Революция в быту в Средней Азии

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Коренному переустройству экономики сопутствовала и революция в быту народов Средней Азии. Ликвидация паразитических классов—феодалов — ханов и беков, кулаков-баев — подорвала корни у того застойного семейного быта, который принимал порой такие уродливые формы, особенно у оседлого населения городов и кишлаков. Полное отстранение женщин от общественной жизни, затворничество их во внутренних покоях дома, деспотическая власть главы семьи над всеми домочадцами — все это было следствием господства феодально-крепостнического режима в среднеазиатских ханствах. Мусульманское духо¬венство поддерживало и укрепляло этот азиатско-патриархальный семейный быт, освящая его «шариатом». Царское правительство, хотя и провело кое-какие реформы в Средней Азии после ее присоединения, но не затронуло устоев семейного быта, как не затронуло и общего крепостнического режима. В годы Советской власти раскрепощение женщины от патриархально-семейного рабства было делом нелегким. Нигде в Советском Союзе не проходила с такими трудностями, с такой ожесточенной борьбой кампания по вовлечению женщины в советское строительство. Все силы старого мира этому сопротивлялись: остатки байства и басмачи, мусульманские муллы и фанатики-изуверы, ими подстрекаемые, яростно противились осуществлению равноправия женщин. Нередки были преследования, избиения, даже убийства женщин-активисток, которые первыми порывали с режимом затворничества, ходили на собрания, переставали носить паранджу. Но эта тяжелая борьба теперь позади. Теперь только некоторые пожилые женщины соблюдают старые обычаи, молодежь почти повсеместно От них освободилась. Женщины среднеазиатских республик свободно работают в промышленности, учатся в средних и высших учебных заведениях, приобретают специальности врачей, техников, инженеров, агрономов, преподают в школах. Многие ведут научную работу, имеют ученые степени. Женская молодежь занимается, как и юноши, спортом, иные увлекаются искусством, выступают на сцене. Многим коренным жителям Средней Азии все это было на первых порах непривычно и диковинно, а сейчас стало заурядным явлением.

Нечего и говорить о том, что сейчас совершенно забыты те законы средневекового мусульманского права—шариата, — по которым еще так недавно вершили суд и расправу. Сейчас народы Средней Азии признают единственно нормы советского права.

Меняется сама психология людей. Новое социалистическое отношение к труду проявляется самым различным образом. Для Средней Азии особенно характерно такое его проявление, как общенародные стройки, когда тысячи людей собираются для совершения больших общественных работ. Таким методом народной стройки сооружен был в 1939 г. Большой Ферганский канал. В этом огромном «хашаре» (общественном труде) приняли участие 160 тыс. колхозников — узбеки, таджики, казахи. Канал длиной в 270 км был построен за 45 дней. Такие «хашары», хотя и меньших размеров, стали традицией в Средней Азии. Общественный труд сочетается в них с народными развлечениями, «тоями», с музыкой и плясками в часы отдыха.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 08.08.2021 — 17:52

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Археология © 2014