К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
Люди взаимодействуют друг с другом как отдельные личности или в составе групп — семей, хозяйств, общин и т. д. Они живут в сообществах с разной степенью социальной организации, что значительно влияет на их жизненный уклад. Реконструкция социального устройства в древности очень важна для археологов. Исследование доисторического социального устройства сосредоточено вокруг двух главных вопросов: размер и как оно было организовано.
ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ДНК И АРХЕОЛОГИЯГенетика оказала значительное влияние на изучение истории эволюции человека. Современные методы молекулярной биологии сделали возможным обнаружение и анализ новых полиморфических генов (генов, присутствующих в слегка измененных формах в разных людях), что может представлять интерес с точки зрения медицины или антропологии. В генах всех людей зафиксирована их история. В последние годы особое внимание вызвало изучение митохондриальной ДНК (мтДНК), присутствующей вне ядра клетки в маленьких структурах, называемых митохондриями. Митохондриальная ДНК наследуется по женской линии и передается от матери потомкам практически в неизменном виде, за исключением редких изменений, вызванных мутацией. Крупномасштабные изучения мтДНК современных людей по всему миру показали, что имеются незначительные вариации мтДНК, что может вызвать предположение о том, что «разветвление» людей произошло сравнительно недавно. МтДНК африканцев являются самыми переменными, поскольку у них было больше времени для аккумулирования генетических изменений, что совпадает с теорией о том, что африканские линии человечества являются самыми древними.
Молекулярные биологи Ребекка Кэн, Марк Стоункинг и Алан Уильсон высказали предположение о том, что современное человечество произошло от единого анатомически современного населения, которое обитало в Тропической Африке 200 000 лет назад (Кэнн и другие — Cann and others, 1995). Эту гипотезу много критиковали и пересматривали, но теперь все более вероятным кажется, что Homo sapiens sapiens произошел в Африке, оттуда распространился по Старому Свету и, наконец, по Америкам. Митохондриальные исследования американского населения показали, что они связаны с сибирскими предками, как и можно было предположить.
О первых древних последовательностях ДНК сообщил шведский ученый Сванте Пяябо, который в 1985 году выделил и изучил ДНК из кожи додинастического египтянина из 4000 года до н. э. С тех пор ДНК выделяется с помощью современного метода полимеразной цепной реакции (PCR) из костей, зубов, остатков растений. Пяябо использовал этот метод на мозге человека, относящегося к 3000 году до н. э., из памятника Уиндовер, штат Флорида, и идентифицировал ряд мтДНК, ранее ненаблюдаемых в Северной Америке. Недавно ученые добились успехов в выделении ДНК из кости неандертальца возраста 50 000 лет и показали, что эти архаичные европейцы генетически отличны от современного человека. Анализ мтДНК древних скелетов человека с острова Пасхи в Тихом океане показал, что местом происхождения островитян является Полинезия и что эти острова были колонизированы с островов Товарищества (регион Таити) до 500 года н. э.
Молекулярная биология играет все более важную роль в изучении древнего населения и его миграции.
Стадии социальной организации
Вопросы масштабности социального охвата общества играют важную роль, так как они дают возможность археологам изучать не только сложность отдельных сообществ, но и то, как они взаимодействуют с другими сообществами. Археологи рассматривают социальное устройство в древности с помощью общих концептуальных схем, предложенных антропологами. Такие схемы особенно значимы при рассмотрении культурной эволюции человека. Антрополог Элман Сервис в своей классической работе «Социальное устройство примитивного общества» (1971) определил три уровня социально-культурной эволюции, которые дают общую рамку для того, чтобы проследить эволюцию социального устройства от первых простых семейных структур древних охотников-собирателей до сложных высокоорганизованных государственно-образующих сообществ древних цивилизаций.
Все теории о культурной эволюции основаны на положении, что человеческие сообщества изменялись во времени и общей тенденцией является нарастающее усложнение культуры человека и социальных институтов. Разные виды занятий разделили человеческие сообщества на стаи, племена и государства. Эта классификация получила широкое признание, но и во многом подвергалась критике за чрезмерную жесткость. Из-за этого сложного и противоречивого положения многие археологи предпочитают более широкое деление на группы, под которое подпадают и категории Сервиса.
Догосударственные сообщества — это небольшие сообщества, в основе которых лежит община, стая или деревня. По степени своей политической интеграции они различаются на три категории.
