К оглавлению учебника «Археология»
АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, ПЕРИОДЫ И КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ (от палеолита до раннего железного века)
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Абсида — полукруглый выступ у православного храма.
Агора — центр древнегреческого города, площадь и место собраний.
Акинак — скифский кинжал с двусторонним лезвием, перекрестием в виде крыльев и навершием в виде валика или стилизованных голов животных и хищных птиц.
Акрополь — цитадель, укрепленная часть древнегреческого города, расположенная на возвышенности, крепость, кремль в более позднее время.
Аллювий — древние наносы, перенесенные потоками воды, ветра.
Амулет — предмет, которому приписывают сверхъестественную способность защитить его владельца от злых сил.
Амфора — сосуд с двумя ручками и горловиной. Служила для хранения и перевозки масла и вина.
Ангоб — покрытие сосуда тонким слоем глины, наносимой на поверхность для сглаживания неровностей и придания изделию более эстетического вида, создания фона для нанесения орнамента.
Анималистическое искусство — изображения животных. Древнее искусство в большинстве своем анималистическое.
Антропогенез — учение о происхождении и развитии человека.
Антропоморфный (букв, человекообразный) — изображение каких-либо существ или животных, передающих форму, облик человека и имеющих черты животного или птицы.
Аридность, аридная зона, период — засушливая, степная территория с малым количеством осадков.
Артефакт — созданный человеком предмет, вещь.
Архантропы — древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды — питекантропы, синантропы).
Археологический комплекс — совокупность археологических объектов. Археологические комплексы бывают открытые и закрытые. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (клады, инвентарь погребений, вещи из неожиданно разрушенного жилища). Открытые комплексы формируются в течение длительного отрезка времени.
Ассимиляция — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев. В археологии — вытеснение признаков одной культуры другой.
Астрагал — позвонок, бабка, таранная кость. В археологии часто встречается в погребениях и на поселениях, начиная с энеолита.
Бармица — кольчужная или пластинчатая сетка, прикрепленная к шлему и свободно спадающая на плечи. Предназначена для защиты шеи воина.
Бифас — нижнепалеолитическая техника обработки галечных орудий труда ударами с двух сторон.
Венчик — верхний край сосуда, по форме различный: прямой, согнутый, валиковый, с утолщением и т. д.
Височное кольцо — украшения над висками, разнообразные по форме. Крепились к волосам, а также на лентах, шнурах, опоясывающих голову.
Вотивный предмет — сделанный специально для погребенного, положенный с погребенным.
Впускное погребение — совершенное в насыпи уже существовавшего кургана.
Вторичная обработка — вторичное скалывание или ретушь при изготовлении орудий из камня, придающая орудию его окончательный вид, после того как первичным скалыванием создается заготовка. I
Втульчатый — наконечник стрелы, копья или топор, имеющие отверстие для крепления на ручку, древко.
Галечная техника — древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из целого камня или гальки путем отбивки кусков камня с поверхности.
Галечные орудия — наиболее ранний и примитивный вид орудий. Сделаны из целой гальки техникой скола, характерны для раннего палеолита.
Гарпун — метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или двух сторон.
Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях и украшениях, делало керамику прочной, водонепроницаемой, декоративно оформленной.
Глинобитные — сделанные из глины стены жилищ, печи, площадки.
Гоминиды (от лат. Ьошо — человек) — семейство отряда приматов: человекообразные обезьяны, ископаемые и современные люди.
Гончарный круг — горизонтально вращающаяся площадка (круг) станка для изготовления глиняных сосудов. Гончар приводил его в движение рукой или ногами.
Горит — футляр из кожи и дерева для лука. Украшался металлическими или костяными пластинами с тиснением, рельефами.
Горловина сосуда — верхняя часть сосуда с венчиком и шейкой.
Горн — сложенная из камня, глины цилиндрическая камера с отверстием вверху и трубками внизу для поддувания воздуха. Предназначена для плавки (варки) железа.
Городище — древнее поселение на естественной возвышенности, укрепленное рвами и валами.
Гравет — верхнепалеолитическая техника обработки камня, по названию местности в Дордании (Франция). Изделия — небольшие острые.
Графити — фигуры, рисунки или надписи, прочерченные на поверхности: на скалах, стенах домов, на керамике.
