Поведенческая культура и хозяйственный уклад этих народов

Культура поведения северных и сибирских народов имеет много общих черт и в то же время отличается разнообразием. Многочисленные коренные народы региона на протяжении веков проживания в различных природных зонах создали разные хозяйственно-культурные системы и соответствующие им модели образа жизни.

Обские угры — ханты и манси, — а также селькупы и кеты относятся в большинстве своем к хозяйственно-культурному типу относительно оседлых рыболовов бассейна больших рек, хотя им не чуждо и занятие оленеводством и охотой. Их соседи — ненцы и энцы — занимаются разведением северного оленя; нганасаны, живущие на полуострове Таймыр, — преимущественно охотой на дикого оленя, хотя с некоторых пор и содержат домашних оленей. Оленеводами тундры считаются чукчи и коряки крайнего Северо-востока страны. Оленей разводят для верховой езды таежные охотники эвенки, расселенные на огромных пространствах от Енисея до Охотского моря, и родственные им эвены, а также тофалары и северные тувинцы, кочующие по горам Алтая и Саян. Рыболовство — главное занятие малочисленных народов, живущих по низовью Амура, — нанайцев, а нивхи — охотники на морского зверя и рыболовы, так же как и береговые чукчи, коряки и эскимосы.

[adsense]

Образ жизни охотников, рыболовов и оленеводов настолько тесно связан с хрупкими экосистемами тундры и тайги, что человек в их сознании не отделяется от природы. Это обстоятельство объясняет, почему в системе морально-нравственных ценностей и, соответственно, в поведенческих нормах объекты природы (животные, растения, реки, озера и т. п.) фигурируют наравне с человеком. При этом степень взаимопроникновения культуры и природы выше у охотников и оленеводов, чем у их южных соседей — обитателей степной и лесостепной зоны (алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятов, а также якутов), которые в большинстве своем в недалеком прошлом были кочевниками-скотоводами. Указанные этносы — самые северные коневоды и содержатели крупного рогатого скота в мире.

Общие черты поведенческой культуры народов рассматриваемого региона можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, у большинства народов региона общие генетические корни, проявляющиеся в антропологических чертах и особенно наглядно в родстве языков, объединяемых на этом основании в языковые семьи — уральскую (ханты, манси, ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) и алтайскую (алтайцы, шорцы, тувинцы, хакасы, долганы, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, ороки, орочи, негидальцы и др.). Во-вторых, многие народы Севера пришли на территорию своего нынешнего обитания из более южных районов в сравнительно недалеком прошлом — от рубежа н. э, до начала II тысячелетия (некоторые группы хантов и манси, селькупы, долганцы, якуты, эвенки, эвены) и сохранили элементы культуры, восходящие к общим со всеми южными соседями основаниям. В-третьих, при всей разности в хозяйственном укладе, темпах исторического развития малочисленные народы Севера и их более многочисленные и сильные южные соседи никогда не были изолированы друг от друга. Между ними поддерживались торговые, соседские, брачные связи, что не могло не привести к формированию общих черт культуры вообще и поведенческой культуры в частности.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему возникла необходимость выделить в отдельную группу «коренные народы»?
2. Какие этносы относятся к коренным?
3. Раскройте содержание терминов «абориген» и «автохтоны».
4. Какие коренные народы Америки и Австралии Вы знаете?
5. Какие этносы считаются коренными малочисленными?
6. Где в России в основном живут коренные малочисленные народы?
7. Что Вы знаете о коренных малочисленных народах Севера и Дальнего Востока России?
8. Какое у Вас мнение по поводу резерваций в Америке, Австралии?
9. Как защищены права коренных народов в Российской Федерации?
10. Как, по Вашему, лучше решать проблемы малочисленных народов России?

Литература

1. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М., 1987.
2. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество — это народы. — М., 1990.
3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. — М., 1995.
4. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. — М., 1996.
5. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
6. Народы России. Энциклопедия. — М., 1994.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997.
9. Что нужно знать о народах России. — М., 1999.
10. Экология американских индейцев и эскимосов: проблемы индеанистики. — М., 1988.
11. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 21.02.2015 — 10:45

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014