Памяти Эраста Алексеевича Сымоновича

К содержанию журнала Советская археология (1982, №1)

Ушел из жизни известный советский ученый, старший научный сотрудник Института археологии АН СССР, доктор исторических наук Эраст Алексеевич Сымонович.

Э. А. Сымоновпч принадлежал к первому послевоенному поколению советских археологов, вступившему в науку в трудные 40-е годы. Он был участником Великой Отечественной войны и прошел суровую школу жизни во время блокады Ленинграда. Начало творческого пути Эраста Алексеевича связано с Ленинградским университетом. Затем он работал в Эрмитаже. В 1952 г. Э. А. Сымонович переехал в Москву, где работал сначала в ГМИН им. А. С. Пушкина, а с 1956 г. и до последних дней — в Институте археологии АН СССР.

Еще при работе в Эрмитаже определился круг научных интересов Э. А. Сымоновича: прежде всего изучение и интерпретация Черняховской культуры. Почти 40 лет отдал Эраст Алексеевич разработке этой проблематики — одной из самых дискуссионных в советской археологической науке — и остался верен ей до последнего дня своей жизни. Но эта верность не была проявлением творческой узости: круг интересов исследователя выходил далеко за пределы собственно Черняховской тематики. Э. А. Сымоновичем много сделано в изучении позднескифских древностей Северного Причерноморья и Крыма. Работая в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Э. А. Сымонович проводил широкие раскопки некрополя Неаполя Скифского. Результаты этих работ обобщены в монографии «Население столицы позднескифского царства (по материалам Восточного могильника Неаполя Скифского в г. Симферополе)» (М.: Наука, 1983), вышедшей из печати уже после смерти автора. В последующие годы им были проведены раскопки позднескифских могильников в селах Николаевка, Красный Маяк в Нижнем Поднепровье, оставшиеся пока неопубликованными.

Выдающимся вкладом Э. А. Сымоновича в науку было также открытие новой археологической культуры — колочинской, занявшей существенное место среди раннеславянских памятников середины I тыс. н. э. Имя этой культуре дало целиком раскопанное Эрастом Алексеевичем в 50-х годах на Гомельщине городище у дер. Колончи (Колочинское I), материалы которого, полностью опубликованные, стали эталонными для широкого круга памятников Белоруссии, близких к ней областей РСФСР и Украины.

Большое внимание Э. А. Сымонович уделял изучению религиозных представлений древних обществ. Ему принадлежит серия интересных работ, посвященных культовым представлениям древних народов Восточной Европы, их отражению в материальной культуре. Здесь и исследования вотивных предметов, и проблема первобытной магии как фантастического способа активно влиять на ход земных событий, и т. д. Главным достижением в данной области было обоснование гипотезы о распространении христианства у Черняховских племен.

Э. А. Сымоновичем опубликованы материалы самых разных эпох, такие, как Ингульскпй клад бронзового века, кочевнические погребения Каменского и других могильников и многое другое.

Но основная творческая биография Э. А. Сымоновича связана с разработкой черияховской проблематики. Когда он обратился к изучению этой культуры, она представляла собою почти сплошную terra incognita. К 1946 г. археологи имели в своем распоряжении краткую публикацию В. В. Хвойки, посвященную могильникам в Черняхове и Ромашках; раскопанные до войны, но неопубликованные могильники в Маслове и Привольном, да еще ряд слабо изученных, спорадически выявляемых и публикуемых объектов, не дававших адекватного представления о культурном комплексе. В настоящее время Черняховская культура едва ли не наиболее полно исследованное археологическое явление в Восточной Европе, представленное тремя тысячами поселений и сотнями могильников. И в этом немалая заслуга Э. А. Сымоновича — неутомимого полевого работника, отлично владевшего методикой полевых археологических исследований. Вклад Э. А. Сымоновича в источниковедение черняховской культуры весом 1. Именно ему принадлежит честь окончательного обоснования тезиса о продвижении черняховцев в степное Причерноморье, значительно раздвинувшее Черняховскую ойкумену в южном направлении. Точно так же им было установлено наличие северо-восточного региона культуры в области Курского Посеймья, лишь намеченного работами А. Е. Алиховой и Ю. А. Липкинга. Благодаря работам Эраста Алексеевича территория черняховской культуры предстает перед нами в совершенно ином свете и масштабе.

Первые важные полевые результаты по черняховской культуре были получены Э. А. Сымоновичем в конце 40-х — начале 50-х годов, когда он, находясь в составе экспедиции, руководимой С. Н. Бибиковым и М. А. Тихановой, обобщил материалы поселения II—V вв. и. э. у с. Лука Врублевецкая на Среднем Днестре. Эти материалы легли в основу его кандидатской диссертации. Основным содержанием диссертации было выделение двух локальных вариантов культуры — днестровского и южнобугского. Лишь пунктирно намеченная схема, скованная ограниченностью фактического материала, которым в то время располагала наука, была существенно развита в последующие годы. Начав с расчленения черняховской культуры на территориальные проявления, Эраст Алексеевич в дальнейшем обратился к выяснению сложной диалектики ее единства и различий. С проблемой единства черняховской культуры связана и проблема этнической принадлежности ее носителей. Последовательно и убежденно Э. А. Сымонович отстаивал концепцию славянской принадлежности черняховской культуры, подчеркивая в то же время сложный и многокомпонентный состав населения, черняховцев. Для Э. А. Сымоновича культурно-этническая сложность «черняхова» реализовалась в двух чрезвычайно важных аспектах: а) в сложности генетической подосновы, невозможности вывести Черняховскую культуру из какого-либо одного более древнего типа (скажем, из пшеворской или зарубинецкой культуры), а тем самым и в сложности этнической подосновы; б) в сложности населения маргинальных районов, где Черняховские традиции органически переплетались с иными традициями, имевшими отличные исторические корни. Верный своему принципу идти к постановке теоретических проблем от источниковедческой разработки фактического материала Э. А. Сымонович и данную проблему развивал на основе прежде всего полевых изысканий. Его работы в данном направлении были сосредоточены в двух важнейших маргинальных областях: на северо-востоке — в Посеймье и на юге — в степном Причерноморье. В Курской области были исследованы памятники нового типа первой половины I тыс. н. э., сочетающие в себе разнородные черты: Черняховские, колочинские, киевские (Снагость, Каменево, Букреевка, Воробьевка, Комаровка, Колосовка, Тазово, Авдеево и др.).

