К содержанию 67-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Фигурный кремень с озерных неолитических стоянок северо-восточной части Вышневолоцкого района Калининской области (сборы Н. К. Рериха, Н. И. Гумилевского и др.) достаточно хорошо известен в археологической литературе 1.
Публикуемые в настоящей статье предметы найдены автором в комплексе с неолитическими орудиями и керамикой на Вышневолоцком водохранилище во время археологических разведок 1936—1940 гг. Многочисленные неолитические стоянки на берегах озер, входивших в систему водохранилища, были затоплены при подъеме воды, вызванном произведенной в начале XIX в. реконструкцией Вышневолоцкого гидроузла. Результатом поднятия горизонта воды явилось интенсивное размывание песчаных берегов, а вместе с ними и культурных слоев. Стоянки долгое время не попадали в поле зрения археологов и оставались неизвестными, так как только при осеннем спуске воды из водохранилища обнажались естественные берега озер, вскрывая размытые культурные слои, представлявшие собой сплошные россыпи кремневых орудий, фрагментов керамики с ямочно-гребенчатым орнаментом и отходов каменной индустрии. Среди обычного для валдайских неолитических стоянок кремневого инвентаря и были встречены антропо- и зооморфные фигурки.
Описанию находок мы предпосылаем краткую характеристику местонахождения.
[adsense]
1. Стоянка № 5 — Багон-отмель. Расположена в западной части Городолюбского озера и вскрывается в виде отмели только при самом низком горизонте воды в водохранилище. Кремневые орудия и ямочно-гребенчатая керамика группируются вокруг небольших груд камней со следами действия огня (очаги). Здесь, в песке, была найдена в 1936 г. уникальная по мастерскому, буквально ювелирному выполнению фигурка медведя в профиль. Она изготовлена из тонкой (3—4 мм) пластинки коричневого, слегка просвечивающего кремня (рис. 57—1).
Контур изображения образован посредством двусторонней отжимной ретуши, фасетки которой покрывают с одной стороны всю площадь фигурки, а с противоположной располагаются по краю. Скульптор безукоризненно точно воспроизвел фигуру животного, соблюдая все пропорции. Массивная голова с торчащими ушами, выполненными в виде небольшого треугольного выступа, плавно переходит в характерное для медведей коренастое туловище. Впечатление полуоткрытой пасти достигается благодаря фасеткам, расположенным симметрично на обеих сторонах морды. Вытянутые передние и особенно задние лапы (контуры правых и левых лап сливаются) придают скульптуре динамичность. Мастер не упустил даже такой подробности, как плоская стопа, передав ее на задней ноге ровным отколом.
2. Стоянка № 11 — Поганый Куст. Находится вблизи стоянки № 5, в западной части Городолюбского озера, носящей название «Багон». Расположена на песчаном, покрытом ивняком островке, выступающем на поверхность при значительном понижении горизонта воды в водохранилище.
Подъемный материал составляют орудия макролитического вида, пластины с ретушью, скребки и фрагменты ямочно-гребенчатой керамики.
В 1937 г. здесь была найдена поделка длиной 7 см, предположительно отнесенная к фигурному кремню. Поделка изготовлена из тонкого отщепа коричневого, непрозрачного кремня, левый нижний угол отбит, в верхней части она завершается узким (длиной 20 мм и шириной 6 мм) выступом с тупым, слегка расширенным концом. Фигурка обработана по контуру отжимной, односторонней ретушью, не заходящей на плоскость, а выступ, трехгранный в сечении, — мелкой ретушью. Брюшко поделки — без обработки; сохранилась часть ударного бугорка. В широкой части спинки — округлая выщербина. Фигурка может быть интерпретирована как подвеска (рис. 57 — 2).
3. Стоянка № 13 — Федорова Будка. Находится на южном берегу острова Лисьи Горы, образовавшегося из дюнной гряды, окаймлявшей с севера Городолюбское озеро.
Кремневый инвентарь, исключительно богатый по разнообразию форм и типов, включает характерные для неолита орудия и фрагменты ямочной и ямочно-гребенчатой керамики. Шлифованные орудия единичны и составляют менее 1 % от общего количества.
На этой стоянке в 1937 г. найдена фигурка, изготовленная из отщепа светло-коричневого кремня. Она представляет собой натуралистически исполненное изображение рыбы. Контур туловища и хвостового оперения образован мелкой ретушью, фасетки которой в нижней хвостовой части заходят на брюшко. Голова, с выделенной на ней плоским сколом жаберной крышкой, и выступы, обозначающие грудные плавники, выполнены крупными сколами без дополнительной подправки отжимной ретушью. Длина фигурки — 6,8 см (рис. 57 — 3).
Издаваемые в настоящей публикации фигурки из кремня и по сопровождающему их инвентарю, и по технике обработки должны быть отнесены к последней стадии развитого неолита. Необходимо отметить, что в отличие от известных ранее кремневых культур с Мстинских неолитических стоянок, они передают изображение не в фас, а в профиль. Эта особенность вышневолоцких кремневых скульптур отмечена А. Я. Брюсовым. Он пишет: «Для Вышневолоцкого района характерны изображения рыб и натуралистические изображения медведя не в фас, как в Волосовском районе, а в профиль» 2.
К содержанию 67-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Notes: