ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ, ИЗВЕСТНЫХ ТОЛЬКО ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ

В настоящий перечень включены памятники, известные по письменным источникам, но до сих пор не обнаруженные. Перечень не претендует на полноту, поскольку в письменных источниках далеко не всегда отмечено, из какого материала построено здание. Естественно, что многие упомянутые в летописях постройки могли быть деревянными, поэтому в перечень внесены лишь такие памятники, которые на основании текста или косвенных данных можно с достаточной уверенностью или хотя бы предположительно считать каменными или кирпичными.

Возможно, что некоторые памятники перечня совпадают с памятниками, включенными в основной каталог. Так, например, весьма вероятно, что киевская церковь на Вознесенском спуске (№ 20) является той церковью Василия на Новом дворе, которая упомянута в летописи под 1197 г. (№ 210), а фундаментные рвы церкви на усадьбе Художественного института (№ 22) или руины в Кияновском переулке (№ 23) — остатки церкви Симеона в Копыревом конце (№ 209). Руины храмов, обнаруженных в Киеве на Подоле (№ 26, 26а и 27), очевидно, связаны с известными по летописям Новгородской и Туровой божницами (№ 207 и 208). Точно так же, вполне возможно, что здание, раскопанное близ Васильевской церкви во Владимире-Волынском (№ 184), представляет собой церковь Дмитрия, о росписи которой упоминает летописец (№ 242); такое предположение тем более вероятно, поскольку тщательные археологические разведки не обнаружили во Владимире-Волынском никакого другого памятника, который можно было бы связать с церковью Дмитрия. Среди храмов, открытых в Переяславе-Хмельницком, видимо, имеется и тот, который известен в летописи под названием церкви Иоанновского монастыря (№ 214), а церковь, раскопанную на площади Воссоединения (№ 50), сопоставляют со сведениями летописи о постройке Мономахом церкви Богородицы на княжеском дворе (№ 213). Среди храмов, выявленных в Полоцке, очевидно, находятся 2 церкви Богородицы (старая и новая), известные по упоминаниям в летописях и из Жития Евфросиньи (№ 238). Церковь Спаса в окрестностях Галича (№ 193) обычно сопоставляют с дворцовой церковью, отмеченной в летописи под 1152 г. (№ 246), и т. д.

Перечень является естественным дополнением к каталогу, и поэтому; нумерация памятников в них общая. Несомненно, что данный перечень, и особенно его соотношение с каталогом, будет уточняться в процессе дальнейших исследований.

Памятники перечислены в соответствии с географическим принципом, принятым для каталога, а в пределах каждого крупного строительного центра — в хронологическом порядке упоминания в письменных источниках.

[adsense]

203. Киев. Терем. Описывая под 945 г. события, связанные со смертью Игоря, летописец отметил в Киеве «над горою двор теремный, бе бо ту терем камен» [ПВЛ, 6453].

204. Киев. Церковь Андреевского Янчина монастыря. В 1086 г. «Всеволод заложи церковь святаго Андрея. . .створи у церкви тоя манастырь, в нем же пострижеся дщи его девою, именемь Янька» [ИЛ, 6594]. В 1105 г. «увалися верх святого Андрея» [ИЛ, 6613], но собор продолжал функционировать, так как в 1111 и 1112 гг. здесь хоронили княгинь. Освящение храма состоялось в 1131 г.; «Священа бысть церкви святаго Андрея Янчина манастыря» [ИЛ, 6639]. Монастырь, по-видимому, находился в центральной части древнего Киева [Толочко П. П. Історична топографія стародавнього Киева. Київ, 1972, с. 109].

205. Киев. Трапезная Печерского монастыря. В 1108 г. «и тряпезницю кончаша Печерьскаго ма¬настыря. . .юже заложи повеленьемъ Глебовом, иже ю и стяжа» [ИЛ, 6616]. В 1110 г. при описании чуда в Печерском монастыре летописец отметил, что огненный столп «ста на тряпезници камяней, яко не видити креста бяше» [ИЛ, 6618].

206. Киев. Церковь Иоанна. В 1121 г. «заложи церкви святаго Ивана в Копыреве конци» [ИЛ, 6629].

207. Киев. Турова божница. Под 1146 г. в летописи отмечено, что «скупишася вся кияне у Туровы божьнице» [ИЛ, 6654]. Церковь эта находилась на Подоле. Стоявшая на предполагаемом месте древнего храма более поздняя церковь называлась Борисоглебской, что, вероятно, соответствует древнему названию [Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961, т. 2, с. 268, прим.]

208. Киев. Новгородская божница. При описании киевских событий 1147 г. летописец упомянул о том, что тело убитого Игоря Ольговича понесли «в церковь святого Михаила, в Новгородьскую божницю», находившуюся на Подоле [ЛЛ, 6655].

209. Киев. Монастырь Симеона. Под 1147 г. летописец отметил, что тело убитого Игоря Ольговича перевезли «на конець града, в манастырь святому Семеону, бе бо манастырь отца его и деда его Святослава» [ИЛ, 6655]. Монастырь этот упоминается также в 1150 и 1162 гг., причем указано, что он находился в Копыревом конце древнего Киева.

210. Киев. Церковь Василия. В 1197 г. «созда великыи боголюбивыи князь Рюрик церковь святого Василья во имя свое в Кыеве на Новом дворе» [ИЛ, 6705].

211. Киев. Церковь Воздвиженья. По сообщению И. Гизеля (середина XVII в.), основанному, по-видимому, на каких-то более древних сведениях, князь Мстислав Мстиславич был похоронен «в Киеве в церкви честнаго креста господня, юже созда лета от рождества Христова 1212» [Киевский Синопсис. Киев, 1836, с. 121]. Церковь эта находилась в центральной части древнего Киева, близ более поздней Андреевской церкви. Уже до начала XVI в. церковь разрушилась и на ее месте была построена деревянная церковь, просуществовавшая до начала XVIII в. [Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 473—476; Го¬лубев С. О древней Воздвиженской церкви в Киеве. — Тр. Киев, духов, акад., 1904, кн. 12, с. 668— 692].

212. Лучин. Церковь Михаила. В 1173 г. в городе Лучине у князя Рюрика Ростиславича родился сын, «и поставиша на томь месте церковь святого Михаила» [ИЛ, 6681; о локализации Лучина см.: Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980, с. 166].

213. Переяславль. Церковь Богородицы. В 1098 г. «заложи Володимер церковь камяну святое Богородице Переяславли на княже дворе» [ИЛ, 6606].

214. Переяславль. Монастырь Иоанна. В 1146 г. князя Игоря Ольговича заключили «в поруб в манастыре у святого Иоана», в Переяславле [ЛЛ, 6654].

215. Путивль. Церковь Вознесения. При взятии Путивля в 1146 г. «и церковь святаго Възнесения всю облупиша» [ИЛ, 6654].

216. Новгород-Северский. Николаевская церковь. При разборке в XVIII в. каменной Николаевской церкви под ее основанием якобы был найден камень, на котором указано, что церковь заложена в 1086 г.

В 1760 г. на этом месте построили деревянную церковь [Чернигов, губ. вед., 1853, № 1, ч. неофиц., с. 7].

217. Владимир. Серебряные ворота. В некрологе Андрею Боголюбскому летописец, перечисляя постройки, созданные этим князем, сообщает: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота Златая доспе, а другая серебром учини» [ИЛ, 6683 — 1175 г.]. В рассказе о погребении князя Андрея вновь упомянуты «Серебряная ворота» [там же]. Вероятно, именно эти ворота в более поздних источниках названы Андреевскими [Воронин Н. Н. Социальная топография Владимира XII—XIII вв. и «чертеж» 1715 г. — СА, 1946, т. 8, с. 158]. Ворота были расположены с восточной стороны укреплений древнего города [о местоположении ворот см.: Дудорова Л. В. Новые данные о местонахождении древних ворот в древнем городе Владимире. — СА, 1980, № 4, с. 283].

218. Владимир. Церковь Воздвижения креста. В 1218 г. «заложи церковь камену на Торговищи в Володимери Въздвиженье креста честнаго, того же лета и свершена бысть, и священа семтября в 14 день» [ЛЛ, 6726].

219. Владимир (?). Церковь Благовещения. В 1227 г. князь Василько Константинович венчался «в церкви святыя Богородица Благовещенья» [ЛЛ, 6735]. В летописи не указано, в каком городе находилась церковь; наиболее вероятно — во Владимире, по не исключена возможность, что это черниговская Благовещенская церковь (№ 60), поскольку невеста Василька была дочерью черниговского князя.

220. Новгород. Церковь Иоакима и Анны. Под 989 г. в Новгородской 3-й летописи отмечено: «Постави. . .первую церковь каменную богоотец Иоакима и Анны; в той же церкви и служиша до Софии» [ПСРЛ, III, 6497]. Говоря о строительстве Софийского собора под 1045 г., летописец вновь упоминает: «… а в то время служили во храме святых праведных богоотец Иоакима и Анны» [ПСРЛ, III, 6553]. Сведения эти крайне сомнительны, так как они отсутствуют во всех более древних и более достоверных летописях.

221. Новгород. Трапезная в Антониевом монастыре. В 1127 г. «обложи игумен Антонии в Новегороде тряпезницю камену» [НПЛ, 6635; в других вариантах — «трапезницу», «трьпезницю»]. В Новгородской 3-й летописи это событие записано под ИЗО г.: «В Великом Новеграде в Антониеве монастыре заложиша трапезу каменну» [ПСРЛ, III, 6638].

222. Новгород. Церковь Николы на Яковлевой улице. В 1135 г. «заложи церковь святого Николы на Яковли улице» [НПЛ, 6643]. В 1136 г. «святиша церковь святого Николы великымь священиемь» [НПЛ, 6644]. Позднее при этой церкви существовал Бело-Николаевский монастырь.

223. Новгород. Церковь Саввы. В 1154 г. «поставиша церковь святого Савы» [НПЛ, 6662]. В Новгородской 3-й летописи более подробная запись: «Заложиша церковь святаго Саввы Освященнаго каменну, в Савине улицы, в Великом Новегороде, на Софийской стороне, при Нифонте епископе, его строением» [ПСРЛ, III, 6662]. Под 1181 г., видимо, об этой же церкви отмечено, что ее «срубиша» [НПЛ, 6689].

224. Новгород. Надвратная церковь в Юрьеве монастыре. В 1166 г. «заложена бысть церкы камяна святого Спаса на воротех в манастыри святого Георгия» [НПЛ, 6674]. В 1173 г. «свящаше.. .другую церковь святого Спаса на воротех у святого Георгия» [НПЛ, 6681].

225. Новгород. Церковь Якова на Яковлевой улице. В 1172 г. «заложиша церков камену святого Якова в Неревьском конци» [НПЛ, 6680]. В 1175 г. церковь сгорела при пожаре, но, видимо, была восстановлена. В 1226 г. вновь «заложиша церковь ка¬мену святого Якова в Неревьском коньци» [НПЛ, 6734].

226. Новгород. Надвратная церковь Благовещенского монастыря. В 1180 г. «заложи церковь камяну в манастыри на воротех.. .у святого Благовещения» [НПЛ, 6688]. В более поздних Новгородских летописях добавлено: «Церковь камену Богоявление» [ПСРЛ, III, 6688, Новг. 2-я лет.; то же см.: Новг. 3-я и 4-я лет.]. В 1182 г. «концаша церковь. . .на воротех святое Богоявление» [НПЛ, 6690; в Новг. 2-й лет. — 6698]. Церковь была расположена приблизительно в 20 саженях к северу от Благовещенской церкви [Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860, с. 535, прим. 288].

227. Новгород. Церковь Ипатия на Рогатице. В 1183 г. «поставиша церковь. . .святого Еупатпя чюдотворца и епископа Ганьграньскаго на Рогатеи улици» [НГІЛ, 6691].

228. Новгород. Церковь Вознесения на Прусской улице. В 1185 г. «заложи церковь камену святого Вознесения» [НПЛ, 6693].

229. Новгород. Немецкая церковь. В 1192 г. перенесли деревянную церковь Иоанна Предтечи, «а на том месте поставиша Немецкую ропату» [ПСРЛ, III, 6700]. В 1275 г. при пожаре «церквии. . .каменых 4 огореша, а пятая немечкая» [НПЛ, 6783].

230. Новгород. Надвратная церковь в детинце. В 1195 г. «архиепископ новгородчкый. . .заложи церковь камену на городнех воротех во имя святыя Богородица положение честнаго пояса. . .и начата делати месяца майя в 4, а концаша августа в 2 день» [НПЛ, 6703]. В 1196 г. «исписа церковь на воротех. . .Святыя Богородица» [НПЛ, 6704].

231. Новгород. Церковь 40 мучеников. В 1199 г. «заложиша церковь камену святых мученикь 40» [НПЛ, 6707]. В 1211 г. «волею божьего свершиша церковь камену. . .святых 40 мученикь» [НПЛ, 6719]. В 1227 г. «исписа церков святых мученик 40» [НПЛ, 6735].
232. Новгород. Церковь Рождества Богородицы. В 1199 г. «постави церковь княгыни Ярославляя и манастырь устрой святыя Богородица Рожество» [НПЛ, 6707].