1. Стаи являются автономными и самодостаточными группами, обычно состоящими из нескольких семей. Они эгалитарны — лидерство обычно зависит от опыта и личных качеств отдельных людей, а не от политической власти.
2. Племена, как и стаи, эгалитарны, но для них характерен более высокий уровень социальной и культурной сложности. В них развились основанные на родстве механизмы приспособления к более оседлой жизни, для перераспределения пищи и организации некоторых общинных работ. Некоторые более сложные сообщества охотников-собирателей, включая тихоокеанские северо-западные группы, можно классифицировать как племенные, большинство из них ассоциируется с земледелием. В эгалитарных сообществах в принятии решений главную роль играет общественное мнение.
3. Сообщества, руководимые вождями, вождества. Они возглавляются людьми с необычными ритуальными, политическими и предпринимательскими способностями, часто их трудно отделить от племен. Такое сообщество все еще основано на родственных связях, но имеет более строгую иерархическую структуру. Власть в нем сосредоточена в руках могущественных вождей. В них большая плотность населения, чем в племенах, признаки социального ранжирования выражаются в обладании материальными ценностями. Степень сложности сообщества различается и зависит от многих факторов, включая распределение населения по местности. Таитянские вожди правили сильными и постоянно ссорящимися между собой вождествами, часто ссоры перерастали в жестокие войны. Сложные миссисипианские сообщества американского Среднего Запада и Юга процветали в начале 2-го тысячелетия н. э., они создали интенсивную торговую сеть и поддерживали ритуальные контакты на больших территориях.
Сам термин «вождество» является крайне противоречивым, и существует много его определений (Эрл — Earle, 1991; Йоффе — Yoffee, 1993). В настоящее время его считают в основном политической единицей, в которой местная автономия на уровне поселения или стаи формирует власть, при которой верховный вождь контролирует ряд поселений. В вождествах социальная стратификация и социальное неравенство формируются в меньшей степени, чем в древних государствах, по отношению к которым они являются альтернативным путем социального развития.
Государственно-организованные сообщества действуют на высоком уровне. Для них характерны централизованное социальное и политическое устройство, классовая стратификация и интенсивное сельское хозяйство. В них существуют сложные политические структуры, постоянные правительственные институты и твердые представления о социальном статусе (Фаган и Скарр — Fagan and Scarre, 2003).
Государственно-организованные сообщества управляются полностью оформившимся правящим классом, власть и привилегии которого поддерживаются светской и религиозной бюрократией, по крайней мере примитивной системой правосудия, и системой ранжированных классов аристократии, воинства, торговцев, священнослужителей, бюрократии, крестьянства и, возможно, рабов. Правитель обладает огромным богатством и часто считается полубожеством. Египетские фараоны были монархами от бога и обладали абсолютной властью. Они владели всей землей и управляли государственной религией. Фараоны законно правили веками посредством сложной иерархии чиновников, среди которых главные были представлены практически наследственными династиями (Кемп — Kemp, 1989). Многие государственные сообщества, такие как майя и инки, были жестко организованными со строгим делением на аристократию, ремесленников и прочих. Только экстраординарные воинские заслуги или чрезвычайно ревностное религиозное служение могли позволить отдельным счастливчикам попасть в высочайшие классы общества (Таунсенд — R. E. Townsend, 1992). Все члены общества, даже рабы, точно знали свое место в нем.
Государственно-организованные сообщества являлись основой древних цивилизаций Юго-Западной Азии, Китая и Америки, они являлись предтечами классических цивилизаций Греции и Рима.
Социальное ранжирование
Социальное неравенство стало характерной чертой жизни человека с момента возникновения земледелия приблизительно 10 000 лет назад и стало институтом цивилизации за 3000 лет до н. э. Социальное ранжирование (социальные различия между отдельными людьми, общинами и другими единицами общества) существует в нескольких формах. Одна из форм заключается в социальном различии между отдельными людьми (часто отражается в надгробиях), включая взаимоотношения между отдельными людьми, общинами и более широкими сообществами, что видно при изучении архитектуры, структуры поселений, распределения предметов роскоши, таких как золотые украшения (глава 11). Другая форма заключается в социальном разнообразии (этнической принадлежности), социальном неравенстве, которая отражается между группами внутри сообщества.
