А.М. Сагалаев — Факторы образования религиозного синкретизма у урало-алтайских народов

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

История этнокультурных контактов урало-алтайских народов изобилует вариациями на тему «мировая религия и язычество».

Как правило, масштабные миграционные процессы, смены культур сопровождались не только хозяйственным, но и духовным освоением новых территорий, распространением среди аборигенов идеологии и практики «большой» религии, будь то христианство, буддизм или ислам. Хотя названным вероучениям прозелитизм был свойственен в разной степени, а их распространение не всегда связано с миграциями, взаимоотношениям мировых религий с традиционными верованиями был присущ ряд общих черт. В их числе можно назвать насильственное распространение новой веры (хотя бы в первый период ее утверждения на новой территории), периоды стабильного сосуществования старой и новой религий, связанные с их взаимной адаптацией; инициированное развитие традиционных верований под прямым или косвенным воздействием мировой религии.

[adsense]

Образование религиозного синкретизма вследствие взаимодействия старой и новой религии — лишь один из аспектов этно-культурных контактов, в которые вступали народы Западной Сибири и Саяно-Алтая на протяжении своей этнической истории. Когда речь идет о процессах восприятия идеологических инноваций, необходимо учитывать, что эти процессы в конечном счете были обусловлены рядом факторов, важнейшим из которых являлся уровень социально-экономического развития общества-реципиента. Судьба идеологической инновации во многом зависит от того, насколько она «совпадает с тенденциями внутреннего развития или по крайней мере не противоречит им» (Арутюнов С.А.). Наконец, немаловажное значение имеет характер и содержание процесса межэтнического взаимодействия. Если он предполагает образование новой этнической (культурной) общности, идеологические инновации могут глубоко внедриться в культуру новой общности и со временем потерять статус заимствования. По-видимому, так был воспринят предками обских угров т.н. «митраистский комплекс», имевший явно южное происхождение. Его включение в мировоззрение аборигенов тайги сопровождалось адаптацией ряда других южных элементов культуры.

Переломным периодом в историй урало-алтайских народов было включение в их сферу влияния русского государства. Разностадиальность обществ аборигенов Сибири и русских сибиряков не могла не сказаться на восприятии христианства. Очевидное положение о том, что разные сферы культуры народа затрагиваются идеологическими инновациями в различной степени, нуждается в конкретизации. Поэтому, рассматривая вопрос с факторах образования религиозного синкретизма, культуру урало-алтайских народов целесообразно рассмотреть, выделив составляющие ее подсистемы или сферы (производственную, жизнеобеспечивающую, соционормативную и познавательную). Поскольку все эти подсистемы тесно взаимосвязаны и частично перекрываются, трансформация любой из них неизбежно влечет изменения сопряженных. В итоге результатом воздействия внешнего фактора (у обских угров — православия, у тюрков Алтая — православия и буддизма) может стать воспроизводство культуры этноса, неадекватное его предыдущему состоянию. В основном это относится к тем подсистемам, в которых сосредоточен максимум этнически значимых черт. В общей структуре традиционной культуры урало-алтайских этносов наибольшее число этнически значимых элементов было сосредоточено в соционормативной, жизнеобеспечивающей и в меньшей мере — в познавательной сферах. Восприятие православия в той мере, как того желали миссионеры, неизбежно должно было трансформировать все подсистемы культуры этноса. Этому препятствовали селективные черты этнической культуры каждого из народов.

Закономерным результатом воздействия на традиционные верования мировой религии было появление инноваций. В культурах урало-алтайских народов следует различать результаты заимствований и стимулированных трансформаций, произошедших по косвенным внешним воздействиям. Заимствования, являющиеся результатом прямого внешнего воздействия, представлены следующими явлениями: внешние атрибуты религиозного культа, лексические заимствования.

Примерами стимулированных трансформаций могут служить: появление новых религиозных течений, новых способов культовой деятельности, активизация представлений о высшем небесном божестве (Нуми-Торум, Ульгень, Корбустан), модернизация космогонических мифов и т.п.

История становления религиозного синкретизма у урало-алтайских народов позволяет говорить о двух (по меньшей мере) вариантах религиозного синкретизма в соответствии с двумя уровнями проникновения инноваций в традиционные верования. Имеется в виду положение С.А. Арутюнова, что на любом этапе усвоения идеологическая инновация является частью культуры этноса, но далеко не все инновации могут стать частью этнической культуры.

Первый вариант религиозного синкретизма характеризуется неполным механизмом развития инноваций в сфере культуры этноса-реципиента. Заимствуемые элементы воспринимаются формально, на уровне селекции и воспроизводства. Они становятся частью культуры этноса, но, как правило, не входят в его этническую культуру. Для воспроизводства данного типа религиозного синкретизма стимуляция необходима в каждом поколении, в противном случае многие инновации деградируют, изчезают. Этот вариант синкретизма (православно-языческий) существовал у саяно-алтайских тюрков и обских угров.

Второй вариант религиозного синкретизма характеризуется состоянием. неразчлененности традиционных верований и инноваций. Последние становятся частью этнической культуры и впоследствии не осознаются как чуждые элементы. Измененная структура верований воспроизводится самим этносом. Внешнее влияние может продолжиться, но уже не является решающим фактором для воспроизводства. Примером синкретизма такого рода могут служить южные элементы в религии обских угров, ламаистско-шаманская религия тувинцев, отчасти — алтайский бурханизм.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014