Site icon Археология

Открытие огня и способов его добывания и поддержания

Открытие огня

Далее человек сделал такое открытие, которому суждено было играть выдающуюся роль в его жизни. Но, сам он не подозревал важности своего открытия и сделал его совершенно случайно. Это был огонь. Конечно, человек мог знать о существовании огня, потому что в природе он мог видеть, как иногда молния зажигает деревья; но такой огонь пугал его.

Рис. 6. Бурав для добывания огня.

Во всяком случае, огонь не может считаться открытием человека до тех пор, пока человек не научился им управлять: добывать его, поддерживать и тушить.

Не трудно было человеку заметить, что при быстром и непрерывном сверлении дерево нагревается и даже
загорается. Происшедший таким образом огонь не пугал человека: он знал его происхождение и мог производить его по своему желанию.

Поддержание огня

Раз добытый огонь уже старались всячески поддерживать. У многих народов поэтому появился целый разряд людей, на обязанности которых лежало поддерживание огня: а так как огонь стали считать даром бога, и даже богом, то и людей этих считали служителями божества. Так, у римлян, например, весталки должны были поддерживать вечный
огонь на жертвеннике богини Весты. А Веста сама была богиня домашнего очага. Стало быть, первоначально обязанность весталок была — поддерживать огонь на очаге. От такого очага и брали потом огонь, смотря по надобности.

Рис. 7. Добывание огня в Австралии.

В русских сказках часто говорится о том, как бедняк ходит просить у богача жару, то есть раскаленных
углей, которые можно было бы вздуть, и получить огонь.

Добывание огня в более холодных странах было довольно трудно для одного человека. Нужно было крепко держать стержень, чтобы поддерживалось сильное трение, да и вращать его приходилось так долго, что иногда сменялось несколько человек, пока не появится огонь.

Таким образом, добывание огня требовало содействия многих людей, было делом общественным, а так как огонь считался священным, то добывание его сделалось обрядом религиозно-общественным.

Воспоминание об этом обряде сохранилось и у нас. В иных местах на масленице зажигают огни, на длинный шест насаживают колесо, возят сани с этим шестом по деревне, а вечером сжигают этот шест вместе с колесом. Шест этот прямо указывает на стержень, который вращали при добывании огня.

У многих народов вскоре вошел в употребление немного измененный способ добывания огня. Вращали не шест, а деревянный кружок, насаженный на шест.

Колесо прямо указывает на то, что у наших предков огонь добывался именно таким образом.

Невозможно перечислить все услуги, которые оказывал человеку открытый огонь. В холодную ночь можно было погреться у разведенного костра. Это свойство огня дало человеку возможность переселяться в такие холодные страны, где без огня он не мог бы существовать.

Рис. 8. Бурав с ремнем для добывания огня.

Кроме того, человек заметил, что огонь защищает его от ночных нападений диких зверей; даже самые страшные из них боятся огня, и человек спокойно спит под охраною этого благодетельного бога.

Теперь человеку открыто широкое поле; огонь оказывает на различные вещества самые разнообразные влияния, и первое, чем человек занялся, было приготовление пищи.

Exit mobile version