Род у других племен ганованской семьи

Классификация американских туземцев. — Род у индейских племен; порядки счета происхождения и наследования: — I. Ходеносаунские племена. — II. Дакотские племена. — III. Племена Мексиканского залива. — IV. Пауни. — V. Алгонкины. — VI. Атапаско-апачи. — VII. Племена северо-западного побережья. — Эскимосы — особая семья. — VIII. Племена салиш, сахаптин и юутенай. — IX. Шошоны. — X. Оседлые индейцы Новой Мексики и Центральной Америки. — XI. Южно-американские индейские племена. — Вероятность универсального распространения родовой организации во всей ганованской семье.

Когда впервые были открыты отдельные части Америки, туземцы ее находились в двух совершенно различных состояниях. Одни, оседлые индейцы, существовали почти исключительно огородничеством; в таком состоянии находились племена Новой Мексики, Мексики и Центральной Америки, а равно племена, населявшие плоскогорье Андов. Другие индейцы, не занимавшиеся огородничеством, питались рыбой, хлебными кореньямй и дичью; сюда принадлежали индейцы долины Колумбии, территории Гудсонова залива, отдельных частей Канады, а равно некоторых других местностей Америки. Промежуточное место занимали, представляя незаметные переходы, частично оседлые и частично занимающиеся огородничеством индейцы; сюда принадлежали ирокезы, индейцы Новой Англии и Виргинии, крики, чокта, чироки, миннитари, дакота и шауни. Оружие, производства, порядки, изобретения, танцы, архитектура домов, форма управления и образ жизни всех этих племен носят печать одного и того же замысла и всем своим широким рядом представляют последовательные стадии развития одних и тех же начальных идей. Наша первая ошибка заключалась в переоценке относительного развития оседлых индейцев, вторая — в недооценке развития не занимавшихся огородничеством и полуоседлых индейцев; отсюда возникла и третья ошибка, а именно, отмежевание одной группы от другой и взгляд на них как на различные расы. Определенное различие состояния, в котором находились те и другие, несомненно существовало; часть племен, занимавшихся огородничеством, находилась на высшей ступени дикости; племена, занимавшие промежуточное положение, находились на низшей ступени варварства и, наконец, оседлые индейцы — на средней ступени. В настоящее время собрано столько доказательств единства их происхождения, что в этом вопросе сомнений не остается, хотя такой вывод и не пользуется общим признанием. Эскимосы принадлежат к совершенно иной семье.

В предшествующем труде я изложил систему родства и свойства почти семидесяти американских индейских племен и, основываясь на том, что все они имеют одну и ту же систему, происшедшую, очевидно, из одного общего источника, я решился выделить их в особую человеческую семью, которую назвал ганованской или «семьей лука и стрелы» 1.

Рассмотрев атрибуты рода в его архаической форме, мы должны теперь определить пределы его распространения среди племен ганованской семьи. В настоящей главе мы и займемся этим, ограничиваясь главным образом указанием названий родов в каждом племени и принятых у них порядков счета происхождения и наследования имущества и общественных должностей. Более подробные указания будут присоединяться по мере надобности. Главный вопрос, подлежащий выяснению, это — существовала или не существовала у них родовая организация. Где бы это учреждение ни встречалось у этих племен, оно во всех существенных чертах аналогично роду ирокезов и поэтому не требует подробного описания. Если не указано противного, существование родовой организации было установлено автором либо непосредственно у самого племени, либо же по указаниям его отдельных членов. Классификация племен та же, что и принятая в «Системах родства».

I. Ходеносаунские племена

I. Ирокезы. Ирокезские роды уже были нами рассмотрены.

II. Виандоты. Это племя, представляющее собой остатки древних гуронов, состоит из следующих родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Бобр 4. Черепаха
5. Олень 6. Змея 7. Дикообраз 8. Ястреб

Происхождение считается по женской линии, брак в пределах рода запрещен. Должность сахема или гражданского вождя наследственная в роде, но выборная из числа его членов. У них имеется семь сахемов и семь военных вождей, так как род Ястреб вымер. Должность сахема переходит от брата к брату или от дяди к племяннику; должность военного вождя давалась в награду за заслуги и не была наследственной. Имущество наследовалось в роде, следовательно, дети наследовали не отцу, а своей матери. Всюду, где в дальнейшем будет отмечаться существование этого порядка, следует иметь в виду, что он относится как к женатым, так и неженатым. Каждый род имел право как выбирать, так и смещать своих вождей. Виандоты отделились от ирокезов по меньшей мере четыреста лет тому назад, но у них еще сохранилось пять общих родов, хотя имена их либо изменились до неузнаваемости, либо, на той или другой стороне, были заменены новыми.

Эри, нейтральная нация, ноттове, тутело 2 и сускеханнок 3, ныне вымершие или смешавшиеся с другими племенами, принадлежат к той же ветви. Вероятно, они также были организованы в роды, но следы этого уже утеряны.

II. Дакотские племена

К этой обширной ветви американских туземцев принадлежит множество племен. Когда они были открыты, они распадались на несколько групп, а язык их — на несколько диалектов, но обитали они преимущественно в смежных областях. Они занимали верховья Миссисипи и оба берега Миссури на протяжении свыше тысячи миль. По всей вероятности, ирокезы и родственные им племена были отпрыском этой ветви.

I. Дакота или сиу. Дакота, состоящие ныне из двенадцати отдельных племен, не сохранили родовой организации. Нет сомнения однако, что таковая существовала у них в прошлом, так как их ближайшие родственники, племена Миссури, и теперь организованы таким же образом. У дакота существуют общества, которые, подобно родам, обозначаются названиями животных, но родов, как таковых, у них более не имеется. Карвер, бывший у них в 1767 году, замечает, что «каждая отдельная группа индейцев делится на орды или племена, при чем каждая орда или племя образует небольшую общину внутри нации, к которой она принадлежит. Как нация имеет свой особый символ, которым она отличается от других, так и каждое племя имеет свою эмблему, по которой оно называется, например, орла, пантеры, тигра, бизона и т. д. У нодовисси [сиу] одна орда представлена змеей, другая -— черепахой, третья — белкой, четвертая — волком, пятая — бизоном. Такой порядок обозначения существует у всех наций, и всякий самый незначительный человек у них помнит свою родословную и знает свое семейное имя» 4. Карвер посетил восточных дакота на Миссисипи. Имея столь определенные указания, я не вижу оснований сомневаться, что родовая организация была тогда у них в полной силе. Когда я в 1861 году посетил восточных, а в 1862 году западных дакота, я уже не мог найти у них достаточно ясных следов рода. Перемена в образе жизни дакота произошла с того времени, как они были вытеснены в степи и разбились на кочующие орды, что, вероятно, и объясняет распад их родовой организации.

Карвер отметил также существование у западных индейцев тех же двух степеней вождей, которые были нами описаны у ирокезов. «Каждая орда, — говорит он, — имеет вождя, который называется Великим вождем или Главным воином; он избирается в силу его опытности в военном деле, храбрости и способности руководить военными операциями и улаживать все сюда относящиеся дела. Но этот вождь не считается главой государства; помимо этого Великого воина, избираемого ради его военных способностей, существует другой, стоящий выше в силу своих наследственных прав и более непосредственным образом ведающий их общественными делами. Этот вождь мог бы более правильно именоваться сахемом; его согласие необходимо для всех передаточных записей и договоров к которым он прикладывает знак племени или нации».

II. Племена Миссури. А) Пунка. Это племя состоит из следующих восьми родов:

1. Гризли 2. Много народа 3. Лось 4. Хорек
5. Бизон 6. Змея 7. Лекарство 8. Лед2

У этого племени, вопреки общему правилу, происхождение считается по мужской линии, дети принадлежат к роду своего отца. Брак в пределах рода запрещен. Должность сахема наследственна в роде, сахем избирается, при чем избранными могут быть и сыновья умершего сахема. Вероятно, это изменение архаического порядка произошло недавно, потому что у ото и миссури, двух из восьми племен группы миссури, а также у манданов происхождение считается еще по женской линии. Имущество наследуется в роде.