233. Новгород. Надвратная церковь в Аркажском монастыре. В 1206 г. «постави Твердислав церковь на воротех в Оркажи манастыри Михалковиць, святого Симеона столпъника, иже на Дивнеи горе» [НПЛ, 6714].

234. Новгород. Церковь Антония. В 1211 г. «створи полату Митрофаню церковь во имя святого Антониа» [НПЛ, 6719; то же см.: ЛЛ].

235. Новгород. Церковь Михаила на Прусской улице. В 1219 г. «заложиста… церковь камену свя¬того Михаила» [НПЛ, 6727]. В 1224 г. «свершиша церковь камену святого Михаила» и «святиша церковь святого Михаила» [НПЛ. 6732].

236. Новгород. Церковь Павла. В 1224 г. «создаста Семеон Борисовиць церковь камену святого Павла и святого Семеона Богоприимца. и святого Костянтина, п Олены, и святиша ю ноября в 6, на Павлов день» [НПЛ, 6732].

237. Новгород. Надвратная церковь Федора. В 1233 г. «заложена бысть церкви на воротех от Неревьскаго конца святого Федора» [НПЛ, 6741].

238. Полоцк. Две церкви Богородицы. В летописи отмечено, что в 1159 г. в Полоцке князя Ростислава горожане звали «к святей Богородици к Старей» [ИЛ, 6667]. Церковь называли Богородицей Старой, очевидно, в отличие от недавно построенного храма Богородицы Новой. Под последней, вероятно, следует понимать церковь, о построении ко¬торой говорится в Житии Евфросиньи Полоцкой. Там указано, что после постройки Спасской церкви (№ 167) Евфросинья «умысли создати вторую церковь камену святыя Богородица, и ту свершивши и иконами украси и светив» [ПСРЛ, XXI, 1-я пол., с. 214].

239. Бельск. Церковь. Среди деяний князя Владимира Васильковпча в летописи под 1288 г. отмечено: «Такоже п у Белску поустрои церков иконами и книгами» [ИЛ, 6796]. Так как строительство этой церкви не упомянуто среди свершений князя Владимира, возможно, что церковь была возведена до него.

240. Мельник. Церковь Богородицы. Под 1260 г. в летописи упомянута икона, «яже есть в городе Мельнице во церкви святое Богородице» [ИЛ, 6768].

241. Дрогичин. Церковь Богородицы. В 1240 г. князь Даниил в Дрогичине «созда церковь прекрасну святое Богородици» [Ил, 67481.

242. Владимир-Волынский. Церковь Дмитрия. Под 1288 г. в летописи отмечено, что князь Владимир Василькович за время своего княжения построил и украсил много зданий, в том числе «у Володимери же списа святого Дмитреа всего» [ИЛ, 6796]. Поскольку строительство самой церкви не названо среди свершений князя Владимира, очевидно, что церковь была построена еще до него.

243. Владимир-Волынский (?). Церковь Николая. В 1235 г. князь Даниил «молящуся богу и святому архиерею Николе» [ИЛ, 6743].

244. Угровск. Церковь. Под 1259 г. упоминается о более раннем событии: князь Даниил «созда град Оугорескь и постави во немь пискоупа» [ИЛ, 6767]. Ранее, под 1223 г., отмечено, что епископия из Угровска была переведена в Холм [ИЛ, 6731]. Под 1268 г. в летописи упомянут монастырь св. Даниила в Угровске [ИЛ, 6776].

245. Грубешов. Церковь Николая. В 1255 г. князь Даниил в Грубешове «помолився святому Николе» [ИЛ, 6763]. В XIX в. в Николаевской церкви Грубешова еще хранились грамоты XVI—XVII вв. \Лонгинов А. В. Червенские города. Варшава, 1885, с. 2751.

246. Галич. Дворцовая церковь Спаса. В 1152 г. князь Владимир «поиде к божници (в летописи исправлено — «церкви») к святому Спасу на вечернюю, и якоже бы на переходех до божници… иде на полати. И отпевше вечернюю, Володимир же по¬иде от божници» [ИЛ, 6660].

247. Галич. Церковь Иоанна. В 1189 г. умершего князя Ростислава «положиша и в манастыре во церкви святого Иоана» [ИЛ, 66971.

В этот день:

Дни смерти
2000 Умер Герман Алексеевич Фёдоров-Давыдов — советский и российский историк, археолог, специалист по нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, один из основателей и руководитель Поволжской археологической экспедиции. Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 07.01.2016 — 13:43

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014