательно оттесаны и плотно пригнаны друг к другу. Местами на них сохранились следы плотничьих инструментов. Для транспортировки бревен на концах и посередине делали отверстия для веревок — проушины. Сверху на бревна наката были положены камышовые маты, перевязанные веревками.
После совершения погребения вход в камеры был заложен крупными камнями, а отсеки коридора до самого верха забутованы камнем вперемешку со щебнем. После этого над погребальным сооружением, возвышающимся над окружающей местностью более чем на 5 м, была сооружена насыпь.
Погребальная камера оказалась разграбленной. На полу после расчистки завала обнаружены разрозненные кости мужского и женского скелетов, кости животных, деревянная ножка какого-то предмета.
Остальные Бесшатырские памятники имеют сходную архитектуру, но отличаются размерами курганов и усыпальниц. Так, раскопки «Третьего» кургана выявили 17 слоев в насыпи, а вокруг кургана явственно возвышалась стена, первоначально имевшая высоту свыше 1 м. «Шестой» курган имел подземные ходы и катакомбы общей протяженностью 55 м.
Помимо курганов в могильнике зафиксированы шесть оград, расположенных на возвышении к северо-востоку, и четыре,— к западу от курганов. Ограды из вертикальных камней (менгиров) в окрестностях могильника — не самостоятельные памятники, а дополняющие архитектуру курганов. На некоторых из них выбиты фигуры горных козлов, кабана и волка.
Насыпи мелких курганов сооружались из земли и речной гальки. Под насыпью находилась грунтовая яма, своей длинной осью, как правило, ориентированная с востока на запад. Покойника клали в вытянутом положении, головой на запад. Сверху яму перекрывали деревянными плахами. В могильнике Кзылауз, расположенном рядом с Бесшатыром, обнаружено коллективное погребение в двух могильных ямах; в одной из них погребенные уложены в два яруса.
В южной и западной частях камер обычно расставлена посуда, а в северной находились останки погребенного, лежавшие прямо на дощатом полу. Могильник Бесшатыр датирован V-IV вв. до н. э.
Курган «Иссык» находится на южной окраине большого могильника, в 40 км восточнее Алматы, состоящего из более 40 курганов. Диаметр кургана — 60 м, высота — 6 м. Насыпь многослойна (3-4 слоя), слои гальки чередуются с щебеночно-глинистыми. Под насыпью два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральная могила полностью ограблена. Боковая могила оказалась не потревоженной.
Погребальная камера сооружена из обработанных бревен тянь-шанской ели, ее размеры: по внутреннему обмеру 2,9x 1,5 м, по наружному — 3,3×1,9 м, высота ее с накатом 1,3-1,5 м.
Вначале выкапывался котлован могильной ямы прямоугольной формы, ориентированный длинной осью с запада на восток. На дне котлована строился бревенчатый сруб — погребальная камера. Конструкция ее весьма проста: бревна определенной длины укладывались горизонтально друг на друга, образуя стенки камеры. На стенах камеры бревна уложены в пять рядов, сверху она перекрыта также бревнами, уложенными поперек на длинные стены. На дне настлан пол из десяти хорошо обработанных досок. На полу размещались останки умершего и погребальный инвентарь.
Участок пола, предназначенный для покойника, покрывался матерчатой подстилкой, расшитой мелкими золотыми бляшками. На подстилку был положен усопший, облаченный в парадную одежду, при полном вооружении. Покойника, судя по костяку, уложили на спину в вытянутом положении, головой на запад, лицом вверх, кисть правой руки уложена на пах, левая рука откинута в сторону.
Вдоль правого бедра рукоятью у пояса (скорее всего, подвешенный к портупее) плашмя был помещен железный меч в деревянных ножнах, окрашенных в красный цвет. Ремни портупеи украшали золотые обоймы и пронизь (изделие для крепления меча или кинжала) с рельефным изображением головы тигра. Между туловищем и левой рукой положен железный кинжал также в деревянных ножнах, обтянутых кожей и украшенных двумя золотыми пластинками с изображениями коня и лося и с двумя цилиндрическими бляхами-обоймами для перекрестных ремней с рельефными изображениями свернувшегося волка.
Рядом с покойником у локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя — нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, еще выше — матерчатая (шелковая) туалетная сумочка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска.
