Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. Под русской культурой понимается совокупность достижений традиционной и современной культуры русского народа, его материальных, общественно-политических, научных, духовных и прочих ценностей, созданных в процессе исторического развития. Как и любая национальная культура, русская культура уникальна, самоценна и вместе с тем интернациональна, является частью мировой культуры.
Проблемы самобытности русской культуры, ее роли в развитии мировой культуры явились предметом обсуждений многих русских мыслителей XIX — начала XX в. Разумеется, русские философы и социологи по-разному отвечали на вопрос о самобытности русской культуры. Н.Я. Данилевский, как известно, гипертрофировал самобытность, уникальность русской культуры. Он полагал, что с общей культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться составной частью Европы ни по происхождению, ни по становлению; напротив, ей предстоят только две возможности: или вместе с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения.
[adsense]
B.C. Соловьев считал, что если Запад и Восток, в сущности, уже исчерпали себя, то третья сила — славянство и народ русский —
полны жизни и в состоянии дать жизнь и обновление двум первым, причем на путях не борьбы с ними, а примирения их обоих. Будут ли сохранены культурное наследие русского народа, его тысячелетние традиции, выработанные в результате тесного взаимодействия с другими национальными культурами? На этот вопрос Г.П. Федотов дал вполне положительный ответ. Он рассматривал Россию как живой исторически выросший и культурно оправдавшийся организм.
По И.А. Ильину, Россия не могла и не должна была стать культурной баррикадой между Европой и Азией, Западом и Востоком, Севером и Югом. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру. Перед нами задачи творить русскую самобытную духовную культуру из русского сердца русским созерцанием в русской свободе, раскрывая русскую предметность, отмечал он.
Основная мысль многих российских мыслителей XIX — начала XX вв. сводилась к тому, что Россия способна к великому духовному подъему. Необходимо противостоять попыткам Запада растворить русскую культуру в культуре европейской. Только овладев собственной духовной культурой, Россия способна в полной мере раскрыть свои потенциальные возможности.
Однако в 20-е гг. получили распространение идеи евразийства, в основе которых лежит тезис о том, что Россия — это Евразия, это Запад-Восток. Авторы евразийства признают, что Россия — это особый мир. Ее история — это история развития уникальной мировой культуры, отличающейся от культур Запада и Востока. Российская культура имеет гетерогенный характер, соединяя в себе европейское личностное и азиатское общинное начало.
В конце XX в. все больше сторонников поддерживают точку зрения, что Россия, населенная в большинстве своем русскими, — это не Восток и не Запад. Исторический опыт, а также анализ современной ситуации в России показывает, что на русской национальной почве не могут прижиться индивидуалистические социокультурные идеалы и ценности. Причина этого состоит в том, что русская нация, как и вся российская многонациональная общность, сформировалась в условиях самых разнообразных евроазиатских связей и противоречий, в тесном взаимодействии со многими европейскими и азиатскими народами. Поэтому русская культура (в широком смысле, в том числе и в своем экономическом и политическом аспекте) — это не европейская индивидуалистическая и не азиатская коллективистская культура, а самобытная национальная культура, обогащенная включением в нее элементов культур тех различных европейских и азиатских народов, с которыми на протяжении многих веков сосуществовали русские.