Гребенчатый (орнамент) — орнамент, нанесенный на сосуд по сырой глине оттисками гребенчатого штампа.
Гривна — 1) шейное украшение из металла в виде обруча, гладкого или витого; 2) денежная единица в Древней Руси в виде слитка серебра.
Грифон — фантастическое существо в мифологии и искусстве, сочетающее в своем образе характерные особенности хищной птицы (клюв) и животного (хвост, лапы, туловище). Широко известен в искусстве скифской эпохи.
Грунтовая могила — могильная яма, вырытая в материке, овальной, четырехугольной или квадратной в плане формы.
Детинец — укрепленная часть древнерусского города, т. е. кремль. Располагался на высоком месте.
Диадема — головной убор в виде повязки, полосы из кожи, металла с украшениями; корона, изготовленная из драгоценного металла.
Дольмен — погребальное или культовое сооружение эпохи бронзы и раннего железа из огромных камней, накрытых сверху каменной плитой.
Доместикация — приручение, одомашнивание диких животных.
Дресва — толченый камень, добавлявшийся в глину в качестве отощителя при изготовлении керамической посуды. Придавал керамике прочность, предотвращал растрескивание.
Дромос — тоннель, прорытый под землей грабителями кургана или сделанный специально во время строительства погребального сооружения.
Дротик — короткое метательное копье; состоит из каменного, костяного или металлического наконечника, насаженного на древко.
Жальник — культовое или поминальное сооружение из камней.
Жертвенник — сооружение из камней, дерна, дерева; место, где приносились жертвы. В археологии жертвенники всегда связаны с природой или погребальными комплексами.
Звериный стиль — стилизованное изображение отдельных травоядных животных: оленей, баранов, козлов, лошадей и хищников, в основном из семейства кошачьих.
Землянка — распространенное в древности жилище, углубленное в землю, покрытое деревом.
Зернотерка — приспособление для ручного помола зерна. Состоит из двух камней: куранта — неподвижной части и терочника — круглого или продолговатого камня, которым терли.
Зернь — украшение по поверхности металла в виде напаянных мелких шариков.
Зиккурат — культовая башня, своеобразный религиозный центр, где совершали жертвоприношения, наблюдали за светилами.
Зооморфный — стилизованный под животное, часто определенного вида.
Идол — каменная или деревянная фигура, изображающая духа, мифологического или эпического персонажа, героя.
Изваяние — скульптурное изображение, статуя, идол.
Ингумация — захоронение умершего в яме, склепе.
Индоевропейцы — языковая семья эпохи энеолита, бронзы и раннего железа на территории Ближнего Востока, Индии, Ирана и степной Евразии.
Индустрия — в археологии приемы обработки камня, набор орудий определенного типа в эпоху камня.
Инкрустация — изготовление изделий путем вставок из другого материала (перламутра, мрамора, дерева и пр.) или драгоценных камней.
Интерстадиал — период более мягкого климата в ледниковую эпоху.
Каменная баба — изваяние, изображающее женщину или воина из камня. Оставлены тюрками, половцами, печенегами и другими кочевыми народами.
Камера погребальная — помещение для погребения со стенами, укрепленными деревянным срубом или каменными плитами.
Катакомба — специальное сооружение, подбой в землю в сторону внутри могильной ямы для совершения погребения.
Каури — раковина моллюска из Индийского океана, использовалось как украшение (подвески, нашивки), как предмет обмена с конца неолита и в последующие периоды в Евразии.
Квадрига — колесница, запряженная четырьмя лошадьми.
Кельт — металлическое, чаще бронзовое, орудие в виде полого клина, насаживалось на рукоятку, иногда снабжено ушками или отверстием для закрепления на рукоятке. Употреблялось как наконечник заступа, мотыги, тесла или топора в зависимости от способа крепления к ручке.
Кенотаф — ложное погребение, не содержавшее тела или праха умершего.
Керамика — общее название всех видов изделий из обожженной глины. По функциональному назначению она делится на производственную (тигли, льячки), бытовую и ритуальную. Различают лепную керамику, сделанную от руки, гончарную, сделанную с помощью гончарного круга.
Керексуры — сооружения из камней, поставленные вокруг курганов, каменные столбы или изваяния.
Кинжал — колюще-режущее оружие с коротким двусторонним лезвием, ручкой и перекрестием, отделяющим ручку от лезвия.
Клад — намеренно спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи; оружие, украшения, монеты.
Клевец — металлическое, чаще бронзовое оружие ближнего боя молотовидной формы с втулкой для насаживания на древко и заостренным бойком круглой или граненой формы в сечении и немного загнутым, как клюв (клевец), с прямым бойком — чекан.
Клектон — техника обработки камня. Разбивали камень и из отщепов неправильной формы изготовляли различные орудия. Распространена в период палеолита.
Кливер — каменное орудие нижнего палеолита, сделанное из нуклеуса или крупного отщепа. Близко ручному рубилу, имеет рабочую поверхность. Характерен для культуры ашеля.
Колесница — повозка на двух или четырех колесах. Древнейшие имели колеса-диски, более поздние — на спицах с втулкой. Появляется в энеолите.
Коллективное захоронение — в ряде культур многоразовое захоронение в склепе, погребальной камере с входом во внутрь. При раскопках таких камер встречается большое количество скелетов погребенных.
Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.
Комплекс — в археологии группа предметов, обнаруженных вместе на археологическом памятнике или группе родственных памятников.
Коньковые подвески — металлическое плоское украшение в виде двух головок животных на одной пластине, развернутых в разные стороны.
Копье — колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла в зависимости от эпохи, которой принадлежит.
Косарь — металлическое рубящее орудие. В отличие от серпа имел прямое лезвие. Предназначался для заготовки веток, грубой травы.
Костище — место большого скопления костей, обычно на жертвенниках. Типично для культур лесной зоны эпохи железного века и средневековья.
Костяк — археологический термин, то же, что и скелет.
Кратер — большая чаша для вина с двумя ручками в античную эпоху.
Кремация — сжигание тела умершего, трупосожжение.
Кресало — железный предмет для получения огня путем высекания искры при ударе о камень.
Крица — твердая губчатая масса железа с большим содержанием шлаков, полученная в результате сыродутного способа варки железа из руды в горнах.
Кроманьонец — человек верхнего палеолита Homo sapiens, назван по месту первой находки остатков скелета в Дордонии (Франция) в 1868 г.
Кромлех — отдельно стоящие крупные камни, в комплексе образующие круг.
Культурный слой — слой земли, образованный в результате жизнедеятельности людей. Включает остатки жилых и хозяйственных строений, предметы, отбросы. Слои различаются между собой по насыщенности и размерам. Содержат археологическую и хронологическую информацию.
Курант — подвижная часть зернотерки. Им растирали на плите злаки для получения муки, коренья, плоды, сушеную рыбу и т. д.
Курган — надмогильное сооружение из земли, дерна или камней.
Курганная культура — археологическая культура, выделенная по материалам раскопанных курганов, фактически часть археологической культуры. Такими первоначально были древнеямная, афанасьевская, тагарская и ряд других культур степной Евразии.
Курильница — изделие из камня или керамики для горящих углей, благовоний, небольших жертвоприношений.
Ладьевидный топор — каменный боевой или ритуальный топор в форме ладьи. Характерен для конца неолита и эпохи бронзы.
Леваллуа — двойная техника обработки камня: 1) скалывание овальных пластин с тщательно подготовленного нуклеуса (ядрица) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин и получение нужного орудия.
Лес — мелкие пылевидные частицы скальных пород, переносимые ветром и образующие отложения. С ними связаны некоторые памятники раннего палеолита.
Личина — схематичное изображение маски или человеческого стилизованного лица.
Лощило — инструмент для заглаживания изделий, поверхности сосудов.
Льячка — глиняная ложка (ковш) для разлива расплавленного металла в формы.
Макролиты — крупные, грубо оббитые каменные орудия.
Маски погребальные — накладывались на лицо погребенного. Их делали из терракота, металла, бересты, кожи и материи.
Меандр — орнамент в виде ломаной линии. Характерен для андроновской культурной общности. Назван по реке в Малой Азии, русло ее делает зигзагообразные повороты в каменистом грунте.
Мегалиты — древние сооружения из больших каменных блоков.