[adsense]
На полу камеры сосуды с заупокойной пищей и питьем. К последним относится бронзовая с позолотой миска, поставленная обособленно. В ней лежали несколько золотых фигурных пластин, выполненных в виде клюва и когтей хищной птицы. У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда, рядом, но на переднем плане, — миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними миски. Среди них, но также вместе две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Бронзовая чаша стоит в стороне, у изголовья захороненного. Участок пола у восточной стены камеры свободен от вещей. Очевидно, вход в камеру был именно с восточной стороны. После совершения похорон и размещения инвентаря камеру перекрыли короткими бревнами, яму заполнили грунтом, затем возвели насыпь.
По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове носил высокий (до 65-70 см) конической формы головной убор. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений. Большинство из них имеют штампованные изображения снежных барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц. Переднюю часть головного убора украшали скульптурные изображения двух
крылатых лошадей с козлиными рогами, а также две пары длинных птичьих крыльев и многие другие фигурные пластины. На шее находилась золотая спиралевидная гривна (шейное украшение), концы которой завершаются рельефными изображениями голов тигров.
Верхняя одежда состояла из кафтана и штанов. Короткий, судя по фрагментам, кожаный кафтан (сохранились кусочки окрашенной в красный цвет кожи) сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот — крупными квадратными с изображениями голов тигра. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам обшиты мелкими прямоугольными пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высокими голенищами. Голенища сапог также украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.
Под кожаным кафтаном была матерчатая нательная рубаха, ворот и рукава которой украшены орнаментальным узором из золотых пластинок разных форм. Кафтан подпоясывался кожаным ремнем с набором массивных золотых блях с рельефными изображениями лежащего лося и лосиных голов. К ремню справа подвешивался длинный железный меч, а слева — железный кинжал, богато инкрустированный золотом. Меч и кинжал находились в кожано-деревянных ножнах, окрашенных в красный цвет. Ножны кинжала украшали по внешней стороне две большие золотые пластины-обкладки с изображением фигур лося и лошади. На пальцах рук сак из кургана Иссык носил два массивных золотых перстня, один из них перстень-печать с изображением головы человека в профиль в пышном головном уборе. Захоронение в кургане Иссык датируется концом IV — началом III вв. до н.э.
Могильники рядовых саков (VII—IV вв. до н.э.). Погребения рядовых общинников сакского времени по размерам, конструкции могильного сооружения и инвентарю резко отличны от царских захоронений бесшатырского и иссыкского типа.
К таким захоронениям раннего этапа сакской культуры (VII—VI вв. до н. э.) относятся могильники Каргалы I и Алтын-Эмель II. Курганы имели сферические каменные насыпи, под ними находились каменные ящики с костяками. Костяки лежали вытянуто, головой на северо-запад. Исследователи датируют могильник Каргалы I переходной от эпохи бронзы к сакам эпохой VIII—VII вв. до н. э.
К раннему этапу сакской культуры относятся также курганы в могильнике Жуантобе. Они небольших размеров, насыпь имели земляную вперемежку с речной галькой. Под насыпью в могилах человеческие костяки лежали в грунтовых ямах, ориентированных длинной осью с запада на восток. Могилы перекрыты поперечно положенными бревнами. Найденные при погребенных бронзовые удила, ножи, костяной и деревянный гребни, бусы, бронзовые подпружные пряжки, керамические сосуды датируют Жуантобе VI—V вв. до н. э.
Лучше известны памятники позднесакского времени (V—IV вв. до н. э.). К этому времени относятся такие памятники, как Кадырбай III, Карашокы и Кзылауыз.
В могильнике Карашокы (Кара-Чоко), расположенном на правом берегу реки Или в Чулакских горах, раскопанный курган имел небольшую насыпь из земли со щебенкой, на насыпи выступали камни, образующие два кон¬центрических кольца. Погребение совершено в грунтовой яме. При захороненном найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел, относящиеся к V—IV вв. до н. э.
