К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»
1. Проблема миграций зачастую встает при невозможности проследить непосредственную генетическую преемственность каких-либо культур с предшествующими, что чаще всего происходит в переходный период (от неолита к бронзовому веку, от бронзового века к железному), хотя переходное время далеко не всегда выделяется в особый период.
Попытаемся проследить некоторые процессы, происходящие в переходный период от бронзового века, к железному в лесостепном Прииртышье. В данном случае мы являемся сторонниками выделения переходного времени от бронзового века к железному в особый археологический период, который применительно для леоостепного Прииртышья охватывает хронологический промежуток между культурами поздней бронзы (ирменской, сузгунской) и саргатской культуры раннего железного века. Крупных миграций, не вызывающих особых споров у исследователей для этой территории во II-I тыс. до н.э.; было немного: миграция части андроновского (федоровского) населения на север в период развитой бронзы, проникновение крестового орнамента из лесной зоны в лесостепь и, видимо, продвижение части ирменского населения в Прииртышье из Новосибирского Приобья или Барабы. Предположения о миграциях других культур в эпоху бронзы и раннего железа в Прииртышье остаются весьма спорными. Возможно, такое положение сохраняется в силу недостаточной определенности форм проявления миграции в археологических материалах. Зачастую не проводятся различия между формами проявления миграций и эпохальными явлениями, а также признаками культурных связей.
[adsense]
2. Переходный период от бронзового века к железному — это «сложный и достаточно длительный процесс, сопровождающийся затуханием или трансформацией многих элементов культур эпохи бронзы и становлением и упрочением признаков и черт, характерных для культур железного вока» (Косарев М.Ф., 1981, с. 189). Резкого революционного скачка в развитии производительных сил в этот период не наблюдается. Такой скачок происходит, видимо, позднее — в начале раннего железного века, когда в лесостепном Прииртышье появляется яркая, самобытная саргатская культура с уже сложившимися прочными традициями в материальной культуре, погребальном обряде, с относительно высокоразвитой экономикой. Переходный период, скорее всего, отражает нестабильное состояние развития обществ, которое, судя по материалам, начинается еще в эпоху поздней бронзы. Так, ирменская культура в Прииртышье не дает нам столь ярких комплексов, характерных для нее в Приобье. До сих пор здесь неизвестно ни одного ирменского могильника, как, впрочем, не известен погребальный обряд ни одной из культур переходного времени. Общества этого периода, в том числе и ирменцы в Прииртышье, вынуждены были отказаться от непроизводительного расходования производительных сил, то есть от создания монументальных погребальных сооружений. Этому, видимо, не противоречила ситуация в области социальных отношений.
3. Для культур переходного периода лесостепного Прииртышья, в частности, для одной из наиболее ярких — красноозерской — в экономическом отношении характерно преобладание присваивающих видов хозяйства. Вероятно, в это время застой в развитии производительных сил совпадал с экологическими изменениями, и должен был вызвать и кризис социальных отношений. Возможно, в силу именно этих обстоятельств, смогли проникнуть в лесостепь, сохраняя свои черты, и войти затем, пусть даже незначительным компонентом, в новые культуры носители крестового орнамента, обладателя присваивающих форм хозяйства, стоящие на более низкой ступени развития по сравнению с лесостепными культурами поздней бронзы.
4. В переходный период нарушаются те внутренние связи, которые удерживали единство культур на протяжении веков. Следует заметить, что в лесостепи Западной Сибири практически ни одна культура поздней бронзы не перешла непосредственно в эпоху раннего железа. Именно в этот период все яркие культуры поздней бронзы распадаются как культуры археологические.
5. Переходный период в Прииртышье характеризуется крайней нестабильностью и, видимо, массовыми подвижками мелких групп населения. Только на территории лесостепного междуречья Ишима и Иртыша образуется в этот период ряд культур (начиная от красноозерской, объединяющей группу памятников, и кончая большеложской, представленной одним поселением), исторические судьбы которых с появлением саргатской культуры раннего железного века становятся неясными, если принять положение о миграции саргатской культуры в Прииртышье (с запада или с востока).
В то же время, на данном этапе изучения, мы не можем проследить непосредственную генетическую преемственность саргатской культуры ни с одной из культур поздней бронзы. С другой стороны, в лесостепи мы не имеем также и такого района, где бы на небольшой территории эта культура сформировалась и затем распространилась на огромное пространство. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что на западе, рядом с саргатской культурой, одновременно и столь же «внезапно» возникает родственная ей, даже в орнаментации посуды, так называемая гороховская культура. Такое сходство культур и их параллельное развитие должно подразумевать и их общую или родственную основу формирования.
6. В процессе довольно активного смешения различных групп населения в переходный период в лесостепном Прииртышье, видимо, происходит нивелировка разнокультурных черт.
Нельзя забывать и еще об одном объединяющем и нивелирующем факторе: еще в эпоху бронзы появление культур карасукского круга ознаменовало включение лесостепи Западной Сибири в единый процесс хозяйственного развития. Такое единство особенно отчетливо прослеживается у лесостепных культур в эпоху раннего железа. В переходный период даже лесные группы населения, проникавшие в лесостепь должны были, и в конечном счете включались в этот процесс.
В результате нивелировки разнокультурных признаков и формирования новых черт, общих для населения лесостепи, с едиными, или сходными формами хозяйства, создавалась потенциальная основа для формирования на большой территории мощных археологических культур при сочетании благоприятных условий (экономических, экологических). Тем более, что основными, доминирующими компонентами явились, скорее всего, андроноидные трансформированные культуры эпохи поздней бронзы.
7. Появление новых культур в начале исторических эпох, генетически непосредственно не связанных с какой-либо одной предшествующей культурой, и уход с исторической арены археологических культур, не имеющих прямого эволюционного продолжения, отнюдь не всегда должны связываться с миграциями.
Многие вопросы происхождения культур раннего железного века и судьбы культур поздней бронзы должны решиться в результате всестороннего изучения переходного периода, который следует выделять в особый археологический период.