Сакские курганы Жетысу

Курганы являются наиболее примечательной деталью ландшафта Жетысу. Они различаются размерами, высотой и образуют цепочки, скопления и могильные поля. Среди наиболее известных — могильники Алматы, Талгар, Новоалексеевский, Кугалы, Бурундай, Иссык, Тургень, Чилик, Кегень, Мерке, Джетытобе, Уштобе, Берккара. Все они были обследованы, частично раскопаны, а такие, как Иссык, Бесшатыр, приобрели, всемирную известность. К сожалению, многие из могильников разрушены, часть курганов снесена, снивелирована и застроена.

Первые обобщающие исследования по истории кочевников Семиречья принадлежат М.П. Грязнову и А.Н. Бернштаму.

[adsense]

Существенный вклад в разработку археологии кочевников Семиречья внесли К.А. Акишев, Е.И. Агеева, Г.А. Кушаев., И.И. Копылов, А.Г. Максимова, А.К. Акишев, Б.Н. Нурмухамбетов.

Особое значение имел обобщающий труд по культуре саков и усуней долины Или (К.А.Акишев, Кушаев T.A.). В нем были систематизированы все известные на начало 60-х гг. материалы, уточнена периодизация истории культуры, исследованы вопросы хозяйства, общественного строя, а также происхождения этих народов.

В 50-60-х гг. в долине р. Талас также развертываются исследования курганов ранних кочевников (А.К. Абетеков,
Ю. Д. Баруздин).

Исследованы памятники на северных склонах Киргизского хребта, прилегающих к долине Таласа (А.Г. Максимова, 1970; 1972; 1975). Возобновляются раскопки в долине Чу (А.К. Абетеков) и в котловине Иссык-Куля.

В Семиречье, как и в других частях евразийского пояса степей, раннесакские памятники изучены недостаточно.

Они представлены курганами с единичными могилами с бедным инвентарем, а также отдельными находками изделий
«скифской триады». Могилы имеют три разновидности: обычные грунтовые ямы, подбои и каменные ящики. Последние можно рассматривать, видимо, как пережиточное явление, связанное с эпохой бронзы. Захоронения различаются
также ориентировкой погребенных: на северо-запад и северо-восток. Иногда умершего сопровождало погребение верхового коня в отдельной яме. В могилу ставили ритуальную пищу — мясо барана. Инвентарь погребений беден и однообразен, оружие отсутствует. В могилах находят предметы конской упряжи с характерными стремевидными удилами, пряжками. В этот период, особенно к концу его, в Семиречье уже были известны изделия прикладного искусства, выполненные в так называемом зверином стиле. В быту население употребляло простые бронзовые ножи, деревянные и костяные гребни. Лепная круглодонная посуда, частично изготовленная на матерчатом шаблоне, резко отличалась по форме и отсутствию орнамента от керамики позднебронзового века. Случайно найденные бронзовые и железные акинаки с бабочковидным перекрестием, а также наконечники стрел ромбовидной формы со втулкой и некоторые другие изделия по аналогии с раннескифскими относят к раннесакскому периоду. Таким образом, все три компонента «скифской триады» — оружие, уздечный набор, звериный стиль — уже представлены в культуре саков Семиречья раннего периода.

К раннесакскому периоду отнесены некоторые случайные находки бронзовых и железных акинаков с бабочковидным перекрытием и зооморфным навершием, бронзовый кинжал из Текели, а также клад из Биже, о котором сказано ниже.

Рис. 4.16. Тасмолинская культура. Курган с усами (по М.К. Кадырбаеву)

Рис. 4.16. Тасмолинская культура. Курган с усами (по М.К. Кадырбаеву)

Период (V-III вв. до н.э.). По сравнению с раннесакским периодом количество археологических памятников сакского времени увеличилось во много раз, что свидетельствует о значительном росте численности населения края. Почти все основные районы Семиречья и Тянь-Шаня были обжиты саками именно в это время. В ходе накопления богатств появились условия для создания огромных погребальных сооружений, подобных курганам Иссык и Бесшатыр.

Можно выделить несколько групп могильников, часть которых в дальнейшем, по мере накопления материалов, вероятно, составит самостоятельные археологические культуры.