Получить представление о социальном ранжировании можно множеством разнообразных путей. Материальные свидетельства о материальном благополучии, такие как горы золотых украшений в усыпальницах или тонкой работы сосуды для пития, заставляют предположить некую форму ранжирования, при котором богатство концентрировалось в руках немногих. Об этом же говорят и изощренные дворцы, и общественные здания, такие как микенские дворцы в Греции или шумерские храмы в Месопотамии, великие ритуальные центры майя в Тикале и Паленке. Такие здания строили как символические декларации о политической, социальной и религиозной власти. Тикаль, например, является символической моделью духовного мира майя, наполненной священными горами, деревьями и пещерами (рис. 15.2). Возможно, что самым искусным примером таких зданий является кхмерский храм Ват в Ангкоре в Камбодже, являющийся удивительным описание буддистского мира и строившийся по повелению божественных царей в течение приблизительно сорока лет в XV веке н. э. (рис. 16.3).
Многие из таких монументов, например Храм бога Солнца Амуна в Карнаке, Египет, украшались статуями и живописью верховных правителей, в данном случае — фараонов, часто вместе с богами. Иероглифы и детали царских костюмов постоянно напоминают о монаршей власти и данной богами власти.
Выводы о социальном ранжировании иногда можно сделать, исследуя здания и планы поселений. В Теотихуакане имеются все признаки того, что это был тщательно спланированный город, в нем были специальные районы для рынков, для ремесленников, верховные жрецы и аристократия жили в домах по соседству с улицей Мертвых, которая рассекала город на части (рис. 15.12). В таких случаях достаточно легко идентифицировать дома, принадлежащие разным классам общества, как по их архитектуре, так и по отличительных артефактам, находимым в них (рис. 16.4).
Археология мертвых
Захоронения являются самым важным источником о доисторическом социальном устройстве и социальном ранжировании (Браун — J. A. Brown, 1971). Захоронение тела в действительности является минимальной частью погребальной практики в каком-либо обществе. Ритуалы похорон обычно отражаются не только в положении тела в могиле, но также и в украшениях и погребальной утвари (в том числе мебели). Содержимое могилы, очень богатой или чрезвычайно бедной, является барометром социального статуса. Египетский фараон Хуфу затратил огромные ресурсы на возведение своей пирамиды и погребального храма в Гизе (рис. 16.5). Тысячи людей переместили 2,3 миллиона известняковых блоков весом от 1,5 до 2,5 тонны только для строительства пирамиды за 23 года правления этого фараона.
Египетские пирамиды возводились в высокоцентрализованном государстве в течение более века ценой огромных затрат. Затем неожиданно эти же ресурсы были перенаправлены на другие работы и в другие провинции, как если бы в самой природе египетского общества и правительства произошли резкие изменения (Лернер — Lerner, 1997). Археологи до сих пор пытаются разгадать социальный и политический смысл этого сдвига.
Иногда различающийся статус захоронений может указывать на то, что общество было жестко ранжировано. Когда Леонард Вулли проводил раскопки древнединастических царских захоронений в Уре Халдейском в Месопотамии, он обнаружил большое кладбище из 1850 могил (Вулли — Woolley, 1943). Шестнадцать из них сохранились благодаря замечательной погребальной обстановке. Царские гробницы находились в более ранних слоях кургана, а склеп, состоящий из нескольких комнат, был сооружен в середине огромной траншеи. Тела были убраны каскадами золотых украшений и изделиями из полудрагоценных камней; золотые и серебряные украшения находились возле гробов, несколько слуг были принесены в жертву, чтобы они сопровождали умерших. Когда склеп был закрыт, весь двор заполнил могильный ров, люди приняли яд и их тела были уложены в соответствии с протоколом (рис. 16.6). Вулли смог идентифицировать различных по чину придворных по их украшениям. В противоположность всей этой роскоши, людей, имевших обычный статус, хоронили завернутыми в циновки или в скромных гробах.