Б) Омаха. Это племя состоит из следующих двенадцати родов:

1. Олень 2. Черный 3. Птица 4. Черепаха
5. Бизон Б. Медведь 7. Лекарство 8. Карканье
9. Голова 10. Красный 11. Гром 12. Времена года

Счет происхождения, порядок наследования и брачные правила — те же что у пунка.

В) Иова. У иова таким же порядком имеются следующие восемь родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Самка бизона 4. Лось
5. Орел 6. Голубь 7. Змея 8. Сова

Род Бобр, Pa-kuh’-tha, некогда существовавший у иова и ото, в настоящее время вымер. Счет происхождения, порядок наследования и запрещение браков в пределах рода — те же, что у пунка.

Г) Ото и миссури. Эти племена слились в одно и имеют следующие восемь родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Самка бизона 4. Лось
5. Орел 6. Голубь 7. Змея 8. Сова

Происхождение у ото и миссури считается по женской линии, дети принадлежат к роду своей матери. Должность сахема и имущество наследственны в роде, брак в пределах рода запрещен.

Д) У кау (Kaw’-za) имеются следующие четырнадцать родов:

1. Олень 2. Медведь 3. Бизон 4. Орел (белый)
5. Орел (черный) 6. Утка 7. Лось 8. Енот
9. Степной волк 10. Черепаха 11. Змея. 12. Олений хвост
13. Палатка 14. Гром

Кау принадлежат к наиболее диким племенам американских туземцев, все же это — умный и интересный народ. Счет происхождения, наследование и брачные правила у них те же, что у пунка. Как мы видим, у них существует два рода Орел и два рода Олень, что дает хорошую иллюстрацию сегментации рода; род Орел, вероятно, распался на два рода, получившие названия Белого и Черного. Аналогичным примером, как увидим ниже, является род Черепаха. Когда я в 1859 и 1860 годах посетил племена миссури, я не смог побывать у оседж и кваппа. Восемь племен, носящих эти имена, говорят на близкородственных диалектах основного языка дакота, и предположение, что оседж и кваппа организованы в роды, вполне убедительно. В 1869 году кау, численность которых тогда сильно сократилась, насчитывали семьсот человек, что дает в среднем всего пятьдесят человек на один род. Область, занятая этими племенами, простиралась по берегам Миссури и ее притоков, от устья реки Биг-Сиу до Миссисипи, и по западному берегу последней вниз до Арканзаса.

III. Виннебаго. Когда это племя было открыто, оно жило близ озера того же названия в Висконсине. Представляя собой отпрыск дакотского ствола, виннебаго, повидимому, двигались по следам ирокезов на восток к долине реки Лаврентия, пока их дальнейшее продвижение в этом направлении не было задержано между озерами Верхним и Гуроном алгонкинскими племенами. Виннебаго ближайшим образом родственны племенам миссури. Они состоят из следующих восьми родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Бизон 4. Орел
5. Лось 6. Олень 7. Змея 8. Гром

Счет происхождения, порядок наследования и брачные законы у них те же, что у пунка. Удивительно, что у стольких племен этого ствола счет происхождения перешел из женской линии в мужскую, потому что, когда они впервые стали известны, идея собственности была у них еще совершенно неразвита или лишь едва вышла из зародышевой стадии и вряд ли могла, как это было у греков и римлян, явиться действующей причиной такой перемены. Надо думать, что это произошло уже в новейшее время под влиянием американцев и миссионеров. В 1787 году Карвер еще нашел у виннебаго следы счета происхождения по женской линии. «Некоторые нации, — говорит он, — когда это звание наследственно, ограничивают наследование женской линией. По смерти вождя ему наследует сын его сестры, а не его собственный сын; если у него не было сестры, это звание переходит к женщине, ближайшей родственнице умершего. Это указывает на то, что женщина могла стоять во главе виннебаго, — обстоятельство, казавшееся мне странным, пока я не познакомился с их законами» 5. В 1869 году виннебаго насчитывали тысячу четыреста человек, что дает на каждый род в среднем сто пятьдесят человек.

IV. Племена верхнего течения Миссури. А) Манданы. По своему умственному развитию и производствам манданы опередили все родственные им племена, чем они, вероятно, обязаны, миннитари. Они делятся на следующие семь родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Степная курочка 4. Хороший нож
5. Орел 6. Плоская голова 7. Высокая деревня

Происхождение считается по женской линии, должность и имущество наследственны в роде. Брак в пределах рода не дозволен. Существование у манданов счета происхождения по женской линии могло бы показаться странным наряду с тем, что многие племена того же ствола ведут счет по мужской линии; манданы сохраняют еще ту архаическую форму, от которой другие племена отошли еще недавно. Отсюда возникает вполне обоснованное предположение, что счет происхождения по женской линии существовал первоначально у всех дакотских племен. Сведения о манданах я получил в 1862 году в старом манданском селении на верхнем Миссури от Джозефа Кипа, мать которого была манданкой. Он подтвердил мне существование такого счета происхождения, назвав род своей матери, который был в то же время его родом.

Б) Миннитари. Это племя и апсарока (Up-sar’-o-kas) или кроу представляют собой подразделения одного народа. Вряд ли они являются членами этой ветви ганованской семьи, хотя в виду значительного числа слов общих их диалектам и диалектам племен миссури и дакота, они были на лингвистическом основании включены в эту группу. Об их прошлом известно мало. Миннитари занесли в эти места огородничество, дома из бревен и особенную религиозную систему, передав все это манданам. Возможно что миннитари являются потомками «строите, лей насыпей». У них имеются следующие семь родов:

1. Нож 2. Вода 3. Хижина
4. Степная курочка 5. Горцы 6. Неизвестное животное
7. Головной убор

Происхождение считается по женской линии, брак в пределах рода запрещен; как должность сахема, так и имущество наследственны в роде. Миннитари и манданы живут теперь вместе в одном селении. По своей внешности они принадлежат к самому красивому типу краснокожих Северной Америки.

В) Апсарока или кроу. У этого племени имеются следующие роды:

1. Степная собака 2. Плохие гамаши 3. Хорек 4. Опасные хижины
5. Оставленные хижины 6. Плохая честь 7. Мясники
8. Движущиеся хижины 9. Гора медвежьих лап 10. Хижины черноногих
11. Рыболовы 12. Антилопа 13. Ворона

Счет происхождения, порядок наследования и запрещение брака в пределах рода — те же, что у миннитари. Некоторые названия родов у кроу имеют необычайный характер и скорее подходят к ордам, чем к родам. Одно время я был склонен не признавать их таковыми, но существование у них родовой организации доказывается их порядком счета происхождения, брачными обычаями и правилами наследования имущества. Моим проводником у кроу был Роберт Мельдрем, состоявший тогда одним из агентов Американской пушной компании проживший среди кроу сорок лет и бывший одним из их вождей. Он настолько совершенно овладел их языком, что даже думал на нем. Он сообщил о следующих обычаях касающихся порядка наследования. Если кто-нибудь владел подаренным ему предметом, то в случае его смерти этот предмет возвращался роду дарителя, если сам даритель уже умер. Вещи сделанные или приобретенные женщиной, переходили после ее смерти к ее детям, тогда как имущество ее мужа после его смерти принадлежало его родичам. Если кто-нибудь, сделав подарок другу умирал, последний должен был выполнить какой-нибудь установленный знак траура, например, во время похорон отрезать себе сустав пальца, в противном случае подарок возвращался роду умершего 6.