Группа сакских памятников Чуйской и Таласской долин представлена царскими курганами (Джеты тобе) и захоронениями рядовых общинников, погребальный обряд которых аналогичен обряду рядовых погребений долины р. Или. Сопровождающий покойников инвентарь составляют один-два сосуда, украшения, бронзовые наконечники стрел, среди которых встречаются трехперые черешковые и трехгранные втульчатые.

В разных пунктах долины Чу обнаружены случайные находки бронзовых изделий сакского времени: несколько кинжалов с прямым клинком, бабочковидным перекрестием и брусковидным или антенным навершием, а также литые бронзовые котлы на коническом поддоне с двумя вертикальными ручками.

Могильник Бесшатыр. Могильник расположен на правом берегу р. Или у подножия гор Желшалгыр, в 170 км восточнее г. Алматы. Могильник протянулся с севера на юг на 2 км, с востока на запад — на 1 км и состоит из 31 кургана, из которых 21 имеет каменную насыпь, остальные — насыпи из щебня и земли.

Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы — северная и южная. Самый крупный курган, названный «Большой», расположен в северо-восточной части могильника. Диаметр его 104 м, средняя высота 15 м. Насыпь имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной, диаметром 32 м. Каменная насыпь кургана у основания уложена в несколько плотных рядов, что создает впечатление цоколя, на котором и покоится вся громада насыпи. Вокруг кургана сооружен вал. Рядом с насыпью расположены кольцевые сооружения, составленные из крупных каменных столбов (менгиров) и больших валунов, получивших название «оградки». Таких оградок 94, и в плане они напоминают спираль, закрученную вокруг кургана. Оградки имели ритуальное назначение и, видимо, были связаны с культом огня.

Рис. 4.17. План и разрез большого Бесшатырского кургана (по К.А. Акишеву)

Рис. 4.17. План и разрез большого Бесшатырского кургана (по К.А. Акишеву)

Обстоятельно исследовался «Первый» Бесшатырский курган, имевший диаметр 52 м, высоту свыше 7 м и расположенный севернее остальных. Как и «Большой», он имел плоскую вершину. Насыпь состояла из трех слоев. Верхний слой представлял собой каменное покрытие толщиной до 1 м у вершины и до 3 м у основания. Второй слой, самый мощный, толщиной от 3,5 до 13 м, сложен из земли и щебня. Третий слой, нижний, образован из крупного битого камня. Под этим слоем находилась большая деревянная постройка из обработанных бревен тянь-шанской ели. Это строение и являлось «царской» усыпальницей, воздвигнутой на материке.

Усыпальница состояла из коридора (дромоса), тамбура и погребальной камеры. Коридор — длинное, высокое и не перекрытое сверху сооружение размером 5,75×1,50 м, высотой более 5 м. Тамбур примыкает к восточной стенке погребальной камеры. Коридор с помощью поперек положенных плах делится на два отсека. Погребальная камера имеет в плане форму неправильного квадрата, ориентированного по сторонам света, состоит из 16 рядов бревен тянь-шанской ели. Потолком и крышей служили бревна наката, положенные вдоль прямо на стены камеры. Толщина наката 7-8 бревен. Стены снаружи и изнутри удерживают 16 вертикально врытых столбов. Все бревна хорошо обработаны — с них срублены сучья, снята кора. Бревна, образующие стены камеры, тщательно оттесаны и плотно пригнаны друг к другу. Местами на них сохранились следы плотничьих инструментов. Для транспортировки бревен на концах и посередине делали отверстия для веревок — проушины. Сверху на бревна наката были положены камышовые маты, перевязанные веревками.

После совершения погребения вход в камеры был заложен крупными камнями, а отсеки коридора до самого верха забутованы камнем вперемешку со щебнем. После этого над погребальным сооружением, возвышающимся над окружающей местностью более чем на 5 м, была сооружена насыпь.

Погребальная камера оказалась разграбленной. На полу после расчистки завала обнаружены разрозненные кости мужского и женского скелетов, кости животных, деревянная ножка какого-то предмета.

Остальные Бесшатырские памятники имеют сходную архитектуру, но отличаются размерами курганов и усыпальниц. Так, раскопки «Третьего» кургана выявили 17 слоев в насыпи, а вокруг кургана явственно возвышалась стена, первоначально имевшая высоту свыше 1 м. «Шестой» курган имел подземные ходы и катакомбы общей протяженностью 55 м.