Менгиры — вертикально поставленные продолговатые каменные плиты, образующие ряды, иногда параллельные, длиной в несколько сотен метров («аллеи менгиров»). Связаны с погребальными, культовыми комплексами.
Меч — холодное колюще-рубящее оружие с обоюдоострым клинком.
Микролиты — мелкие каменные пластинки, как правило, в форме трапеции, сегмента, треугольника и др.; часто использовались как наконечники стрел и вкладыши в составных рыболовных крюках, гарпунах.
Могила — место погребения умерших: яма в грунте, яма, оборудованная деревянным срубом, выложенная камнем, и сооружение над ней типа кургана.
Могильник — комплекс погребений. Выделяют могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.
Мозаика — украшение пола или стен рисунками, выложенными камнем или цветным стеклом.
Мотыга — ручное орудие, состоящее из рукоятки и прикрепленного к ней каменного, костяного или металлического клина для рыхления земли.
Нарезной орнамент — встречается на керамике. Наносился на глину до обжига острым инструментом: ножом, шилом, проколкой.
Некрополь — античный могильник.
Ножевидные пластины — кремневые удлиненные пластины, полученные путем скалывания с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками, вкладышами для изготовления орудий. Обрабатывались вторично отжимной ретушью. Характерны для верхнего палеолита и мезолита.
Номадизм — кочевой тип хозяйства и соответствующий ему образ жизни, когда все общество вместе со скотом находится в постоянном движении, как правило, по степным и полупустынным территориям; к условиям приспособлен быт: повозка, легкое переносное жилье (юрта), минимальное количество посуды, вещей.
Нуклеус (букв, ядро, сердцевина) — специально обработанный камень, заготовка, с которой скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы — дисковидные (овальные) (эпоха мустье), пирамидальные, призматические (верхний палеолит), карандашевидные (мезолит).
Оббивка — техника обработки каменных орудий ударами отбойника.
Оленный камень — вытянутая каменная стелла, антропоморфная, с высеченными на поверхности стилизованными изображениями (обычно оленей). Были распространены в степной, лесостепной полосе Евразии в предскифскую и скифскую эпохи.
Орнамент — ритмично повторяющийся геометрический или другой стилизованный узор на каком-либо предмете. В археологии большое значение имеет орнамент на керамике. По технике нанесения выделяются расписной (рисованный), штампованный, нарезной, прочерченный орнаменты.
Оссуарий — вместилище для погребения человеческих останков (костей, пепла). Обычно круглый или четырехугольный глиняный, каменный сосуд с крышкой.
Остеологический материал — костный материал скелетов животных.
Острога — орудие для ловли рыбы, имеющее несколько костяных или металлических зазубренных наконечников.
Остроконечник — каменное вытянуто-треугольное орудие, сделанное из отщепа, крепилось на древко.
Отбойник — камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.
Отжимная ретушь — вторичная техника обработки каменных орудий, при которой отделялись мелкие чешуйки с лезвия каменной пластины при помощи костяных или каменных инструментов. Обычно встречается на ножевидных пластинах, наконечниках стрел и копий, проколках.
Отжимник — заостренная кость, использовавшаяся для отщепления мелких каменных фрагментов при обработке ножевидных пластин.
Отщеп — осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.
Охра — коричнево-красного цвета окись железа. Широко использовалась в археологические периоды как краситель.
Очаг — место для разведения открытого огня в жилище, определяется по наличию очажной ямы, глиняной вымостки, каменной выкладки, остаткам прожженного пятна, угля или изменению цвета земли.
Паипология — спорово-пыльцевой анализ в целях установления древней флоры.
Палаш — рубящеколющее оружие с прямым односторонним лезвием.
Палезоология — наука, изучающая костные остатки ископаемых животных.
Палеоантропы — обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.
Палеоботаника — наука, изучающая древнюю флору по остаткам пыльцы, семян в слоях почвы.
Палеопочвы — древние почвы, перекрытые другими, не почвенными слоями грунта.
Панцирные пластины — плоские железные (деревянные, керамические) пластины для защитного доспеха.
Пектораль — ювелирное украшение, которое носили на груди.
Петроглифы — рисунки, изображения на каменных плитах, скалах; более правильный термин — наскальное искусство.
Тесло — тяжелый инструмент, изготавливался из камня и металла. Лезвие у тесла составляет прямой угол с рукоятью.