У кроу существует обычай, касающийся брака, который я встречал, по крайней мере, у сорока других индейских племен; я упомяну о нем здесь, так как мне придется использовать его в одной из следующих глав. Если человек женится на старшей в семье дочери, то он имеет право на всех ее сестер в качестве добавочных жен, после того как они достигнут зрелости. Он может отказаться от этого права, но если он настаивает, ее род должен признать эту его привилегию. Полигамия вообще допускается обычаями американских туземцев, но невозможность содержать больше чем одну семью не дала места сколько-нибудь значительному распространению этого порядка. Прямое доказательство существования помянутого обычая представляла собой жена Мельдрема, которой тогда было двадцать пять лет. Она была захвачена ребенком во время набега на черноногих и досталась в качестве пленницы Мельдрему. Он заставил свою свекровь принять этого ребенка в род и семью, что сделало пленницу младшей сестрой его тогдашней жены и дало ему право взять ее в качестве второй жены после того, как она достигла зрелости. Он воспользовался этим обычаем племени, чтобы обосновать свое право. Этот порядок имеет глубокую древность в истории человечества. Он представляет собою пережиток древнего обычая punalua.

III. Племена Мексиканского залива

I. Мускоки или крики. Конфедерация криков состояла из шести племен, а именно: криков, хичет, юки, алабама, кусати и наче; все они говорили на диалектах одного и того же языка, за исключением наче, которые были приняты в конфедерацию после их покорения французами.

Крики состоят из следующих двадцати двух родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Хорек 4. Аллигатор
5. Олень 6. Птица 7. Тигр 8. Ветер
9. Жаба 10. Крот 11. Лисица 12. Енот
13. Рыба 14. Зерно 15. Картофель 16. Грецкий орех
17. Соль 18. Дикая кошка 19. Значение утрачено
20. (тоже) 21. (тоже) 22. (тоже)

Остальные племена этой конфедерации, повидимому, также имели родовую организацию, как сообщил автору Р. М. Логридж, бывший в течение многих лет миссионером у криков; он же сообщил вышеприведенные названия родов. Он указывал далее, что происхождение у криков считалось по женской линии, что должность сахема и имущество умерших были наследственны в роде и что брак в пределах рода был воспрещен. В настоящее время крики частично цивилизовались и их быт соответственно изменился. Древняя социальная система уступила место политической, и в течение нескольких лет все следы их старых родовых учреждений исчезли. В 1869 году они насчитывали приблизительно пятнадцать тысяч душ, что дает в среднем на каждый род пятьсот пятьдесят человек.

II. Чокта. У чокта совершенно ясно обнаруживается фратриальная организация; каждая фратрия имеет свое название и выступает как таковая. Эта организация, несомненно, существовала и у большинства названных раньше племен, но вопрос этот не был специально исследован. Племя чокта состоит из восьми родов, образующих две фратрии, каждая из четырех родов, как у ирокезов.

а) Разделившийся народ (первая фратрия)
1. Тростник 2. Law Okla 3. Lulak 4. Linoklusha

б) Возлюбленный народ (вторая фратрия)
1. Возлюбленный народ 2. Малый народ 3. Большой народ 4. Речной рак

Члены родов одной и той же фратрии не могут вступать в брак, но члены каждого из первых четырех родов могут заключать браки в каждом роде второй фратрии и наоборот. Это показывает, что чокта, подобно ирокезам, первоначально состояли из двух родов, разделившихся впоследствии на четыре, и что первоначальное запрещение брака в пределах рода было распространено на его подразделения. Происхождение у чокта считалось по женской линии. Имущество и должность сахема были наследственны в роде. В 1869 году их было около двенадцати тысяч, что дает в среднем на каждый род тысячу пятьсот человек. Изложенные сведения были сообщены автору покойным д-ром Киром Байингтоном, который начал свою миссионерскую деятельность среди этого племени в 1820 году, когда они еще жили на своей старой территории к востоку от Миссисипи; вместе с ними он переселился на «индейскую территорию» и умер в 1868 году после сорокапятилетней миссионерской работы. Человек исключительного благородства и моральной чистоты, он оставил по себе имя и память, которыми человечество может гордиться.

Один чокта выразил однажды д-ру Байингтону желание сделаться гражданином Соединенных Штатов, для того чтобы его дети могли получить после него наследство, так как иначе, по древнему родовому праву, оно досталось бы его родичам. По обычаю чокта, его имущество после его смерти было бы разделено между его братьями и сестрами и детьми его сестер. Он мог все же передать свое имущество еще при жизни своим детям, которые в такова случае могли удержать это имущество за собой, помимо членов его рода. У многих индейских племен отдельные лица в настоящее время владеют значительным имуществом, состоящим из домашних животных, домов и земель, и обыкновение дарить свою собственность еще при жизни детям, чтобы обойти наследование рода, получило всеобщее распространение. С количественным возрастанием частной собственности лишение детей наследства начало вызывать протест против родового наследования, и у некоторых племен, в том числе и у чокта, в недавнее время древний обычай был уничтожен и право на наследство получили исключительно дети умершего собственника. Это произошло, однако, вследствие смены родовой системы политической, когда место старого правления вождей заняли выборные совет и суд. По прежнему обычаю, не наследовали ни жена после мужа, ни он после нее; вещи жены делились между ее детьми, а за их отсутствием — между ее сестрами.

III. Чиказа. Чиказа точно так же были организованы в две фратрии, из коих в первой было четыре, во второй — восемь родов, а именно:

а) Фратрия Пантеры
1. Дикая кошка 2. Птица 3. Рыба 4. Олень

б) Испанская фратрия
1. Енот 2. Испанский 3. Королевский 4. Hush-ko’-ni
5. Белка 6. Аллигатор 7. Волк 8. Черный дрозд

Происхождение считалось по женской линии, брак в пределах рода был запрещен, имущество, как и должность сахема, наследовались в роде. Эти данные я получил от К. Копленда, американского миссионера, жившего среди этого племени. В 1869 году его численность составляла примерно пять тысяч, что дает в среднем на каждый род приблизительно четыреста человек. Один новый род, повидимому, образовался после их знакомства с испанцами, либо это название по каким-нибудь причинам заменило первоначальное название. Точно так же одна из фратрий названа Испанской.

IV. Чироки. Это племя в прошлом состояло из десяти родов, из коих два — Желудь, Ah-ne-dsu’-la, и Птица, Ah-ne-dse’-skwa — вымерли. Остальные называются:
1. Волк 2. Красная краска 3. Длинная степь 4. Глухарь
5. Остролист 6. Олень 7. Голубой 8. Длинный волос.

Происхождение считается по женской линии, и брак в пределах рода запрещен. В 1869 году чироки насчитывали четырнадцать тысяч душ, что дает на каждый род в среднем тысячу семьсот пятьдесят человек. Это, насколько нам известно, наибольшая численность одного рода, которая когда-либо встречалась у американских туземцев. Чироки и оджибве представляют собой в настоящее время самые многочисленные племена Соединенных Штатов, говорящие на одном и том же диалекте. Заметим, что вряд ли когда-либо и в какой-либо части Северной Америки можно было насчитать сто тысяч индейцев, говорящих на одном диалекте. Ацтеки, тецкуки и тласкала-были единственными племенами, которым можно с некоторой вероятностью приписать такую большую численность; но и относительно их трудно сказать, на основании каких достоверных доказательств можно установить существование такого большого числа людей в племени в эпоху испанского завоевания. Своей необычайной численностью крики и чироки обязаны тому, что имели домашних животных и хорошо развитое полевое земледелие. В настоящее время они частично цивилизовались и ввели, вместо своих древних родов, избирательное конституционное правление, под влиянием которого роды очень быстро распадаются.

V. Семинолы. Это племя произошло от криков. Оно имеет, повидимому, родовую организацию, подробности которой, однако, автору неизвестны.

IV. Племена пауни

Организованы ли пауни в роды или нет, установить не удалось. Самуэль Аллис, бывший у них миссионером, высказывал автору убеждение, что род сущестзовал у пауни, хотя этот вопрос и не был им специально исследован. Он называл следующие роды, из которых, как он полагал, состояло племя:

1. Медведь 2. Бобр 3. Орел
4. Бизон 5. Олень 6. Сова

Я встретил однажды на Миссури орду пауни, но мне не удалось найти переводчика.

