К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
Традиционная обувь тоже связана с определенными географическими областями. Высокие кожаные сапоги с голенищами и пришитой подошвой служили обувью для более зажиточных или праздничной; их носили и мужчины и женщины. Рядовая же рабочая обувь известна разных типов. У украинцев характерны «постолы» — мокассинообразная обувь из одного куска кожи, который охватывает ступню ноги и вверху стянут сборками. В более северной лесной зоне господствовали лапти, плетенные из лыка, реже из веревки. Лыковые лапти известны тоже нескольких типов: «московские» (русские) — косого плетения, с тупыми носами и высокими боками; белорусские — прямого плетения, с острыми носами, низкими и редко сплетенными боками. Сходный с белорусским тип лаптей, кстати, встречается и у народов Поволжья.
И с лаптями и с сапогами соединены обычно онучи, которыми обвивают ногу (вместо надевающихся чулков). За онучами, как и за голенищами сапог, носили мелкие и ценные вещи, деньги, пользуясь ими как карманом.
Описанная национальная одежда начала выходить из народного быта еще в XIX в. по мере проникновения в деревню городских товаров. В настоящее время редко где можно ее еще встретить, по крайней мере в виде целых комплексов. Но отдельные части национальной одежды носят еще во многих местностях, особенно пожилые крестьянки. В более отдаленных от городских центров деревнях встречается еще понева, сарафан, домотканая рубаха старого покроя, традиционные головные уборы — сороки, кокошники. Во многих деревнях национальная одежда, с вышивкой и украшениями, хранится по сундукам и надевается колхозницами в праздники или по каким-либо особым случаям; она широко употребляется коллективами художественной самодеятельности. Мужская национальная одежда в гораздо большей степени почти повсеместно вытеснена костюмом городского покроя.