Помимо курганов в могильнике зафиксированы шесть оград, расположенных на возвышении к северо-востоку, и четыре,— к западу от курганов. Ограды из вертикальных камней (менгиров) в окрестностях могильника — не самостоятельные памятники, а дополняющие архитектуру курганов. На некоторых из них выбиты фигуры горных козлов, кабана и волка.

Насыпи мелких курганов сооружались из земли и речной гальки. Под насыпью находилась грунтовая яма, своей длинной осью, как правило, ориентированная с востока на запад. Покойника клали в вытянутом положении, головой на запад. Сверху яму перекрывали деревянными плахами. В могильнике Кзылауз, расположенном рядом с Бесшатыром, обнаружено коллективное погребение в двух могильных ямах; в одной из них погребенные уложены в два яруса.

В южной и западной частях камер обычно расставлена посуда, а в северной находились останки погребенного, лежавшие прямо на дощатом полу. Могильник Бесшатыр датирован V-IV вв. до н. э.

Курган «Иссык» находится на южной окраине большого могильника, в 40 км восточнее Алматы, состоящего из более 40 курганов. Диаметр кургана — 60 м, высота — 6 м. Насыпь многослойна (3-4 слоя), слои гальки чередуются с щебеночно-глинистыми. Под насыпью два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральная могила полностью ограблена. Боковая могила оказалась не потревоженной.

Погребальная камера сооружена из обработанных бревен тянь-шанской ели, ее размеры: по внутреннему обмеру 2,9x 1,5 м, по наружному — 3,3×1,9 м, высота ее с накатом 1,3-1,5 м.

Вначале выкапывался котлован могильной ямы прямоугольной формы, ориентированный длинной осью с запада на восток. На дне котлована строился бревенчатый сруб — погребальная камера. Конструкция ее весьма проста: бревна определенной длины укладывались горизонтально друг на друга, образуя стенки камеры. На стенах камеры бревна уложены в пять рядов, сверху она перекрыта также бревнами, уложенными поперек на длинные стены. На дне настлан пол из десяти хорошо обработанных досок. На полу размещались останки умершего и погребальный инвентарь.

Участок пола, предназначенный для покойника, покрывался матерчатой подстилкой, расшитой мелкими золотыми бляшками. На подстилку был положен усопший, облаченный в парадную одежду, при полном вооружении. Покойника, судя по костяку, уложили на спину в вытянутом положении, головой на запад, лицом вверх, кисть правой руки уложена на пах, левая рука откинута в сторону.

Вдоль правого бедра рукоятью у пояса (скорее всего, подвешенный к портупее) плашмя был помещен железный меч в деревянных ножнах, окрашенных в красный цвет. Ремни портупеи украшали золотые обоймы и пронизь (изделие для крепления меча или кинжала) с рельефным изображением головы тигра. Между туловищем и левой рукой положен железный кинжал также в деревянных ножнах, обтянутых кожей и украшенных двумя золотыми пластинками с изображениями коня и лося и с двумя цилиндрическими бляхами-обоймами для перекрестных ремней с рельефными изображениями свернувшегося волка.

Рядом с покойником у локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя — нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, еще выше — матерчатая (шелковая) туалетная сумочка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска.

[adsense]

На полу камеры сосуды с заупокойной пищей и питьем. К последним относится бронзовая с позолотой миска, поставленная обособленно. В ней лежали несколько золотых фигурных пластин, выполненных в виде клюва и когтей хищной птицы. У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда, рядом, но на переднем плане, — миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними миски. Среди них, но также вместе две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Бронзовая чаша стоит в стороне, у изголовья захороненного. Участок пола у восточной стены камеры свободен от вещей. Очевидно, вход в камеру был именно с восточной стороны. После совершения похорон и размещения инвентаря камеру перекрыли короткими бревнами, яму заполнили грунтом, затем возвели насыпь.

По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове носил высокий (до 65-70 см) конической формы головной убор. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений. Большинство из них имеют штампованные изображения снежных барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц. Переднюю часть головного убора украшали скульптурные изображения двух
крылатых лошадей с козлиными рогами, а также две пары длинных птичьих крыльев и многие другие фигурные пластины. На шее находилась золотая спиралевидная гривна (шейное украшение), концы которой завершаются рельефными изображениями голов тигров.