Арикари, селение которых находится поблизости от селения миннитари, являются ближайшими родичами пауни; у них я встретился с тем же затруднением -— отсутствием переводчика. Эти племена, вместе с хуеко и двумя или тремя другими небольшими племенами, обитающими на Канадской реке, жили всегда на западе от Миссури и говорили на особом основном языке. Если пауни организованы в роды, то, вероятно, то же следует предположить и относительна других племен.

V. Алгонкинские племена

Эта большая группа племен американских туземцев занимала в эпоху ее открытия область от Скалистых гор до Гудсонова залива, к югу от реки Сискачеван, и оттуда на восток до Атлантического океана, включая сюда оба берега Верхнего озера, кроме его северной части, и оба берега реки Лаврентия, ниже озера Чамплен. К югу их область простиралась вдоль берега Атлантического океана до Северной Каролины и вниз по восточному берегу Миссисипи, в пределах Висконсина и Иллинойса, до Кентукки. Восточная часть этой огромной страны подвергалась вторжениям ирокезов и родственных им племен, которые были единственными соперниками алгонкинских племен в господстве над этой территорией в пределах указанных ее границ.

I. Гитчигэмские 7 племена. А) Оджибве. Оджибве говорят на одном и том же диалекте и организованы в роды; нами собраны названия двадцати трех родов, но мы не уверены, что этим исчерпывается все их количество. На диалекте оджибве слово totem, которое часто произносится также dodaim, обозначает символ или знак рода; например, изображение волка представляет собой тотем рода Волк. На этом основании Скулькрэфт употреблял выражение «тотемическая система» для обозначения родовой организации; это было бы вполне приемлемо, если бы мы не имели как на латинском, так и на греческом языке терминологии, выражающей все свойства и характер этой системы и ставшей уже исторической. Можно, однако, с успехом пользоваться и этим термином.

У оджибве имеются следующие роды:

1. Волк 2. Медведь 3. Бобр
4. Черепаха (болотная) 5. Черепаха (сварливая) 6. Черепаха (маленькая)
7. Северный олень 8. Кулик 9. Журавль
10. Ястреб-голубятник 11. Морской орел 12. Гагара
13. Утка 14. Утка 15. Змея
16. Выхухоль 17. Куница 18. Цапля
19. Бычачья голова 20. Карп 21. Морская кошка
22. Осетр 23. Щука

Счет происхождения — по мужской линии, дети принадлежат к роду своего отца. Имеются, однако, основания полагать, что первоначально происхождение считалось по женской линии и что это изменение произошло сравнительно недавно. Во-первых, у делаваров, которых все алгонкинские племена признают древнейшим племенем и именуют «дедами», происхождение до сих пор считается по женской линии. То же самое имеет место и у ряда других алгонкинских племен. Во-вторых, сохранились доказательства того, что два или три поколения назад должность вождя переходила по женской линии 8. В-третьих, влияние американских властей и миссионеров постоянно противодействовало этому порядку. Счет происхождения, лишавший наследства сыновей, казался первым миссионерам, воспитанным в совершенно других воззрениях, несправедливым и неразумным, и нет ничего невероятного, что у ряда племен, в том числе у оджибве, изменение произошло под их влиянием. И наконец, посколько ряд алгонкинских племен теперь считают происхождение по женской линии, можно вывести заключение, что этот порядок был в прошлом универсальным для ганованской семьи, представляя собой вместе с тем архаическую форму данного института.

Брак в пределах рода запрещен, имущество, равно как и должность вождя, наследственны в роде. Однако в настоящее время дети забирают большую часть наследства, обходя родичей. Имущество матери переходит к ее детям, а за отсутствием их к ее сестрам, родным и коллатеральным. Подобным же образом сын может наследовать своему отцу в должности сахема, но при наличии нескольких сыновей вступает в действие выборное начало. Члены рода не только избирают, но и сохраняют право смещать с должности. В настоящее время оджибве насчитывают до шестнадцати тысяч человек, что дает в среднем семьсот человек на один род.

Б) Потаваттами. Это племя состоит из пятнадцати родов, а именно:

1. Волк 2. Медведь 3. Бобр 4. Лось
5. Гагара 6. Орел. 7. Осетр 8. Карп
9. Морской орел 10. Гром 11. Кролик 12. Ворона
13. Лисица 14. Индюк 15. Черный ястреб

Счет происхождения, порядок наследования и правила относительно брака — те же, что у оджибве.

В) Отава 9. Оджибве, отава и потаваттами были подразделениями одного начального племени. Когда они впервые стали известны, они были соединена в конфедерацию. Отава, несомненно, были организованы в роды, но названий этих родов установить не удалось.

Г) Кри. Когда это племя было открыто, оно занимало северо-западный берег Верхнего озера; отсюда они распространились до Гудсонова залива и на запад до Красной реки. Позднее они заняли область Сискачевана и местность к югу от него. Подобно дакота, они утратили родовую организацию, которая, как можно предполагать, у них в прежнее время существовала. Лингвистически они стоят ближе всего к оджибве, с которыми имеют большое сходство в по¬рядках и обычаях, а также и в наружности.

II. Племена, обитающие по Миссисипи. Объединяемые под этим названием западные алконкины занимали восточные берега Миссисипи в Висконсине и Иллинойсе, откуда распространились на юг — в Кентукки и на восток — в Индиану.

А) Миами. Ближайшие родичи миами, а именно уи, пианкешау, пеори и касхаски, известные в прежнее время под общим названием иллинойс, в настоящее время весьма немногочисленны; они сменили свой прежний образ жизни на оседлую земледельческую жизнь. Были ли они прежде организованы в роды, установить не удалось, однако весьма вероятно, что родовая организация у них существовала. Миами состоят из следующих десяти родов:

1. Волк 2. Гагара 3. Орел 4. Сарыч 5. Пантера
6. Индюк 7. Енот 8. Снег 9. Солнце 10. Вода

В связи, с переменой образа жизни и уменьшением численности родовая организация быстро исчезает. Когда ее распад только начинался, происхождение считалось по мужской линии, брак в пределах рода был воспрещен и как должность сахема, так и имущество были наследственны в роде.

Б) Шауни. Это замечательное и высоко развитое племя, одно из наилучших представителей алгонкинского ствола, сохраняет еще свои роды, хотя место старой родовой системы заняла гражданская организация с первым и вторым главным вождем и советом, ежегодно избираемыми всенародный голосованием. У них имеется тринадцать родов, которые сохраняются ради общественных и генеалогических целей, а именно:

1. Волк 2. Гагара 3. Медведь 4. Сарыч
5. Пантера 6. Сова 7. Индюк 8. Олень
9. Енот 10. Черепаха 11. Змея 12. Лошадь)
13. Кролик

Счет происхождения, порядок наследования и правило о заключении брака вне рода — те же, что у миами. В 1869 году число шауни составляло всего семьсот человек, что дает в среднем на род около пятидесяти. Когда-то их насчитывалось три или четыре тысячи человек, что было выше средней численности индейского племени.

У шауни имеется обычай, существующий также у миами, саук и фокс; именно: они дают детям имена рода либо отца, либо матери, либо какого-нибудь другого рода, однако с известными ограничениями; на этом вопросе мы должны вкратце остановиться. Как мы видели, у ирокезов каждый род имеет свои ocобые личные имена, пользоваться которыми другой род не имеет права 10. Этот обычай был, по всей вероятности, широко распространен. У шауни эти имена сообщали их носителям право рода, так что имя лица определяло его род. Так как сахем должен был во всяком случае принадлежать к тому роду, в котором он облечен властью, то весьма вероятно, что переход счета происхождения из женской линии в мужскую связан именно с этим порядком; прежде всего это давало сыну право быть преемником своего отца, а затем давало детям возможность наследовать имущество отца. Получая имя, принадлежавшее роду отца, сын тем самым вступал в отцовский род и получал право стать его преемником, при соблюдении выборного начала. Отец однако не имел голоса в этом вопросе. Дело было предоставлено родом определенным лицам, по большей части матронам, которые давали указания о даче детям имен, при чем могли и решать окончательно подобные вопросы. Такое право было предоставлено этим лицам по соглашению между всеми родами шауни, и получивший таким порядком имя тем самым вступал в тот род, которому оно принадлежало.