Тигель — сосуд из огнеупорной глины, в котором плавили металл, стекло.
Типология — в археологии основной метод первичной процедуры распределения изделий, предметов по группам, типам, функциональному назначению и хронологии.
Торевтика — ручная рельефная обработка художественных изделий из металла — тиснение, чеканка. Торевтикой называют и сами изделия — металлическую посуду, наборные пояса и т. п.
Традиция — в археологии связь, устойчивые элементы культуры, типов памятников и предметов с предшествующей культурой.
Трансгрессия — движение суши, изменение рельефа, уровня Мирового океана. Связано с большими природными катаклизмами в истории земли: вулканической деятельностью, образованием материков, горных систем, рек, таянием ледников.
Трепанация — вскрытие черепа человека или животного, возможно, с ритуальной целью, в древности.
Тризна — пиршество в память умершего, то же, что и поминальный обряд, поминки.
Тулово сосуда — основная часть сосуда, имевшая овальную, круглую, яйцевидную, кубковидную или другие формы.
Ударная площадка — поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.
Удила — деталь конской сбруи, вставляются в рот животного, предназначены для управления конем. Известны сухожильные, бронзовые, железные удила. Состояли из одного или двух звеньев.
Унифас — техника односторонней обработки макролитов.
Урна — крупный сосуд без ручек, использовавшийся при погребении праха по обряду кремации.
Фалар — металлическая бляха на конском снаряжении, помещавшаяся на груди лошади, обычно круглая, орнаментированная.
Фибула — декоративная булавка, использовалась как застежка ниспадающей одежды. Известна с эпохи бронзы.
Филигрань — художественное ювелирное украшение изделия в виде кружева, плетенного из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.
Форма литейная — приспособление из глины или металла для изготовления металлических предметов путем отливки. Бывают односторонние плоские, двусторонние составные и сложные, состоящие из нескольких разъемных частей.
Фреска — роспись стены водяными красками по сырой штукатурке.
Хум — большой сосуд для хранения припасов.
Хтонический — потусторонний, принадлежащий к подземному, «нижнему» миру.
Царские курганы — большие по размерам насыпи, архитектурные сооружения из земли, дерна, камня, дерева в степной Евразии эпохи бронзы и раннего железа. Под ними расположены обширные погребальные камеры, в которых погребенные отмечены богатством убранства, золотыми предметами.
Циклопическое сооружение — крупное мегалитическое сооружение.
Циста — каменное сооружение из плит в виде ящика для захоронения.
Чеканка — рельефное изображение на листовом металле, нанесенное ударами заостренного предмета или специальным молотком.
Черепица — керамическая фигурная пластинка для кровельного настила.
Черешок — узкий выступ в основании орудия (наконечника стрелы, дротика) для закрепления его на древке.
Чоппер — крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.
Чоппинг — крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.
Шлем — головной убор воина: открытый — без забрала, закрытый — с забралом, защищающим лицо от удара.
Шлифование — обработка поверхности и лезвия каменных топоров, тесел с помощью абразивных инструментов и кожи.
Шнуровой орнамент — орнамент в виде оттиска шнура или имитации шнура на сосуде.
Штампованный орнамент — сочетание разнообразных фигур-штампов, нанесенных по сырой глине специальным орудием — штампом, обычно в виде зубцов гребенки.
Эволюция — развитие, постепенное изменение в природе и обществе; в археологии — развитие эпох, археологических культур, предметов.
Экстенсивное скотоводство — тип скотоводства, основанный на постоянном увеличении количества скота, расширении пастбищ. Экстенсивное скотоводство привело к номадизму, т. е. подчинению быта постоянному кочеванию.
Эмаль — стеклообразное покрытие, наносимое на металлическое изделие и закрепляемое обжигом, то же — финифть. Эмали бывают выемчатые, перегородчатые и др.
Эпипалеолит — пережиточный палеолит. В ряде мест в мезолите и даже раннем неолите обнаруживаются архаичные, характерные для палеолита изделия и приемы их изготовления, характерные для палеолита.
Ямочно-гребенчатый орнамент — орнамент, состоящий из чередования оттисков гребенчатого штампа и углублений, ямок.
К оглавлению учебника «Археология»