Рис. 4.18. Курган Иссык. «Царское» погребение и инвентарь (по К.А. Акишеву)

Рис. 4.18. Курган Иссык. «Царское» погребение и инвентарь (по К.А. Акишеву)

Верхняя одежда состояла из кафтана и штанов. Короткий, судя по фрагментам, кожаный кафтан (сохранились кусочки окрашенной в красный цвет кожи) сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот — крупными квадратными с изображениями голов тигра. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам обшиты мелкими прямоугольными пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высокими голенищами. Голенища сапог также украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.

Рис. 4.19. Могильник Иссык. Графическая реконструкция головного убора из «царского» кургана (по К.А. Акишеву)

Рис. 4.19. Могильник Иссык. Графическая реконструкция головного убора из «царского» кургана (по К.А. Акишеву)

Под кожаным кафтаном была матерчатая нательная рубаха, ворот и рукава которой украшены орнаментальным узором из золотых пластинок разных форм. Кафтан подпоясывался кожаным ремнем с набором массивных золотых блях с рельефными изображениями лежащего лося и лосиных голов. К ремню справа подвешивался длинный железный меч, а слева — железный кинжал, богато инкрустированный золотом. Меч и кинжал находились в кожано-деревянных ножнах, окрашенных в красный цвет. Ножны кинжала украшали по внешней стороне две большие золотые пластины-обкладки с изображением фигур лося и лошади. На пальцах рук сак из кургана Иссык носил два массивных золотых перстня, один из них перстень-печать с изображением головы человека в профиль в пышном головном уборе. Захоронение в кургане Иссык датируется концом IV — началом III вв. до н.э.

Могильники рядовых саков (VII—IV вв. до н.э.). Погребения рядовых общинников сакского времени по размерам, конструкции могильного сооружения и инвентарю резко отличны от царских захоронений бесшатырского и иссыкского типа.

К таким захоронениям раннего этапа сакской культуры (VII—VI вв. до н. э.) относятся могильники Каргалы I и Алтын-Эмель II. Курганы имели сферические каменные насыпи, под ними находились каменные ящики с костяками. Костяки лежали вытянуто, головой на северо-запад. Исследователи датируют могильник Каргалы I переходной от эпохи бронзы к сакам эпохой VIII—VII вв. до н. э.

К раннему этапу сакской культуры относятся также курганы в могильнике Жуантобе. Они небольших размеров, насыпь имели земляную вперемежку с речной галькой. Под насыпью в могилах человеческие костяки лежали в грунтовых ямах, ориентированных длинной осью с запада на восток. Могилы перекрыты поперечно положенными бревнами. Найденные при погребенных бронзовые удила, ножи, костяной и деревянный гребни, бусы, бронзовые подпружные пряжки, керамические сосуды датируют Жуантобе VI—V вв. до н. э.

Лучше известны памятники позднесакского времени (V—IV вв. до н. э.). К этому времени относятся такие памятники, как Кадырбай III, Карашокы и Кзылауыз.

В могильнике Карашокы (Кара-Чоко), расположенном на правом берегу реки Или в Чулакских горах, раскопанный курган имел небольшую насыпь из земли со щебенкой, на насыпи выступали камни, образующие два кон¬центрических кольца. Погребение совершено в грунтовой яме. При захороненном найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел, относящиеся к V—IV вв. до н. э.

Клад из Биже. Уже отмечалось, что наиболее ранний этап сакской культуры относится к IX — VIII вв. до н. э. В Жетысу комплекс ранних изделий саков известен как «клад из Биже». В его составе были удила. Они бронзовые, литые, с прямоугольным стремечком и упором, а также с полуовальным стремечком и дополнительным отверстием. Поверхность стержней покрыта орнаментом в виде нарезных и выпуклых прямоугольников и квадратов. Псалии (опоры) удил двух видов, первый — слабоизогнутый, трехдырчатый, бронзовый, с продолговатым срединным отверстием. На одном конце псалия дисковидное уплощение, лежащее в той же плоскости, что и центральное отверстие, другой конец оформлен в виде расширяющегося к концу конуса. Второй псалий — дуговидный — с тремя круглыми отверстиями. Один конец имеет эллипсоидное утолщение, другой — коническое. В состав сбруйного набора входят бронзовые навершия, украшенные головками горных козлов. Они имеют втулки в виде усеченного конуса. В числе других вещей — бронзовые бляшки в виде колечек, украшавшие ремни поводьев; бронзовые распределители ремней узды; петельная бляха и две подвески. Датируется клад второй половиной VIII — VII вв. до н. э. Интересно, что в этом же районе также случайно был найден бронзовый кинжал длиной 39 см с прямым перекрестием и овальной в сечении рукоятью с грибовидным навершием. Кинжал датируется VIII в. до н. э. Эти находки позволяют судить о том, что VIII — начало VII вв. до н. э. были временем сложения сакской культуры Семиречья, уходящей корнями в эпоху бронзы.