У шауни имеются еще следы архаического порядка счета происхождения, как показывает следующий случай, сообщенный автору. La-ho’-weh, сахем рода Волк, выразил перед своей смертью желание, чтобы его преемником вместо его собственного сына был сделан сын одной из его сестер. Но этот племянник (Kos-kwa’-the) принадлежал к роду Рыба, а сын к роду Кролик, так что ни тот ни другой не могли наследовать, не перейдя предварительно, путем перемены имени, в род Волк, в котором эта должность была наследственной. Желание сахема было исполнено. После его смерти имя его племянника было переменено на Tep-a-ta-go-the’, одно из имен рода Волк, и он был избран на эту должность. Такая вольность говорит о распаде родовой организации, но в то же время это показывает, что еще недавно происхождение у шауни считалось по женской линии.

В) Саук и фокс. Эти племена слились в одно племя, состоящее из следующих родов:

1. Волк 2. Медведь 3. Олень 4. Лось
5. Ястреб 6. Орел 7. Рыба 8. Бизон
9. Гром 10. Кость 11. Лисица 12. Море
13. Осетр 14. Большое дерево

Счет происхождения, порядок наследования и правило, предписывающее заключать брак вне рода, те же, что у миами. В 1869 году численность этих племен составляла всего семьсот человек, что дает в среднем на род пятьдесят человек. Число сохранившихся родов позволяет заключить, что еще на про¬тяжении прошедших двух столетий они были в несколько раз многочисленнее.

Г) Меномини и кикапу. Эти два независимых друг от друга племени организованы в роды, названий которых, однако, узнать не удалось. Относительно меномини можно указать, что еще недавно происхождение считалось у них по женской линии, как это вытекает из следующего сообщения, сделанного автору в 1859 году Антоном Гуки, членом этого племени. В ответ на вопрос о праве наследования он сказал: «Если бы я умер, мои братья и братья моей матери отняли бы мое имущество у моей жены и детей. Мы надеемся теперь, что наши дети будут наследовать наше имущество, но мы не уверены в этом. По старому закону мое имущество достается моим ближайшим родичам, которыми являются не мои дети, а мои братья и сестры и братья моей матери». Отсюда, следует, что имущество было наследственным в роде, но круг наследников ограни¬чивался агнатическими родственниками по женской линии

III. Племена Скалистых гор. А) Кровавые черноногие. Это племя состоит из следующих пяти родов:

1. Кровь 2. Питающиеся рыбой 3. Хорек
4. Вымерший зверь 5. Лось

Происхождение считается по женской линии, но брак в пределах рода не дозволен.

Б) Пиеган черноногие. У этого племени имеются следующие восемь родов;

1. Кровь 2. Хорек 3. Подкожный жир
4. Внутренний жир 5. Колдуны 6. Никогда не смеющийся
7. Голодающий 8. Полусгнившее мясо

Происхождение считается по мужской линии, и брак в пределах рода запрещен. Некоторые из приведенных названий скорее подходят к ордам, чем к родам; но так как эти сведения были получены непосредственно от черноногих через компетентных переводчиков (Александра Кульбертсона и его жену, принадлежавшую к этому племени), то я считаю их достоверными. Возможно, что в некоторых случаях данные роду прозвища вытеснили настоящие названия.

VI. Племена Атлантического океана

I. Делавары. Как уже было указано, делавары являются одним из старейших алгонкинских племен по продолжительности своего самостоятельного существования. В эпоху их открытия они жили в местности вокруг Делавэрского залива и к северу от него. Они организованы в три следующих рода:

I. Волк Took’-seat Круглая лапа
II. Черепаха Poke-koo-un’-go Пресмыкающиеся
III. Индюк Pul-la’-ook Не жвачные

Эти подразделения носят характер фратрий, так как каждое состоит из двенадцати подродов, имеющих каждый некоторые атрибуты рода. Названия их представляют собой личные имена, и если не во всех случаях, то по большей части — женские. В виду необычайности этого явления я исследовал его с возможной тщательностью в 1860 году в делаварской резервации в Канзасе, с помощью образованного делавара, Вильяма Адамса. Невозможно было выяснить происхождение этих подразделений, но их названия, повидимому, представляли собой прозвища предков, от которых члены отдельных ррдов вели свое происхождение. Это показывает также естественное образование фратрий из родов.

Происхождение у делаваров считается по женской линии, что указывает на вероятную универсальность этой формы в прошлом алгонкинских племен.

Должность сахема была наследственной в роде, но выборной из числа его членов, имевших право как избирать, так и смещать. Имущество также наследовалось в роде. Первоначально члены трех основных родов не могли вступать в брак в пределах своего рода, но в последнее время это запрещение было ограничено только подродами. Например, в роде Волк, который до известной степени представляет собой теперь фратрию, могут вступать в брак друг с другом только лица, носящие разные имена. Обычай давать детям имя отцовского рода также господствует у делаваров и породил такую же путаницу счета происхождения, какую мы видели у шауни и миами. Американская цивилизация и сношения с американцами неизбежно нанесли удар индейским учреждениям, под влиянием чего этническая жизнь народа постепенно разрушается.

Примеры наследования должности служат наилучшей иллюстрацией туземного порядка обозначения происхождения. Одна делавэрская женщина, сообщив автору, что она вместе со своими детьми принадлежит к роду Волк, а ее муж — к роду Черепаха, рассказала, что когда умер капитан Кечем (Ta-whe*-la- na), верховный вождь или сахем рода Черепаха, ему наследовал его племянник, Джон Коннер (Ta-ta-ne’-sha), сын одной из сестер умершего сахема, принадлежавшей также к роду Черепаха. Покойный оставил сына, но он принадлежал к другому роду и поэтому не имел права быть преемником своего отца. У делаваров, как и у ирокезов, эта должность переходила от брата к брату или от дяди к племяннику, так как происхождение считалось по женской линии.

II. Мунси. Мунси являются ветвью делаваров и состоят из тех же родов: Волка, Черепахии Индюка.

Происхождение считается по женской линии, брак в пределах рода не дозволен и должность сахема, равно как и имущество, наследственны в роде.

III. Мохеган. Все индейцы Новой Англии к югу от реки Кеннебек, в том числе и мохеган, были лингвистически родственны между собою, и каждое племя понимало диалект другого. Так как мохеган организованы в роды, то весьма вероятно, что пекот, нарагансетт и другие мелкие роды не только имели ту же организацию, но и состояли из тех же родов. У мохеган были те же три рода, что и у делаваров, Волк, Черепаха и Индюк, из которых каждый состоял, в свою очередь, из нескольких родов. Это доказывает непосредственную связь по происхождению мохеган с делаварами и мунси, а также иллюстрирует, как уже было указано, процесс сегментации, путем которого начальный род распадается на несколько родов, остающихся соединенными в фратрию. На данном примере можно также видеть, как естественно фратрия возникает. У американских туземцев редко можно найти так ясно сохранившийся образец сегментации начальных родов, как в этом случае.

Фратрии у мохеган выступают гораздо более отчетливо, чем у какого-либо другого племени американских туземцев, так как каждая из них охватывает роды и обусловливает их классификацию. Однако мы знаем о них меньше, чем о фратриях ирокезов.

а) Фратрия Волка. Took-se-tuk’
1. Волк. 2. Медведь 3. Собака 4. Опоссум

б) Фратрия Черепахи. Tone-ba’-o .
I. Маленькая черепаха
3. Большая черепаха
2. Болотная черепаха 4. Желтый угорь

в) Фратрия Индюка 1. Индюк 2. Журавль 3. Цыпленок1

Происхождение считается по женской линии, брак в пределах рода запрещен и должность сахема наследственна в роде, при чем она переходит или от брат «а к брату или от дяди к племяннику. У пекот и наррагансет происхождение считается также по женской линии, как я узнал от одной женщины из племени наррагансет, которую встретил в Канзасе.

