Мы знаем уже, как враждебно относились друг к другу первобытные человеческие племена. Мы знаем, что они воевали между собою, и победители даже съедали своих убитых пли пленных врагов. Теперь, когда человек мог добыть себе более обеспеченное существование, ему уже не было необходимости съедать человека из другого племени. Мясную пищу ему доставляло в достаточном количестве его скотоводство, а пленный человек мог ему пригодиться для работы, которая доставляла теперь гораздо больше выгоды. В прежние времена человек едва мог поддержать свое собственное существование, а потому от его работы для других было мало выгоды. Теперь дело переменилось, и этих пленных заставляли работать на себя, обращали в рабов.
Рабы были из чужого племени, и их обыкновенно не считали даже людьми. Они работали наравне с домашними животными, и их не убивали только потому, что это для хозяйства было вредно. Но, если и случалось, что раб был убит, то это не считалось преступлением. Это установление рабства имело большое значение. Те народы, у которых оно являлось, т. е. наиболее сильные могли таким путем увеличить еще более свое богатство и власть. Все то, что добывал раб, брал себе этот народ и, таким образом, богател не только своими трудами, но и трудами своих рабов.
Особенно крупный пример развития рабства мы находим в древней Греции и Риме. Там дело дошло до того, что всякий труд добывания средств существования лежал почти исключительно на рабах. Высшие классы занимались только военным делом, чтобы держать своих рабов в повиновении, да различными „благородными“ занятиями: наукой, литературой, различными удовольствиями да зрелищами, для которых тоже служили рабы. Всякий другой труд считали рабским, позорным.
Конечно, не везде дело доходило до такого положения. Но там, где не существовало рабства, человечество развивалось значительно медленнее и не могло дойти до такой высокой степени культуры.
Однако, вернемся к нашему патриархальному роду. С появлением рабства внутри такого рода образовалась группа рабов, которые тоже принадлежали к нему, но не пользовались свободой, а находились под властью патриарха. Браки между свободными и рабами не допускались. Но этого не следует понимать так, что в действительности они совершенно не происходили. Они случались и даже довольно часто, но дети от такого брака не считались свободными и потому исключались из числа тех, кому принадлежало все имущество рода.