Так как национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое социальное содержание на каждом историческом этапе развития той или иной страны в данную эпоху, то и решение его предполагает нахождение различных конкретных путей, методов и форм для каждой страны. Вместе с тем, при всем разнообразии подходов и механизмов в решении национального вопроса можно выделить общие начала и принципы, наблюдаемые в странах, где приходилось или приходится решать национальный вопрос. Наряду с этим отмечаются существенные отличия, как в понимании сущности национального вопроса, так и в путях разрешения сложных межнациональных проблем.
В марксистской программе в качестве основы решения национального вопроса было выдвинуто право наций на самоопределение. При этом марксисты исходили из действия двух объективных взаимосвязанных тенденций в национальном вопросе в условиях капитализма. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая – развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни, политики, науки, мирового рынка.
Марксисты отстаивали принципы добровольного объединения наций, интернационализма. Выдвинутые марксизмом политические принципы решения национального вопроса – самоопределения, равноправия, антиколониализма, защиты прав народа и человека и другие – получили всеобщее признание. В частности, в соответствии с принципом самоопределения каждый народ (нация) имеет право устанавливать любую форму отношений с другими народами (добровольное объединение в единое государство, автономия, федерация и т.д. вплоть до отделения и образования независимого государства), свободно определять собственный социальный выбор, внутреннее устройство (общественный строй, форму правления и т.д.). Отстаивая право на самоопределение, марксисты исходили из необходимости его реализации с учетом интересов других народов и в той форме, которая в максимальной степени содействует интересам борьбы за социальный прогресс и мирное сотрудничество народов.
[adsense]
В XX в. решение национального вопроса осуществлялось, в основном, по следующим направлениям. Во-первых, достижение колониальными угнетенными народами политической независимости, становление на самостоятельный путь развития. В результате успехов национально-освободительной борьбы потерпела крушение колониальная система, получили независимость сотни народов мира. Во-вторых, остается актуальной задача достижения экономической независимости, эквивалентного экономического обмена, ликвидации остатков колониальной зависимости. В-третьих, актуальной проблемой в международных отношениях является необходимость преодоления разрыва в социально-экономическом развитии между народами развитых стран и большинством народов бывших колониальных и полуколониальных стран Азии, Африки и Латинской Америки. Указанные направления относятся к решению национального вопроса в мировом международном аспекте.
В странах развитой демократии решение национальных проблем осуществляется, в основном, по таким направлениям. Во-первых, в плане урегулирования взаимоотношений доминирующей и меньшей по численности этносоциальных общностей (например, англичан с валлийцами и шотландцами в Великобритании, англо-канадцев с франкоканадцами, англосаксонского ядра американской нации с другими этническими группами страны). Во-вторых, урегулирование этнических проблем на уровне взаимоотношений этнических групп одинакового социального и правового статуса (валлонов и фламандцев в Бельгии, некоторых иммигрантских групп в Великобритании, этнических меньшинств в США и т.д.). В-третьих, как проблема политической дезинтеграции многонациональных государств по этническому признаку. Чаще всего это проявляется в стремлении к политической автономии (например, баскская проблема в Испании, корсиканская во Франции, проблема единства Италии и т.д.). Именно этот аспект проблемы актуален для современной России, где проблемы этнического сепаратизма и дезинтеграции возникают.
Можно выделить несколько моделей регулирования межэтнических отношений, которые в той или иной степени применяются в странах Запада, снижая в значительной мере национально-этническую напряженность. При этом основной акцент делается на усиление гибкости государственной политики в области удовлетворения этнокультурных потребностей общества. Так, в США решение этнических проблем осуществлялось в аспекте политики культурного плюрализма, проводимой в 1960-1970 гг. Культурный плюрализм предполагал толерантность государства в отношении выходцев из разных этносов и обеспечение соответствующих условий для сохранения и развития их этнокультурной среды, а также оказание помощи этническим группам в улучшении их статуса в американском обществе.
В Канаде снижению межнациональной напряженности способствовала политика многокультурности. Во Франции в связи с обострением отношений между центром и периферийными районами (Бретань, Корсика и др.), а также между коренным населением и иммигрантами правительство страны было вынуждено изменить национальную политику. В частности, с 1982 г. официально признаются языки и культуры этнических меньшинств, в школах вводится изучение национальных языков и диалектов (корсиканского, эльзасского, каталонского, баскского, окситанского, бретонского, фламандского), учреждаются этнические программы на радио. Корсике предоставляется статус автономии, ограниченной сферами образования и культуры, а также радиовещания.
В других полиэтнических странах западного мира (за исключением Испании) проблемы межэтнических отношений ощущаются не столь остро. Но и там эти вопросы не остаются без внимания. Наиболее благополучной в этом отношении является Швейцария, где, в частности, на равноправной основе функционируют четыре языка: немецкий, французский, итальянский, ретороманский. В Швеции языковая политика базируется на концепции многокультурности, что предполагает двуязычное обучение – на языке страны происхождения и на шведском. Правительством финансируются этническая пресса, специальные радио- и телепередачи на языках крупных иммигрантских групп. С переходом Бельгии к федеративному государственному устройству (1992 г.) здесь также разумно решаются межэтническая и межъязыковая проблемы валлонов и фламандцев.
Что касается стран Азии, Африки и Латинской Америки, то здесь положение в межэтнической среде остается сложным. В Африке дает о себе знать трайбализм, в Азии (в некоторых странах) – межэтнические противоречия и конфликты, в Латинской Америке дискриминации подвержены коренные народы. Решение национальных проблем на этих континентах идет медленно.
Решение национального вопроса – процесс трудный и долгий. С ликвидацией одних национальных проблем возникают другие, требующие к себе столь же пристального внимания. Вообще национальные проблемы будут существовать, покуда есть сами нации и национальные различия. Поэтому встречающийся вывод о том, что национальный вопрос где-то решен полностью и окончательно раз и навсегда, нельзя воспринимать как факт, скорее это – пока желаемое, а не действительное.