IV. Абнаки. Название этого племени — «Wa-be-na’-kee— значит «Народ восходящего солнца». Они находятся в гораздо более близком родстве с микмак, чем с индейцами Новой Англии, живущими на юге от реки Кеннебек. У. них имеются следующие четырнадцать родов:

1. Волк 2. Дикая кошка (черная) 3. Медведь
4. Змея 5. Пятнистый зверь 6. Бобр
7. Лось 8. Осетр 9. Выхухоль
10. Ястреб-голубятник 11. Белка 12. Пятнистая лягушка^
13. Журавль 14. Дикообраз

Происхождение считается теперь по мужской линии, брак в пределах рода был в прежнее время запрещен, но теперь это запрещение в значительной степени утратило свою силу. Должность сахема была наследственной в роде. Отметим, что некоторые из названных выше родов — те же, что у оджибве.

VII. Племена атапаско-апачей

Вопрос о существовании родовой организации у атапасков территории Гудсонова залива и апачей Новой Мексики, представляющих собой подразделения одного начального ствола, не был окончательно выяснен. Когда в 1861 году я был в первой из названных территорий, я старался решить этот вопрос у атапасков Зайцы и Красный ноле, но мне не удалось это за отсутствием подходящих переводчиков. Однако, если бы родовая система существовала у них, то я открыл бы ее следы даже при столь несовершенном способе исследования. Покойный Роберт Кенникот тоже пытался выяснить этот вопрос для автора у A-cha’-o-ten-ne, или атапасков Невольничьего озера, но так же безуспешно. Он нашел специальные правила относительно брака и наследования должности сахема, которые, повидимому, указывали на существование родов, но не мог получить достаточно удовлетворительных сведений. Кучины (луше), обитающие ка реке Юкон, принадлежат к атапаскам. Покойный Джордж Джибс в письме к автору говорит: «В письме, полученном мною от одного джентльмена из форта Симпсона на реке Мэкензи, упоминается, что у луше, или кучинов, существует три общественных степени или класса, — несомненно, ошибочное выражение вместо тотема, хотя и тотемы, вероятно, различаются по рангу, на что он и указывает в дальнейшем, — а именно, что мужчина не может вступать в брак в своем собственном классе, но должен брать жену из другого класса и что вождь высшего класса может жениться на женщине из низшего класса, не теряя прав своей касты. Дети принадлежат к классу матери, и члены одного и того же класса в различных племенах не воюют друг с другом».

У колушей северо-западного берега, находящихся с атапасками в лингвистическом родстве, правда, отдаленном, родовая организация существует. Галлатин замечает, что они «как и каши индейцы, разделены на племена или кланы, от которых, как указывает Хэйл, у индейцев Орегона не осталось следов. Именами племен [родов] служат названия зверей: Медведь, Орел, борона, Дель¬фин и Волк… Право наследования идет по женской линии, от дяди к племян¬нику, за исключением верховного вождя, который вообще пользуется высшей властью в семье» 11.

VIII. Индейские племена северо-западного берега

У некоторых из этих племен, помимо колушей, господствует родовая организация. «До того как я покинул пролив Пуже, — замечает Джибс в одном нисьме к автору, — мне посчастливилось встретиться с представителями трех главных семей так называемых северных индейцев, живущих на северо-западном побережья от верхнего конца острова Ванкувера до русских владений и границ области эскимосов. Я узнал от них совершенно определенным образом, что то- темическая система, по крайней мере у этих трех семей, существует. Семьи, о которых я говорю, это, начиная с северо-запада, тлинкиты, обычно называемые по одной из своих орд стикинами, далее хайда и тсимшиан, которых Галлатин называет уи. Все они имеют четыре общих тотема: Кит, Волк, Орел и Ворон. Никто не может вступать в брак в своем тотеме, хотя и в другой нации или семье. Замечательно, что эти нации составляют совершенно различные семьи. Я хочу сказать, что их языки в корне различны и не имеют никакого сходства». Далль в своем труде об Аляске, написанном позднее, замечает, что «тлинкиты разделяются на четыре тотема: Ворона (Yehl), Волка (Kanu’kh), Кита и Орла (Chethl)… Браки могут заключаться только между различными тотемами, и ребенок обыкновенно принадлежит к тотему матери» 12.

Губер Г. Банкрофт описывает их организацию более подробно, указывая на две фратрии и принадлежащие к каждой из них роды. Он говорит о тлинкитах, что «эта нация распадается на два больших деления или клана, из которых один называется Волк, другой — Ворон. Ворон распадается, в свою очередь, на подкланы, которые называются: Лягушка, Гусь, Морской лев, Сова и Лосось. Семейство Волк состоит из Медведя, Орла, Дельфина, Акулы и Альки … Племена одного и того же клана не могут воевать друг с другом, и в то же время члены одного и того же клана не могут заключать между собой браки. Так, молодой воин из клана Волк должен искать себе подругу среди Воронов» 13.

Эскимосы не принадлежат к ганованской семье. Их водворение на американском континенте произошло, по сравнению с ганованской семьей, лишь недавно или в новейшее время. У них также нет родов.

IX. Племена салит, сахаптин и кутенаа

У племен долины Колумбии, из которых вышеназванные являются главнейшими, родовой организации не существует. Нашим выдающимся филологам, Горацио Хэйлу и покойному Джорджу Джибсу, посвятившим этому вопросу особое внимание, не удалось открыть у них каких-либо следов этой системы. Имеются серьезные основания предполагать, что эта замечательная страна была колыбелью ганованской семьи, откуда, как из начального пункта их миграций, они распространились по обеим частям материка. Следовательно, вполне вероятно, что их предки были организованы в роды, которые распались и в конеч¬ном счете совершенно исчезли.

X. Племена шошонов

К этому стволу принадлежат комачи Техаса вместе с племенами юте, боннак и шошон и некоторые другие племена. Мэтью Уокер, виандот смешанной крови, сообщил автору в 1859 году, что он жил среди команчей и что у них имеются следующие роды:

1. Волк. 2. Медведь. 3. Лось. 4. Олень.
5. Исполинская черепаха. 6. Антилопа.

Если команчи организованы в роды, то следует предположить, что та же организация существует и у других племен этого ствола.

Этим заканчивается обзор общественных систем индейских племен Северной Америки, обитающих к северу от Новой Мексики. В эпоху европейских открытий большая часть всех названных племен находилась на низшей ступени варварства, остальные — на высшей ступени дикости. Судя по широкому, почти универсальному распространению родовой организации, можно с достаточным основанием предполагать, что в древности она была у них всеобщей, равно как и счет происхождения по женской линии. Эта система была чисто общественной, род был ее единицей, а фратрия, племя и конфедерация — остальными членами органического ряда. Эти четыре последовательные стадии интеграции и реинтеграции выражают весь их опыт в развитии идеи управления. Так как у главнейших арийских и семитических племен, когда они вышли из варварства, существовал тот же органический ряд общественных форм, то можно сказать, что эта система была универсально присуща древнему обществу и, следовательно, имелча общее происхождение. Пуналуальная группа, которая подробно будет описана ниже в связи с развитием идеи семьи, очевидно, дала начало родам. Таким образом арийская, семитическая, уральская, туранская и ганованская семьи человечества восходят, повидимому, совершенно определенным образом к одному общему пуналуальному стволу с глубоко присущей ему родовой организацией; от этого ствола произошли все другие, в конечном счете дифференцировавшиеся в отдельные семьи. Такое заключение, мне думается, будет в конце концов повелительно продиктовано само собой, когда будущие исследования разовьют и подтвердят существующие факты более точно. Этот великий органический ряд форм, которые были в состоянии сохранять общественную жизнь человечества в течение последней части периода дикости, всего периода варварства и первой части периода цивилизации, не возник случайно, но представляет собой естественный продукт развития уже. существовавших ранее элементов. Рациональное и тщательное исследование этой системы дока¬жет единство происхождения всех человеческих семей, обладавших родовой организацией.

XI. Оседлые индейцы

I. Моки, индейцы-пуэбло. Племена моки до сих пор беспрепятственно владеют своими семью древними общинными домами в Аризоне, близ Малого Колорадо, раньше составлявшей часть Новой Мексики. Они сохраняют свои древние учреждения и, несомненно, отлично представляют и в настоящее время тип жизни оседлых индейцев, господствовавший в эпоху открытия Америки от Цуньи до Куцко. Цуньи, Акома, Таос и ряд других ново-мексиканских пуэбло представляют собой те же самые здания, которые нашел там Коронадо в 1540—1542 гг. Несмотря на их внешнюю доступность, мы в действительности знаем об их образе жизни и их домашних учреждениях очень не много. Систематическое исследование в этом направлении еще не производилось. То немногое, что проникло в печать, носит лишь общий и случайный характер.

Моки организованы в роды; у них имеются следующие девять родов:

1. Олень 2. Песок 3. Дождь 4. Медведь 5. Заяц
6. Степной волк 7. Гремучая змея 8. Табак 9. Осока

Д-р Тен Брук, младший врач армии Соединенных Штатов, сообщил Скулькрэфту предание моки 14 об их происхождении, которое ему рассказывали в одной из деревень. Предание говорит, что «много лет тому назад прабабушка племени моки принесла с их родины на западе девять рас людей в нижеследующем образе: первая раса — Олень, вторая — Песок, третья — Вода [Дождь], четвертая — Медведь, пятая — Заяц, шестая — Степной волк, седьмая — Гремучая змея, восьмая — Табак, девятая — Осока. Посеяв их на том месте, где теперь находятся их селения, она превратила их в людей, которые построили нынешние пуэбло; это разделение на расы сохраняется до настоящего времени. Один моки сказал мне, что он принадлежит к расе Песок, другой — к расе Олень и т. д. Они твердо верят в метампсихоз и говорят, что после своей смерти примут свой первоначальный вид и снова сделаются медведями, оленями и т. д… Должности у них наследственны, но не обязательно переходят к сыну лица, исполнявшего должность, так что если другой кровный родственник пользуется предпочтением, то он и избирается» 15.

Посколько в данном случае, перейдя из нижней ступени варварства в среднюю, мы нашли родовую организацию в вполне развитом состоянии, мы имеем здесь образец ее приспособляемости к изменившимся условиям. Оказывается весьма вероятным ее существование вообще у всех оседлых индейцев. Однако мы не имеем определенных данных о распространении ее в остальной части Северной и всей Южной Америки, за единственным исключением лагуна. Это показывает, как мало еще сделано в американской этнологии: единица общественной системы туземцев открыта лишь частично, а ее значение не понято. Все же у ранних испанских писателей встречаются намеки на родовую организацию, а у некоторых позднейших авторов и прямое знакомство с ней, так что если все это собрать, едва ли можно будет сомневаться в древнем господстве родовой организации у всей индейской семьи.

У многих родов, как у моки, распространены предания, по которым их первыми предками были превращенные в мужчин и женщин животные или неодушевленные предметы, ставшие символами родов. Так, легенда рода Журавль у оджибве рассказывает, что пара журавлей летала над обширной областью от Мексиканского залива до Великих озер и от степей Миссисипи до Атлантического океана, разыскивая обильное пищей место, и в конце концов выбрала водопады на рукаве Верхнего озера, с того времени ставшие знаменитыми своими рыбными ловлями. Когда они сели на берегу реки и сложили крылья, Великий дух тотйас же превратил их в мужчину и женщину, ставших прародителями рода Журавль племени оджибве. У ряда племен имеются роды, воздерживающиеся от употребления в пищу того животного, имя которого они носят; это, однако, далеко не универсально.

II. Лагуна. Индейцы-пуэбло лагуна организованы в роды со счетом происхождения по женской линии, как это явствует из доклада Сэмуэля Гормана, сделанного им в 1860 году в Историческом обществе Новой Мексики. «Каждый город делится на племена или семьи, и каждая из этих групп называется по какому-либо животному, птице, растению, дереву, звезде или одной из четырех стихий. В пуэбло Лагуна, имеющем более тысячи жителей, находится семнадцать таких племен; одно из них называется Медведем, другое — Оленем, остальные — Гремучей змеей, Зерном, Волком, Водой и т. д. Дети принадлежат к племени матери.

В силу древнего обычая лица одного и того же племени не могут вступать в брак друг с другом, однако в последнее время этот обычай соблюдается менее строго, чем прежде».

«Земля, как общинная собственность, находится в общем владении, но если кто-нибудь возделал участок, то имеет на него личное право, которое может продать любому члену той же общины; после его смерти участок достается его вдове или дочерям; если же он не был женат, остается за семейством его отца» 16— Сомнительно, однако, чтобы вдова или дочери наследовали после мужа или отца.

III. Ацтеки, тецкуки и тлакопа. Вопрос о родовой организации этих и остальных племен нахуатль Мексики будет рассмотрен в следующей главе.

IV. Майя Юкатана. Эррера часто упоминает о «родственниках», говоря о племенах Мексики, Центральной и Южной Америки, при чем в таких выражениях, которые указывают на существование группы лиц, организованной на основе кровного родства и по размерам представляющей собой не что иное, как род. Так, он говорит: «Кто убил свободного человека, должен был дать удовлетворение его детям и родственникам» 17. Это говорится о туземцах Никарагуа; если бы речь шла об ирокезах, у которых существует тот же порядок, то термин «родственники» был бы равнозначен роду. Далее, говоря вообще об индейцах майя Юкатана, он замечает: «Если присужденный к возмещению убытков за причиненный вред обрекался на нищету, то в уплате участвовали все родственники». Мы узнаем здесь еще один родовой порядок. Далее, об ацтеках: «Если кто со¬вершил преступление, его не могли спасти от смерти ни, помилование, ни родственники».

Можно привести еще одну цитату по тому же вопросу, относящуюся к организованным в роды индейцам Флориды. Эррера отмечает, что «они с исключительной любовью относятся к своим детям и всячески лелеют их, родители и родственники оплакивают умерших детей в продолжение целого года» 18. Ранние наблюдатели отмечали ту особенность индейского общества, что большое число лиц было связано узами родства, и такая группа стала обозначаться выражением «родственники». Но они не углубили своих исследований настолько, чтобы открыть, — а оно, вероятно, так и было на самом деле, — что эти родственники составляли род, иначе говоря, единицу их общественной системы.

Эррера говорит далее о майя, что «они придают большое значение своей родословной и поэтому считают друг друга родственниками и всегда помогают друг другу… Они не женились на тещах или на свояченицах и вообще на лицах, носивших то же самое имя, как их отец, что считалось преступным» 19. Родословная индейца, при их системе кровного родства, не могла иметь никакого значения вне рода, но и помимо этого, в условиях их общественного строя, отец и его дети могли носить одно и то же имя, только принадлежа к одному роду, который давал общее родовое имя всем своим членам. А для того чтобы отец и дети, принадлежали к одному роду, происхождение должно было считаться по мужской линии. Приведенная цитата показывает сверх того, что у майя браки в пре¬делах рода были запрещены. Принимая достоверность рассказа Эрреры, мы имеем здесь убедительное доказательство существования у майя родов со счетом? происхождения по мужской линии. Тэйлор в своем ценном труде о «Начальной истории человечества», представляющем собой собрание обширных и хорошо разработанных этнологических материалов, приводит из другого источника тот же самый факт, присовокупляя следующие замечания: «Итак, сходство обычаях северо-американских индейцев с обычаем австралийцев состоит в том, что мате¬ринские кланы составляют препятствие к браку; но если мы спустимся к югу, в Центральную Америку, то встретим, как в Китае, противоположный обычай. Диего де Ланда говорит об обитателях Юкатана, что никто не вступает в брак с женщиной, носящей то же имя, что и его с отцовской стороны, так как это считается у них очень дурным поступком, но они могут вступать в брак с двоюродными сестрами и братьями с материнской стороны» 20.