Жалаулинский клад. Свое название клад получил по имени аула, расположенного в 200 км восточнее Алматы. Все найденные случайно вещи лежали в войлочном мешке, который был зарыт в землю в начале XX в. Все эти предметы извлечены из ограбленных курганов неизвестным кладоискателем. Среди более чем двухсот предметов общим весом более полутора килограммов выделяются детали наборного пояса, украшения одежды и головного убора, а также пектораль — нагрудное украшение. Пектораль представляет собой массивную овальной формы пластину, украшенную по краям бордюром из крученого золотого дрота — проволоки. На концах ее сохранились петли для подвешивания.

Поверхность пекторали украшают напаянные в 4 ряда миниатюрные фигурки горных баранов — архаров, выполненных в характерной для сакского искусства позе «с поджатыми ногами». На туловищах баранов предусмотрены гнезда для крепления цветных камней — бирюзы, сердолика или других, которые должны были «разбить» однородную желтую поверхность пекторали.

Бляхи от наборного пояса сделаны в виде миндалин. Лицевая поверхность блях, а они крепились к поясу попарно, образуя круг, украшены, как и пектораль, фигурками архаров и зернью — напаянными шариками золота. К деталям пояса, которые «скрывали» его кожаную основу, относятся прямоугольные обоймочки, орнаментированные узором в виде «елочки».

Интересны бляхи в виде парных фигур оленей с ветвистыми древоподобными рогами. Две литые бляхи с оленями имеют еще изображение орла «с распахнутыми крыльями».

В кладе есть штампованные бляхи с изображением барса, терзающего козла, а также вырезанные из листового золота горные козлы, изображенные в позе «летучего галопа».

Вызывает интерес массивная треугольная пластина с напайками в виде шерсти. Назначение ее непонятно, но скорее всего это украшение одежды. Очень много золотых конусовидных подвесок, некогда украшавших одежду и головной убор.

Важное значение для датировки всего клада имеют бляшки с оленями, большие и маленькие. Вот одна из них.

Бляшка изготовлена из золота; вес ее 6,15 г, максимальные размеры 31×25 мм. Бляшка имеет подтреугольно-сердцевидное очертание, сформированное внешним абрисом фигур и рогов животных. При этом бляха слегка асимметрична: один олень расположен несколько выше другого. Она изготовлена в технике литья по восковой модели с последующей подработкой резцом. С оборотной стороны бляшки, в области крупов оленей, имелись две плоские петли, расположенные под углом друг к другу.

Особенностью моделировки фигур оленей является широкое использование сквозных просветов, которыми обозначены глаз, ухо, ноздря, рот, разделка рогов животных. Клювовидную форму имеют просветы на плече и ягодице оленей; кроме того, они использованы в моделировке ног животных.

Просветы могли закрываться вставками из другого материала, например, цветных камней, с целью придания вещи большей декоративности — двух- или многоцветности. Не исключен, однако, следующий вариант: бляшка с внутренней стороны покрывалась тонированной мастикой, которая после высыхания и шлифовки, заполнив просветы, могла напоминать декоративный камень.

Возможно, просветы ничем специально не закрывались, но благодаря тонировке основы, к которой прикреплялась бляшка, создавалось впечатление полихромности изображения.

Аналогии бляшке, датируемые в пределах начала VIII — VI вв. до н. э., происходят с Алтая и Минусинской котловины, что позволяет отнести рассмотренную бляшку к этому же времени. Датировку подтверждают аналогичные золотые бляхи, найденные, как выше отмечалось, в могильнике Чиликты. Этим же временем датируются и остальные изделия из Жалаулинского клада, представляющего собой набор украшений парадного костюма представителя или представительницы сакской аристократии.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014