К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе
Северо-Запад Европейской части России, от Чудского озера до слияния Мологи с Волгой, от Ладожского озера и Финского залива — до Западной Двины, то есть в пределах восточноевропейского водного бассейна Балтийского моря, на протяжении тысячелетий выступает как место соприкосновения каких-то двух неясных, но устойчивых, древних и, видимо, родственных этнокультурных массивов (Лебедев 1982а: 26-41). Граница между ними проходит с севера на юг примерно по линии Волхов-Ловать, иногда смещаясь несколько восточнее или западнее (рис. 132). От неолита до «эпохи сопок и длинных курганов» (третья четверть I тыс. н. э.) сохраняется неоднородность этого региона, и лишь после середины I тыс. появляются некоторые тенденции к интеграции (рис. 133).
В VIII—IX вв. облик археологических памятников меняется: в длинных курганах, а особенно — в сопках исчезают элементы дославянской традиции в обряде и металлическом уборе. Распространяются городища, материальная культура которых по ряду характеристик (домостроительство, фортификация, лепная керамика, костяные и железные изделия) близка славянским культурам южного побережья Балтики и отлична от днепровских славянских памятников — культур луки-райковецкой и роменско-боршевской(рис. 134,135). Облик этой «городищенской культуры Северо-Запада» подтверждает предположение выдающегося археолога-слависта И. И. Ляпушкина (1904-1968) о первоначальном членении славянства на южную и северную группы (предшествующем делению на восточных, западных и южных славян) и о существовании в VIII—IX вв. особой северославянской культурно-исторической зоны (Ляпушкин 19686: 14-19; Lebedev 1982: 237), куда наряду со славянами Западной Балтики, Поморья входили и словене ильменские (возможно, также основавшие Полоцк в кривичском Подвинье). С формированием этой зоны, по-видимому, и связано освоение славянами русского Северо-Запада (см. рис. 135).
[adsense]
Последовательность освоения славянами территории Северо-Запада восстанавливается по данным топонимики. Наиболее ранние, архаичные славянские названия на -гост, -гощ концентрируются поблизости от Новгорода, в западном и юго-западном Приильменье, очерчивая ядро первоначальной «племенной территории» ильменских словен (Микляев 1981: 51). Дальнейший рост этого этнополитического образования можно проследить по распространению топонимов «Межа», «Межно», «Межник» (Алексеев 1968: 245-250). Ближайшие к Новгороду и ильменскому Поозерью рубежи проходят несколько восточнее Волхова-Ловати, а на западе не доходят до Чудского и Псковского озер: затем прослеживается рост территории как на западе, так и на востоке, где новые границы охватывают Помосгье и Приладожье.
Первоначальная, ограниченная названиями «Межа», территория, где заключено и скопление архаичных славянских топонимов, полностью перекрывает слабозаселенное (вплоть до 1 тыс. н. э.) пограничье между древними этнокультурными массивами, из которых западный, вероятно, относился к прибалтийско-финскому, а восточный — к волжско-финскому населению. Эта «граничная» территория, порой пустовавшая на протяжении тысячелетий (с раннего неолита), в первую очередь была занята славянскими поселенцами, продвигавшимися с Балтийско-Черноморско-Каспийкого водораздела на Русской равнине по древнему «Серегерьскому пути» (Булкин, Герд 1999: 251-253, 258-265) и не позднее последней четверти I тыс. н. э. стала основой первичного «племенного княжения» словен ильменских с центром в Новгороде. Первоначальная граница этой «земли словен» на северо-западе проходила, по-видимому, по правому притоку р. Луги — р. Оредеж. Исследованное здесь городище Надбелье, с материалами «первого периода восточного серебра» (сасанидская драхма) и бронзовой подвеской, отлитой в одной из литейных форм, найденных в Бирке, свидетельствуют о включении славянского населения в торговые связи Скандобалтики с исламским миром уже на этом раннем этапе (Кузьмин 1998: 8-15). Особый интерес представляет еще один район, очерченный топонимами «Межа», в среднем течении Западной Двины. Здесь находится Полоцк, который, если буквально следовать тексту «Повести временных лет», изначально также относился к числу «княжений» словен (Мачинский 1982: 15).
Ранние формы вещей, характерные для погребальных памятников VI—VII вв. и относящиеся к дославянской традиции, в VIII-IX вв. вытесняются новыми формами, входящими в славянский культурный комплекс, представленный на сельских поселениях и в ранних слоях городищ IX—XIII вв.
[adsense]
Новые границы с топонимами «Межа» отразили рост раннегосударственной территории на восток и запад от Ильменя в ІХ-ХІ вв., в глубь областей расселения прибалтийско-финских и волжско-финских племен. Походы Ольги в 947 г. на Мету, Лугу и затем ко Пскову, основание при Ярославе Мудром (вероятнее всего, между 1024-1030 гг.) на окраине Волго-Окского междуречья Ярославля, а в восточной Эстонии — Юрьева зафиксировали административную структуру и внешние границы Верхней Руси. Завершился процесс формирования основной территории Новгородской земли и начальный этап ее развития, когда Северо-Запад Руси вместе со всей «северославянской культурной зоной» входил в состав Балтийского культурного сообщества (рис. 136): находившиеся в этом своеобразном междуэтническом объединении торговые города и центры славян и скандинавов, фризов и немцев, балтов и финнов в VIII—XI вв., связанные общими экономическими интересами и культурными нормами, стали на какое-то время в своих обществах инициаторами динамичных и глубоких социально-экономических и культурных преобразований (Лебедев 1981: 26; Herrmann 1983: 96—112).
К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе