«Проблемная ситуация в современной археологии» | К следующей главе
Для выявления перспектив развития археологических исследований, и в частности изучения общественных структур, возникает настоятельная необходимость оценить с позиций современных научных требований осуществленные ранее разработки. Развитие археологического направления, связанного с социологической интерпретацией археологического материала, можно подразделить на три этапа. Первый связывается со становлением в 30-е гг. советской марксистской археологии. Второй — послевоенный этап — характеризуется относительно массовым проведением реконструкций общественных подразделений на материалах отдельных памятников или их групп. Третий начался в 60—70-е гг., его основное содержание — методологический анализ того огромного опыта, который накопила археология в изучении истории древних обществ (Генинг, 1983, с. 80—85).
Задача настоящего раздела — анализ исследований второго этапа, попытка осветить проблемную ситуацию, сложившуюся в сфере проведения реконструкций таких общественных структур, как семья, община, племя, союз племен, опирающихся на материалы поселений и жилищ.
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР
Одним из наиболее многочисленных памятников, выделяемых археологами, являются поселения и, соответственно, жилища. Они выступают в качестве важнейшего источника по изучению общественного строя древнего населения. Поселение определяется как «территория, вычлененная из окружающей среды в результате обитания на ней человеческого коллектива в течение более длительного времени, чем один сезон” (Массон, 1974, с. 6). Оно выступает некой целостностью во времени и пространстве, опосредуется окружающей средой и уровнем развития производительных сил населяющего его коллектива. Разные варианты поселений образуются благодаря различию экологических, экономических и социальных условий. Основным элементом поселения выступает жилище, но его социальная информативность не равнозначна информативности поселения, так как последнюю определяют «характер организации этих жилищ как частей единого организма и особые специфические черты, присущие этому организму как таковому (укрепления, святилища, места общих собраний, общие хранилища, производственные центры). В этом отношении поселения больше, чем жилища, отражают историю оставивших их обществ” (Массон, 1974, с. 5).
Сказанное выше определяет методологические основы по изучению поселений и жилищ в археологическом плане, которые сводятся к трем основным уровням исследования:
1. Конкретные сооружения. В качестве их компонентов выступают размеры, форма, внутреннее устройство, элементы оформления.
2. Планировка поселения (микроструктура). Компонентами являются конкретные сооружения различного типа (группы строений) , их количество и взаиморасположение.
3. Распределение одновременных поселений на конкретной территории (макроструктура). Анализируемый компонент — поселения (группы поселений), их взаиморасположение (Массон, 1976, с. 110-111,128-130).
Названные уровни, взятые в отдельности или все вместе, определяют лишь подход к исследованию конкретных археологических источников в соответствии с задачами социально-исторического характера, поскольку сами источники выступают лишь в качестве эмпирической базы для ее проведения.
Проведение социологических реконструкций предполагает наличие ряда условий. Первым и основным из них является знание исследователем общих закономерностей развития человеческого общества, его этапов и фаз, наличие общих теоретических представлений о реконструируемых социальных феноменах, которые затем в процессе реконструкции получают свое конкретное выражение. Для понимания реконструируемого общества, правильного соотношения его со шкалой исторической периодизации важнейшим условием является учет его системы хозяйства, так как ”это одна из тех особенностей первобытного общества, вне учета которых невозможно его понимание” (Кабо, 1979, с. 75). Хозяйственная деятельность и общественная жизнь в первобытном обществе переплетались значительно теснее, чем в последующие эпохи, что и определило специфику первобытнообщинной формации — слабую дифференциацию базисных и надстроечных явлений. В связи со слабой развитостью материально-технической основы первобытные общества сильно зависят от экологических условий, что
также необходимо учитывать при оценке системы хозяйства исследуемого общества.
Для проведения социальных реконструкций немаловажным источником являются палеодемографические методы исследования. В первую очередь это определение численности различных социальных единиц — семьи, общины, племени. Для подобного рода подсчетов обычно привлекаются и анализ археологических источников (по названным выше уровням), и этнографические, и палеоэкономические расчеты.
Необходимым источником для изучения общественных структур выступают данные этнографии. Как справедливо замечает В.Р. Кабо, этнографические свидетельства дают представление о строении и функционировании человеческого общества, тогда как археология обладает данными лишь о его каркасе (1972, с. 61). Одним из основных методов применения этнографических данных при изучении социальных явлений в первобытности является сравнительно-исторический метод, заключающийся в том, что «первобытное общество реконструируется путем сравнения со стадиально соответствующим ему настоящим отставших в своем развитии народов” (Першиц, 1979, с. 31). Привлекая к реконструкции какие-либо этнографические общества, представляется необходимым не учитывать индивидуальные признаки, присущие конкретному обществу и историческому моменту, а привлекать типичное, «отражающее общие закономерности определенной общественной формации”, т.е. «соотносить факты этнографии и археологии не по историко-хронологическим, а по историко-типологическим признакам” (Кабо, 1979, с. 65).
Как мы видим, проведение социальных исследований предполагает использование различных этнографических, экономических и демографических методов исследования. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Правильно избранные методы, степень их разработанности, непротиворечивые логические рассуждения, умение использовать общетеоретическую базу знания определяют степень доказательности проведенной реконструкции.
«Проблемная ситуация в современной археологии» | К следующей главе