К содержанию журнала «Советская археология» (1959, №4)
Среди древних граффити Софийского собора в Киеве, обнаруженных за последнее время С. А. Высоцким, особый интерес представляет надпись (№ 2) о событии 1054 г. 1
Ознакомление с надписью на месте позволяет мне сделать несколько выводов.
Палеографически надпись очень близка к Остромирову евангелию 1056—1057 гг.
Надпись состоит из девяти коротких строк; конец ее определен горизонтальной чертой. Строки 7-я и 8-я, к сожалению, не читаются — там сохранились только следы отдельных букв.
«В (лето) 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего…».
Чью смерть отметила эта запись? Кого назвал своим царем киевлянин XI в. и к кому применил он торжественное слово «успение»?
В 6562 г. (по мартовскому счету) скончался цесарь Византии Константин IX Мономах, и под этим же 6562 г. русская летопись отметила смерть великого князя киевского Ярослава Владимировича.
Как предполагал в свое время М. Д. Приселков, Ярослав Мудрый принял около 1037 г. императорский титул 2, а следовательно, наименование царя могло в равной мере относиться к обоим монархам.
Вопрос решают месяц и день смерти: Константин Мономах умер 11 января 3, а Ярослав — 20 февраля, т. с. в тот самый день, который и обозначен в записи об «успении». Ипатьевская летопись под 6562 г. сообщает: «Преставися князь Руский Ярославь… Ярославу же приспЪ конЪць житья и лредасть душю свою мЪсяца февраля в 20 в суботу 1 недели поста…» 4.
Впрочем, следует сказать, что вопрос о точной дате смерти Ярослава Мудрого давно уже является предметом дискуссии. Н. М. Карамзин определял дату 18 февраля 1054 г. Н. П. Ламбин — 19 февраля 1054 г. М. П. Погодин считал, что год «от сотворения мира» должен был быть 6561, а не 6562. А. А. Куник считал, что мы вообще не располагаем данными для определения даты. Н. П. Шляков определял дату 4 марта 1055 г. 5.
Все эти разногласия вызваны тем, что дошедшие до нас списки летописей по-разному определяют день смерти — наряду с числом (20 февраля) они упоминают еще субботу первой недели великого поста («федоровской» недели), ставя эту дату в зависимость от пасхи, а иногда по неисправности добавляют «в святого Федора день» (который приходится на 17 февраля).
В приведенной выше дискуссии последнее слово осталось за Н. П. Шлаковым, предложившим 4 марта 1055 г. на основании допущения, что Ярослав умер в конце 6562 мартовского года. А это допущение основывалось на том, что княжение в Киеве наследника Ярославова — Изяслава — помещено в летописи под 6563 г. Н. П. Шляков доверился только расчетам пасхалии и слишком смело отверг точное летописное число — 20 февраля.
Думаю, что все споры разрешатся легко, если мы допустим, что запись сделана не в русском, а в византийском (сентябрьском) счете лет. Здесь я привожу соотношение мартовского, январского и сентябрьского годов (табл. 1).
В 6562 сентябрьском году пасха была 3 апреля и суббота федоровской недели приходится на 19 февраля. Все остальные решения резко расходятся с летописной датой, здесь же расхождение только на один день. Очевидно, нам надо вспомнить старое объяснение, данное еще В. Н. Татищевым: «И тако видно, что в ночи (разрядка моя.— Б. Р.) субботы на неделю скончался» 6.
Непонятная, на наш взгляд, путаница субботы и воскресенья при одном и том же числе — 20 февраля — объясняется древнерусскими системами счета часов ночи и дня.
В древней Руси сутки делились на 24 часа: «Аще котории промузгы хотять к сему навыкнути или числолюбци или ритори, да ведаеть, яко 12 часа еста во дни, а нощных толико же» (Кирик 1136 г.). Для некоторых месяцев делались отклонения от такого равного разделения ночи и дня. Так, в феврале считали ночь в 13 часов, а день в 11 часов 7.
Для определения начала дня существовало два принципа: в церковной литературе новые сутки начинались с полуночи (как и у нас теперь), но наряду с этим бытовал и счет суток с рассвета 8. Счет дней с рассвета мы видим в описании убийства Итларя в 1095 г. (утром, в 1-й час дня) и в «Поучении» Владимира Мономаха.
Соотношение обеих систем можно представить следующим графиком, составленным с учетом того, что в конце февраля первый дневной час начинался в 6 час. 5 мин. пополуночи.
Учет подобного двойственного счета примиряет все спорные даты: Ярослав, очевидно, действительно умер в ночь с субботы на воскресенье между полночью (24 часами) и 6 часами утра. По одному счету (бытовому) это была еще суббота, а по церковному счету уже воскресенье. Автор граффито придерживался церковного счета и это вносит дополнительный штрих в его характеристику: он считает года по византийскому счету, он часто ошибается в русском тексте, применяет болгарскую графику (но пишет не по-болгарски) и счет суток ведет по-книжному, а не так, как было принято на Руси 9. Можно сделать и другой вывод, что запись в Софийском соборе сделана ближе к самому событию, чем запись о нем в летописи, так как граффито верно передает и день недели и число, а летописец пользовался, очевидно, двумя разными источниками: из одного он взял 20 февраля, а из другого (может быть, устного упоминания) субботу, приходившуюся на 19 февраля и не заметил этого противоречия, доставившего столько хлопот историкам. Смерть в ночное время далеко от Киева, в Вышгороде, способствовала путанице в вопросе о дате «успения» Ярослава, возникшей еще в XI в.
Совершенно особый интерес представляет царский титул в применении к киевскому князю. Для эпохи Ярослава Мудрого мы не располагаем другими данными, кроме гипотезы М. Д. Приселкова, но для XII в. летопись сохранила нам много случаев применения царского титула к киевскому великому князю как в риторических произведениях, так и в дипломатической переписке. Юрий Долгорукий писал своему сопернику киевскому князю Изяславу Мстиславичу 21 августа 1149 г.: «…а ти седи царствуя в Киеве». Когда раненого Изяслава Мстиславича киевляне опознали на поле боя (в мае 1151 г.), то они «въсытиша и руками своими с радостью, яко царя и князя своего (разрядка моя.— Б. Р.) и тако вознаша — кирелъисон». После смерти этого же Изяслава Мстиславича (13 ноября 1154 г.) «плакася по нем вся Русская земля и вси Чернии Клобуци и яко по цари и господине своем…» 10.
Игумен Выдубицкого монастыря Моисей в своем знаменитом слове о постройке стены (24 сентября 1200 г.) называет замысел киевского князя Рюрика Ростиславича «царскою мыслью» 11.
В летописях других княжеств мы ни разу не встретим подобной терминологии; очевидно, царский титул применялся только по отношению к великому князю киевскому.
Софийская надпись подтверждает догадку М. Д. Приселкова о том, что Ярослав Мудрый, ставший после смерти Мстислава Черниговского «самовластием во всей Русской земле» (1036 г.), принял императорский титул, выражавшийся не только восточным словом «каган», но и словом «царь», что приравнивало великого князя Руси к императору Византии.
Полное совпадение даты и титулатуры в настенной записи и в летописи утверждает нас в мысли, что запись об «успении» относится к киевскому князю, и именно к Ярославу Мудрому, умершему, как говорит летопись, 20 февраля 6562 г.
К содержанию журнала «Советская археология» (1959, №4)
Notes:
- См. предыдущую заметку в этом номере журнала. ↩
- М. Д. Приселков. История русского летописания. Л., 1940, стр. 81. ↩
- Н. Скабаланович. Византийское государство и церковь в XI веке. СПб . 1884. стр. 68. При переводе 6562 года на наше летосчисление получается 11 января ↩
- Летопись по Ипатьевскому списку. СПб., 1871, стр. 113 и 114, запись под 1054 г. ↩
- А Куник. О годах смерти великих князей Святослава Игоревича и Яростава Владимировича. Записки Академии наук т. XXVIII, СПб.. 1876; его же. Известны ли нам год и день смерти вел. князя Ярослава Владимировича? СПб., 1896; Н. Шляков. Восемьсот пятьдесят лет со дня кончины великого князя Ярослава I Мудрого. ЖМНП, июнь 1907, стр. 362—400. ↩
- В. Н. Татищев. История Российская. М., 1773, т. II. стр. 431, прим. 261. ↩
- Д. Прозоровский. О старинном русском счислении часов. Тр. II АС, СПб.. 1876, стр. 183. ↩
- Там же ↩
- За год до смерти Ярослава в Киев «пришел митрополит Георгий из Царяграда и с ним три человека с роды своими демественвики и учаху в Руси пети на 8 голосов» (В. Н. Татищев. Ук. соч., стр. 114). Не из свиты ли митрополита Георгия был автор записи о смерти Ярослава Мудрого? ↩
- Летопись по Ипатьевскому списку, стр. 266, 303, 323. ↩
- Там же, стр. 477. ↩