Православие, старообрядчество, сектантство

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Официальной и наиболее распространенной религией изучаемых нами народов было до революции православие, которое и сейчас насчитывает наибольшее число последователей. Христианство в греко-православной форме распространилось на Руси, как известно, еще с X в., и с тех пор обычно рассматривалось как национальная религия русского народа (выражения «православная Русь», «православный наш народ», «православный царь» и т. п.). Царское правительство поддерживало православную церковь, видя в ней свою надежную опору. За выполнением обрядов православной церкви следила администрация, догматам ее обучали во всех школах, уклонение от православия, а особенно «совращение» рассматривалось как уголовное преступление и жестоко наказывалось. Церковь была превращена в своего рода духовную жандармерию. Попы — «чиновники в рясах» — были обязаны следить за настроениями верующих через исповедь и иными способами. Эта казенная церковь стала предметом ненависти всех передовых мыслящих людей в нашей стране.

При господстве религиозной идеологии в прошлом разные оппозиционные течения тоже нередко принимали религиозную форму. Очень широко распространены среди народа из таких оппозиционных религиозных движений — старообрядчество
(«раскол») и сектантство. Старообрядчество, возникшее как протест против церковно-административной реформы патриарха Никона в середине XVII в., распространилось среди широких масс и городского и сельского населения, особенно в северных областях, где и удерживалось, несмотря на жестокие правительственные преследования (особенно при царе Алексее, при Петре I, позже при Николае I), в Заволжье, на Урале, в Олонецком крае; старообрядцы живут и в других областях, рессеянными группами среди православных. Они делятся на ряд толков:, «поповцы» — имеющие священников, рукоположенных главным образом зарубежными епископами («австрийское согласие», «белокриницкая иерархия»), «беглопоповцы», «беспоповцы» — последние в свою очередь распадаются на различные толки и общины. Всех старообрядцев характеризовала до последнего времени необычайная замкнутость, фанатичная вражда к «мирским», или «никонианам», т. е. к приверженцам официальной церкви, тщательное избегание всякого общения с ними, особенно через посуду, изуверски нетерпимое отношение к светским удовольствиям, курению табака, наконец, вера в скорое пришествие антихриста. Пережитки этой замкнутости и фанатизма сохраняются и поныне в отдельных старообрядческих группах, особенно, конечно, среди старшего поколения.

Другие оппозиционно-настроенные группы населения примыкали к различным сектам. Если старообрядчество распространено больше среди северновеликорусского населения, то секты более сосредоточены на юге, в значительной мере среди украинцев. Они отражали настроения более передовых общественных групп, частью сельской и торговой буржуазии. В России были известны довольно разнообразные секты, одни из них возникли еще в XVIII в., другие позже. В старой литературе принято было делить секты на две группы: секты рационалистические и мистические; но это деление очень неточно. Наиболее известные из «мистических» сект: хлысты — изуверская секта, члены которой устраивали «радения» с исступленными плясками, с самобичеванием и пр.; скопцы — уродовавшие себя и всех вступавших в секту для избежания «плотского греха». К «рационалистической» группе относятся: духоборы, баптисты, евангелисты, штундисты, молокане, отвергающие церковную обрядность и иерархию, ставящие идеал простой и благочестивой жизни. Все эти секты отражали в той или иной мере стихийную тягу крестьянства к свободному капиталистическому развитию, вражду его к самодержавно-крепостническому государству и к казенной церкви, а частью (как у духоборов) приверженность к общинному укладу быта. Но к революционному движению они относились резко враждебно и мешали развитию среди своих членов политической сознательности. В годы Советской власти главари сект нередко занимались контрреволюционной деятельностью. Свой авторитет среди верующих они использовали в своих политических или корыстных целях.

Советская власть, отделив церковь от государства, а от церкви отделив школьное обучение, предоставила верующим всех вероисповеданий и сект свободу религиозных убеждений и отправления культа. Всякий элемент принуждения здесь отпал. Но по мере роста общей культурности населения все более широкие слои рабочего класса и колхозного крестьянства, не говоря уже об интеллигенции, отходят от религии.

В этот день:

Дни смерти
1969 Умер Пётр Петрович Ефименко — российский и советский археолог, исследователь палеолита.
1985 Умерла Гертруда Катон-Томпсон — исследовательница доисторической эпохи Зимбабве, Йемена, египтолог.
2002 Умер Тур Хейердал — норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 05.01.2019 — 01:00

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014