В таких захоронениях — могилах фараонов или даже вождей эпохи железного века в Европе — ясно отражается ранжирование общества. Но что можно узнать об организации социума для менее богатых сообществ, где различие в социальном статусе и ранге выражены в меньшей степени? Для археологов очень важно распознавать подобное неравенство, так как степень социального ранжирования часто является мерой размера и сложности общества. Часто бывает, что ранги появляются тогда, когда веками устанавливавшиеся фамильно-родственные связи заменяются правителями, которые правят намного более развитыми социальными системами. Браун указывал (Браун — Brown, 1981), что такие факторы, как возраст, пол, способности, личность и даже обстоятельства смерти могут оказать влияние на то, как человек похоронен. Свидетельства ранжирования могут быть выявлены не только из погребальной обстановки и знаков отличия, оставленных при покойных, но и из положения могил в селении или на кладбище или даже из символических отличий, которые трудно обнаружить в археологическом материале (О’Ши — O’Shea, 1984). (См. вставку «Открытия».) В целом, однако, чем более могущественной становится власть правителя, тем больше усилий и средств затрачивается на похороны. Подобная же щедрость может также распространяться на его ближайших друзей и родственников (Чэпмэн и другие — R. Chapman and others, 1981).
ОТКРЫТИЯ
НУБИЙСКИЕ ЦАРИ КЕРМА, СУДАНВыпускник Гарвардского университета Джордж Райснер (1867–1942) изучал археологию у известного британского египтолога Флиндерса Петри перед Первой мировой войной. Как и его наставник, он полагал, что важен даже самый маленький артефакт. Он был одним из первых археологов, проводивших раскопки египетской Нубии, сейчас являющейся частью Судана. В 1913 году он обнаружил серию царских погребальных курганов в Керме, столице когда-то могущественного африканского государства начала 2-го тысячелетия до н. э.
Цари жили в важном государстве и отправлялись в свой последний путь с большой пышностью. Райснер описал царские захоронения, в которых было много небольших помещений с большим количеством жертв обрядовых убийств. Используя пятна на полу, Райснер подсчитал, что в день похорон убивали, по крайней мере, 400 человек, включая членов семьи покойного правителя. Райснер выдвинул предположение, что жертвы входили в помещения, ложились в позах покоя и затем их заживо закапывали. Многие тела лежали так, что передавали ощущение страха, покорности, у многих были такие конвульсии, которые бывают при медленном удушении. Взрослые лежали главным образом в спокойных позах, но некоторые молодые женщины заползали под кровати и другую мебель и там медленно умирали. Некоторые мертвые держали головы руками или клали руки между ног. Некоторые обнимали друг друга. Райснер утверждал, что акт жертвоприношения являлся жестом лояльности, успокоения и целостности, который обеспечивал продолжение царской жизни в вечности.
Райснер (1923) живо описал картину плача и скорбного песнопения, по мере того как похоронная процессия двигалась к погребальному холму (рис. 16.7). Тело царя укладывали в его усыпальнице, вокруг располагали подношения, жены и слуги занимали места в своих усыпальницах, «возможно, они кричали или произносили только те слова, которые требовались в этом месте». Затем по сигналу ожидающая толпа начинала корзинами песка засыпать открытые отверстия в усыпальнице, где находились еще живые люди. По мере того как песок поднимался, «шелест страха» окутывал умирающих, и они исчезали из виду. В городе забивали скот в честь умершего правителя, к западу от кургана разделывали туши и готовили мясо, черепа животных складывали большим полукругом (полумесяцем) на южной стороне кургана. Образная реконструкция Райснера была основана на внимательном изучении материала и тщательных раскопках.
Миссисипианский церемониальный центр в Маундвилле, штат Алабама, процветал в XIII и XIV веках н. э. На огороженной деревянным частоколом территории площадью 150 гектаров на реках реки Блэк Уорриер находилось более 20 курганов, на вершинах которых стояли храмы или жилища элиты. В Маундвилле были проведены раскопки более 3000 могил. Археолог Крис Пиблз (Chris Peebles,1987) применил кластерный анализ для серии найденных более чем в 2000 могилах керамических сосудов с моделями похорон в качестве метода их дифференциации на группы по социальному ранжиру. Пиблз обнаружил, что людей высокого ранга хоронили в земляных курганах или поблизости от них со сложной погребальной обстановкой, включая медные артефакты. Вторую группу людей хоронили с меньшим количеством погребальных предметов и не в курганах, а людей самого низкого ранга хоронили на краю поселения почти без погребальной утвари (Пиблз — Peebles, 1987). Пиблз разработал также социально-иерархическую лестницу для Маундвилля, на вершине которой находились семь захоронений, все мужские (рис. 16.8).
Изучение социального устройства в древности не может быть легким, особенно когда отсутствуют письменные или устные материалы. Но археология мертвых дает обильные материалы для исследований.
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее