Но было еще одно дело, которое нуждалось в таком сотрудничестве в довольно больших размерах, — это именно постройка жилищ.
Конечно, сначала, когда жилища были очень просты и устраивались не надолго, таких больших работ не могло быть. Но, когда люди сделались оседлыми, то постройка таких жилищ, где могли бы поместиться все родичи, сделалась очень важным и трудным делом. Таким именно образом общими усилиями строились и строятся большие жилища во всех частях света у первобытных народов. Иногда в таком доме могут поместиться до 700 человек народу — размеры очень почтенные для первобытного человека, не имеющего еще хороших орудий.
Для примера приведем образчик, как строятся дома у американских краснокожих. Мужчины обыкновенно приготовляют главный деревянный остов дома, а женщины приготовляют мз золы, глины и угля штукатурку, которой обмазывают дом.
Такие, построенные общими силами, дома составляют общественную собственность, т. е. в них живут все, участвовавшие в постройке. Стало быть, и здесь мы видим, что пользование плодами общих усилий принадлежит всем.
В Австралии бывает иногда так, что, кроме общих жилищ, мужчины или женщины отдельно строят для себя дома. Тогда такие построенные, например, мужчинами жилища недоступны для женщин. Они делаются для женщин и для всех вообще не участвующих в постройке табу, и никто из посторонних не осмеливается в них входить.
Из всех этих примеров видно, что, если работа ведется сообща, то все участники пользуются тем, что добыто их общими силами. Мы видим, стало быть, что общая работа ведет и к общему пользованию продуктом этой работы.
Но при этом не следует забывать, что это общее пользование сильно отличается от нашей теперешней собственности.
Мы видели, что добыча, например, охоты делится между всеми участниками, но даже и эти части не могут считаться полною собственностью. Если у кого-нибудь после дележа выйдет все мясо, то те, у которых оно осталось, непременно должны поделиться с неимущими своим запасом. Выходит, стало быть, что получивший свою часть не может все еще быть уверен, что она вся ему принадлежит, пока он ее не съест. Между тем у нас собственность тем именно и отличается, что никто, кроме ее владельца, не может предъявлять на нее своих прав.
Кроме того, наша собственность отличается еще тем, что хозяин может продать ее, между тем, как у этих народов продажа и покупка совершенно еще неизвестны; им некому продавать и не от кого покупать что бы то ни было.