XII. Племена южно-американских индейцев

Следы рода, равно как и несомненное наличие ганованской системы кровного родства, были открыты во всех частях Южной Америки, но этот вопрос недостаточно исследован. Говоря о многочисленных племенах Андов, объединенных инками в своего рода конфедерацию, Эррера замечает: «это разнообразие наречий произошло оттого, что нации разделялись на колена, племена или кланы» 21. Здесь под именем кланов утверждается существование родов. Разбивая правила, касающиеся брака и счета происхождения, Тэйлор замечает, что «далее на юг, по ту сторону перешейка, и организация в кланы и запрещение брака вновь строятся по женской линии. Верно говорит, что у араваков Британской Гвианы „принадлежность к касте определяется по матери, и дети могут заключать браки в семействе своего отца, но не своей матери“. Наконец, патер Мартин Добрицгоффер говорит, что гуарани избегают брака с самыми отдаленными родственниками, как в высшей степени преступного, а относительно абинонов замечает: „Абиноны, наученные природой и примером своих предков, гнушаются даже мысли о заключении брака с лицом, родственным в самой отдаленной степени» 22. Все эти указания, касающиеся общественной системы туземцев, неопределенны, но в свете ранее приведенных фактов они становятся понятными тогда, когда мы допустим существование родов со счетом происхождения по женской линии и с запрещением брака в пределах рода. Бретт говорит об индейских племенах Гвианы, что «они делятся на семьи, каждая из которых имеет определенное имя, например: Siwidi, Karuafudi, Onisidi и т. д. В противоположность нашему семейному порядку, происхождение считается у них по женской линии, и лица, носящие одинаковые семейные имена, не имеют права вступать друг с другом в брак. Таким образом женщина из семейства Siwidi имеет то же имя, что и ее мать, но ни отец, ни муж не могут принадлежать к этому семейству. Ее дети и дети ее дочерей называются также Siwidi, но ни сыновья, ни дочери не могут вступать в брак с лицами, носящими то же имя, хотя они, если хотят, могут вступать в брак в семействе своего отца. Эти обычаи строго соблюдаются, и любое нарушение их считается преступным» 23. В «семействе» этого автора можно сразу узнать род в его архаической форме. Все вышеназванные южно-американские племена, за исключением племен Андов, находились в эпоху их открытия или на низшей ступени варварства, или в периоде дикости. Многие перуанские племена, объединенные под властью оседлых индейцев-инков, находились на низшей ступен варварства, насколько можно заключить из весьма несовершенных описаний их домашних учреждений Гарсилассо де ла Вега.

При исследовании переходной истории родов наше внимание естественно обращается к оседлым индейцам Северной и Южной Америки, которые в своем самостоятельном культурном развитии достигли почти конца среднего периода варварства. Мы показали архаический строй рода; описать последние фазы его развития мы сможем на примере греческих и римских родов; но для полной истории родовой организации необходимо знакомство с теми промежуточными изменениями как в счете происхождения, так и в праве наследования, которые произошли в среднем периоде. Мы располагаем достаточно обширными сведениями о раннем и позднейшем состоянии этого великого учреждения, но для переходных стадий материал неполон. Роды должны были существовать в своей архаической форме у отдаленных предков тех племен, у которых мы находим эта организации в их позднейшей форме; но историческая критика требует положительных доказательств, а не умозаключений. Эти доказательства существовали некогда у оседлых индейцев. Мы теперь хорошо знаем, что их строй был общественным, а не политическим. Высшие члены органического рода, а именно племя и конфедерация, встречаются во многих местах; положительные доказательства существования рода, единицы этой системы мы находим у ряда племен оседлых индейцев. Но мы не имеем возможности изучить роды оседлых индейцев вообще на основании столь же точных данных, какие мы имеем для племен, стоящих на низшей ступени варварства. Испанские завоеватели и колонисты, упустили представлявшиеся им исключительные возможности, будучи явно неспособны понять состояние общества, так далеко отставшего от прогресса цивилизованного человека. Не поняв единицы их социальной системы, единицы, наложившей свою печать на весь общественный организм, испанские историки совершенно не смогли изобразить их общественные учреждения.

Одного взгляда на остатки древних сооружений в Центральной Америке и Перу достаточно, чтобы показать, что средняя ступень варварства была периодом большого прогресса в развитии человечества, периодом расширения знаний и роста интеллекта. За ним последовал в восточном полушарии период еще более замечательный, после того как изобретение способа обработки железа дало прогрессу тот последний толчок, который привел часть человечества к цивилизации. Наше удивление перед величием пути, пройденного человеком в последнем периоде варварства, когда изобретения и открытия так быстро следовали друг за другом, было бы еще большим, если бы мы точно знали состояние общества в среднем периоде варварства, превосходным образцом которого являются, оседлые индейцы. При больших усилиях и упорной работе можно все же восстановить по меньшей мере значительную часть утраченных сокровищ знания. Во всяком случае, имеющиеся у нас и сейчас данные дают основание заключить, что в эпоху открытия Америки индейские племена были повсюду организованы в роды, при чем немногие найденные нами исключения не могут опровергнуть общее правило.

Notes:

  1. Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family (Smithsonian Contributions to- Knowledge, vol. XVII, 1871, p. 131).
  2. Горацио Хэйл недавно установил родство тутело с ирокезами.
  3. Фрэнсис Паркман, автор ряда блестящих работ о колонизации Америки, первый установил родство сускеханнок и ирокезов.
  4. Travels in North America, Phila. ed., 17Э6, p. 164.
  5. Travels, loc. cit., p. 166,
  6. Указанный способ выражения траура довольно широко распространен у кроу, представляя собой также религиозную жертву во время собраний «медицинской ложи», большой религиозной церемонии. Как мне говорили, в корзину, которая вывешивалась во время собраний «медицинской ложи» для этих жертв, иногда набиралось пятьдесят, а иной раз и сто пальцевых суставов. На одной стоянке кроу на верховьях Миссури я обратил внимание на значительное число женщин и мужчин с изувеченными таким образом руками.
  7. От слов на языке оджибве gi-tchl’—большой и ga’-rae — озеро, туземного названия Верхнего озера и других больших озер.
  8. Сахем оджибве, Ke-we’-kons, умерший в 1640 году, около 10 лет от роду, на вопрос моего переводчика, почему он не откажется от должности и не уступит места своему сыну, ответил, что сын не может быть его преемником и что право наследования принадлежит его племяннику. E-kwa’-ka-mik. Этот племянник был сыном одной из его сестер. Отсюда следует, что в прошлом и до недавнего времени происхождение считалось по женской линии. Однако из формы этого ответа не вытекает, что племянник получит эту должность по праву наследства, а лишь то, что он находится в числе наследников и что его избрание таким образом обеспечено.
  9. Произносится O-ta’-wa.
  10. В каждом племени имя указывает на род. Так, у саук н фокс—.Длинный рог’, собствен¬ное имя, принадлежащее роду Олень, .Черный волк“—роду Волк. В роде Орел имеются следующие имена: Ка -ро-па — .Орел, строющий свое гнездо’; Ja-ka-kwa-ре— .Орел, сидящий с поднятой годо¬вой’; Ра-а-ta-na-ka-hok—.Орел, летающий над ветвями*.
  11. Trans. Am. Eth. Soc., 11, Intro., CXLIX.
  12. Alaska and its Resources, p. 414.
  13. Native Races of the Pacific States, 109.
  14. Шауни в прежние ; р;мена поклонялись женскому божеству по имени Go-gome-tha-ma’— ,иа :а псабабушка*.
  15. Schoolcraft’s Hist etc. of Indian Tribes, IV, 86.
  16. Address, р. 12.
  17. General History of America, Loud, ed., 1726. Stevens’ Trans., 1П, 299.
  18. lb., IV, 33.
  19. lb., IV, 171.
  20. Early History of Mankind, p. 287.
  21. Geheral History of America, IV, 231.
  22. Early History of Mankind, p. 287.
  23. Indian Tribes of Guiana, p. 98; цитировано Леббоком, Origin of Civilization, p. 98.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 04.04.2017 — 19:44

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014