В Причерноморье Э. А. Сымоновичем были открыты могильники и поселения черняховской культуры, в материалах которых выступает скифо-сарматское влияние (Ранжевое, Коблево, Викторовка, Фурмановка, Бургунка и др.).

Эраст Алексеевич считал, что, несмотря на специфику памятников в пограничье с другими синхронными культурами, в целом Черняховская культура и ее этнос едины. Важным аспектом исторической интерпретации черняховской культуры является уточнение хронологии, и в первую очередь ее верхней границы. Э. А. Сымонович на основании хронологических наблюдений над Черняховскими могильниками в Даниловой Балке у овчарни совхоза «Приднепровский» близ Гавриловки, в Журавке пришел к убеждению относительно неверности «ультракраткой» хронологии (III—IV вв.) и решительно поддержал тезис о более поздней датировке черняховских материалов. В последнее время эта точка зрения получает новые подтверждения.

Основные достижения Э. А. Сымоновича в деле изучения и интерпретации черняховской культуры были изложены им в докторской диссертации, защищенной в 1971 г. Эта диссертация содержит стройную и непротиворечивую концепцию, основные узлы которой убедительно аргументированы и обоснованы фактическим материалом. Она представляет собою этапный труд, с одной стороны, подытоживающий огромную работу, проделанную советской археологической наукой в одной из важнейших ее областей, а с другой стороны, открывающий новую стадию в разработке черняховской проблематики.

Такими же этапными являются и другие итоговые труды, в создании которых Э. А. Сымоновичу принадлежит решающая роль. Это — том «Свода археологических источников СССР», посвященный могильным древностям черняховской культуры, вышедший из печати в 1983 г., и Черняховский том 20-томной «Археологии СССР», подготовленный к печати.

Нельзя обойти вниманием большую организационную работу, осуществлявшуюся Э. А. Сымоновичем в стенах Института археологии АН СССР. Речь не только об экспедиционной деятельности, хотя масштабы ее внушают самое глубокое уважение. Эраст Алексеевич был инициатором подготовки и издания сборников МИА, посвященных черняховской культуре (вышли из печати трп больших тома:: № 82, 116 и 139) и славянским древностям второй половины I тыс. н. э. (№ 108). Главная тяжесть по изданию этих сборников легла на его плечи.

Э. А. Сымонович принимал самое активное участие в черняховских конференциях, проводимых НА АН СССР совместно с археологическими учреждениями Ук¬раины. Он был главным организатором львовской сессии 1969 г. и каменец-подольской 1981 г. Им же была подготовлена севастопольская сессия 1983 г., не состоявшаяся из-за неожиданной смерти ученого. Имелось в виду в дальнейшем превратить эти нерегулярно созываемые конференции в постоянно действующий симпозиум со строгой периодичностью сессий.

Э. А. Сымонович всегда остро откликался на все значительные события, относящиеся к области его научных интересов. Свидетельством этого является серия рецензии, опубликованных им в археологической печати. Можно утверждать, что ни одна серьезная публикация по черняховской тематике не прошла мимо ето внимания и не осталась без отклика в печати. Научно-исследовательская деятельность Эраста Алексеевича всегда была очень насыщенной. И в кабинете, и в экспедициях ученый постоянно, самоотверженно и целеустремленно работал, не считаясь с возрастом и здоровьем, заражая энергией своих коллег. Перу Эраста Алексеевича Сымоновича принадлежит более 160 опубликованных работ. Целый ряд рукописей находится в печати или полностью подготовлен К изданию. Им еще предстоит увидеть свет.

Работы Эраста Алексеевича, широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Коллеги из ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Румынии и других стран, как и археологи СССР, навсегда сохранят чувство благодарности к исследователю за плодотворный, самоотверженный труд на благо исторической науки.

Э. А. Сымонович ушел из жизни, находясь в зените своей творческой активности. Разведки в Приазовье и раскопки в Северном Причерноморье были завершены Эрастом Алексеевичем за неделю до смерти.

Память об Эрасте Алексеевиче Сымоновиче, прекрасном ученом, щедром и принципиальном человеке, навсегда останется в сердцах его коллег и учеников.

Группа товарищей

Notes:

  1. Вот далеко не полный список Черняховских поселений и могильников, исследованных Э. А. Сымоновичем: Лука Врублевецкая, Данилова Балка, Грушевка, Кут, Гавриловна, Каменка, Черняхов, Журавка, Коблево, Викторовка, Ранжевое и мно¬гие другие. Только на одном Журавском комплексе памятников им вскрыты тысячи квадратных метров площади поселения с несколькими десятками жилищ, гончарной мастерской и прочими сооружениями и полностью исследован могильник. Последний подготовлен Э. А. Сымоновичем к печати. Большинство других раскопанных памятников опубликовано.

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014