Клад из Биже. Уже отмечалось, что наиболее ранний этап сакской культуры относится к IX — VIII вв. до н. э. В Жетысу комплекс ранних изделий саков известен как «клад из Биже». В его составе были удила. Они бронзовые, литые, с прямоугольным стремечком и упором, а также с полуовальным стремечком и дополнительным отверстием. Поверхность стержней покрыта орнаментом в виде нарезных и выпуклых прямоугольников и квадратов. Псалии (опоры) удил двух видов, первый — слабоизогнутый, трехдырчатый, бронзовый, с продолговатым срединным отверстием. На одном конце псалия дисковидное уплощение, лежащее в той же плоскости, что и центральное отверстие, другой конец оформлен в виде расширяющегося к концу конуса. Второй псалий — дуговидный — с тремя круглыми отверстиями. Один конец имеет эллипсоидное утолщение, другой — коническое. В состав сбруйного набора входят бронзовые навершия, украшенные головками горных козлов. Они имеют втулки в виде усеченного конуса. В числе других вещей — бронзовые бляшки в виде колечек, украшавшие ремни поводьев; бронзовые распределители ремней узды; петельная бляха и две подвески. Датируется клад второй половиной VIII — VII вв. до н. э. Интересно, что в этом же районе также случайно был найден бронзовый кинжал длиной 39 см с прямым перекрестием и овальной в сечении рукоятью с грибовидным навершием. Кинжал датируется VIII в. до н. э. Эти находки позволяют судить о том, что VIII — начало VII вв. до н. э. были временем сложения сакской культуры Семиречья, уходящей корнями в эпоху бронзы.
Жалаулинский клад. Свое название клад получил по имени аула, расположенного в 200 км восточнее Алматы. Все найденные случайно вещи лежали в войлочном мешке, который был зарыт в землю в начале XX в. Все эти предметы извлечены из ограбленных курганов неизвестным кладоискателем. Среди более чем двухсот предметов общим весом более полутора килограммов выделяются детали наборного пояса, украшения одежды и головного убора, а также пектораль — нагрудное украшение. Пектораль представляет собой массивную овальной формы пластину, украшенную по краям бордюром из крученого золотого дрота — проволоки. На концах ее сохранились петли для подвешивания.
Поверхность пекторали украшают напаянные в 4 ряда миниатюрные фигурки горных баранов — архаров, выполненных в характерной для сакского искусства позе «с поджатыми ногами». На туловищах баранов предусмотрены гнезда для крепления цветных камней — бирюзы, сердолика или других, которые должны были «разбить» однородную желтую поверхность пекторали.
Бляхи от наборного пояса сделаны в виде миндалин. Лицевая поверхность блях, а они крепились к поясу попарно, образуя круг, украшены, как и пектораль, фигурками архаров и зернью — напаянными шариками золота. К деталям пояса, которые «скрывали» его кожаную основу, относятся прямоугольные обоймочки, орнаментированные узором в виде «елочки».
Интересны бляхи в виде парных фигур оленей с ветвистыми древоподобными рогами. Две литые бляхи с оленями имеют еще изображение орла «с распахнутыми крыльями».
В кладе есть штампованные бляхи с изображением барса, терзающего козла, а также вырезанные из листового золота горные козлы, изображенные в позе «летучего галопа».
Вызывает интерес массивная треугольная пластина с напайками в виде шерсти. Назначение ее непонятно, но скорее всего это украшение одежды. Очень много золотых конусовидных подвесок, некогда украшавших одежду и головной убор.
Важное значение для датировки всего клада имеют бляшки с оленями, большие и маленькие. Вот одна из них.
Бляшка изготовлена из золота; вес ее 6,15 г, максимальные размеры 31×25 мм. Бляшка имеет подтреугольно-сердцевидное очертание, сформированное внешним абрисом фигур и рогов животных. При этом бляха слегка асимметрична: один олень расположен несколько выше другого. Она изготовлена в технике литья по восковой модели с последующей подработкой резцом. С оборотной стороны бляшки, в области крупов оленей, имелись две плоские петли, расположенные под углом друг к другу.
Особенностью моделировки фигур оленей является широкое использование сквозных просветов, которыми обозначены глаз, ухо, ноздря, рот, разделка рогов животных. Клювовидную форму имеют просветы на плече и ягодице оленей; кроме того, они использованы в моделировке ног животных.
Просветы могли закрываться вставками из другого материала, например, цветных камней, с целью придания вещи большей декоративности — двух- или многоцветности. Не исключен, однако, следующий вариант: бляшка с внутренней стороны покрывалась тонированной мастикой, которая после высыхания и шлифовки, заполнив просветы, могла напоминать декоративный камень.
Возможно, просветы ничем специально не закрывались, но благодаря тонировке основы, к которой прикреплялась бляшка, создавалось впечатление полихромности изображения.
Аналогии бляшке, датируемые в пределах начала VIII — VI вв. до н. э., происходят с Алтая и Минусинской котловины, что позволяет отнести рассмотренную бляшку к этому же времени. Датировку подтверждают аналогичные золотые бляхи, найденные, как выше отмечалось, в могильнике Чиликты. Этим же временем датируются и остальные изделия из Жалаулинского клада, представляющего собой набор украшений парадного костюма представителя или представительницы сакской аристократии.