Одежда
Мы до сих пор ничего не говорили об одежде первобытного человека. Происходит это оттого, что первобытный человек не нуждался в одежде, так как жил в теплых странах. Если иногда и заставляла его погода дрожать от холода, то, во всяком случае, у него было достаточно других забот о своем существовании, так что этот вопрос естественно отступал на задний план, лишь только снова проглядывало из-за туч горячее тропическое солнце. А когда человек открыл способ добывания огня, то ему стало еще меньше надобности в одежде, так как даже ночью он мог греться около костра.
Вопрос об одежде все настоятельнее и настоятельнее давал себя знать только уже тогда, когда человек стал из теплых стран переходить в более холодные. Тут он, естественно, стал употреблять для прикрытия тела то, что давала ему природа, и прежде всего он видел, что живущие вокруг него животные обходятся без всякой одежды, но зато имеют теплые шкуры. Не имея ничего другого, человек, естественно, стал покрывать свое тело шкурами убитых животных.
Шкуры и их дубление
Но тут он натолкнулся на то неудобство, что шкура была слишком груба в том виде, как снималась с животного. И вот, человек направляет свою мысль на то, что бы как нибудь сделать шкуру помягче; он скоблит ее, мочит, мнет и достигает некоторых результатов. Наконец, он находит некоторые дубильные вещества, которые уже прямо доводят шкуру до нужной мягкости. Как открыты эти вещества, сказать довольно трудно. Можно только указать, что у многих первобытных народов известно действие перегнившей мочи на шкуру.
Ткани
После открытия способа ткать из волокон растений, стали употреблять для покрытия тела различные ткани. Сначала, конечно, кутались в большие куски такой ткани, а потом понемногу научились сшивать отдельные куски, для чего употреблялись рыбьи кости вместо иголок; так получалось нечто вроде рубахи, сначала без рукавов, а потом и с рукавами.
Одежда и украшение
Одежду во многих случаях трудно отличить от украшения. У многих народов, не знающих совершенно никакой одежды, есть обычай нацеплять на отдельные части тела куски ткани, очевидно, с целью разукрасить свою фигуру. Куски ткани часто нацепляются на тело так, что нисколько не могут защитить от холода, или дождя. Ясно, что это не одежда, а простое украшение.
Таким образом, в одежде мы должны отличить необходимое от того, что служит только украшением. Обыкновенно и то и другое соединено: и необходимую одежду человек старается сделать покрасивее, расшить ее какими-нибудь узорами, или придать ей красивую форму.
Но чем настоятельнее являлась человеку необходимость одеть свое тело, тем дальше отодвигалось на задний план украшение. У народов, живущих в теплых странах, мы встречаем самые разнообразные украшения: лицо и тело раскрашиваются различными красками, перья птиц затыкаются в волоса, и сами волоса, если возможно, причесываются известным образом. Все это, конечно, имеет в виду только украшение. Наоборот, на крайнем севере, в стране постоянных снегов и льдов, мы находим человека всего с ног до головы зашитого в шкуры и можем ясно видеть, как каждая часть его одежды приспособлена к необходимым движениям, и зато почти совершенно не видим украшений. Красота одежды заключаемся только в красоте самого материала, т.е. в красоте шкуры.