Здесь, прежде всего, мы встречаем общинную охоту и рыбную ловлю. В Африке и Австралии мы находим, например, такой способ охоты. Животных окружают целою толпою и гонят по определенному направлению прямо на вооруженных охотников, которые бросают в них копья и убивают иногда такое большое количество, что и общими силами не могут всех съесть. Загоняют животных обыкновенно женщины и дети, а взрослые мужчины быот их. Все участники, которые, как видно, составляют опять таки семью, пользуются добычей. Обыкновенно, после счастливой охоты устраивается большая пирушка. Раскладывают костры, режут животных, выбрав из них самых лучших, и съедают вместе; а остальную добычу делят на части, и она составляет запас до следующей охоты.
Иногда для загона животных пользуются огнем: поджигают сухую траву и мелкий кустарник, ветер гонит огонь в одну определенную сторону; испуганные животные бегут на ожидающих охотников, и начинается бойня. Но при этом иногда и охотникам приходится плохо, если между животными окажется какой-нибудь зверь вроде льва и леопарда.
Иногда для охоты вырывают общими силами огромную глубокую яму, от краев ямы строят по обеим сторонам забор такой вышины, чтобы животное не могло перескочить через него; животных загоняют в это загороженное пространство и гонят; охотники ждут с копьями около ямы и бьют животных, которые валятся в яму и давят друг друга; добыча делится по прежнему.
Все эти способы общинной охоты дают возможность получать большую добычу при помощи очень простого оружия. Мы видели, что для такой охоты нужно только одно копье, да еще для рытья ямы нужна лопата.
С изобретением лука, который дает возможность бить животных на большом расстоянии, некоторые из таких приспособлений охоты становятся не так необходимы. Загонщиков нужно меньше, потому что уже не требуется того, чтобы животное шло прямо на охотника, а достаточно и того, если оно пойдет от него на некотором расстоянии. Яма тоже делается почти не нужной. В такой общинной охоте иногда принимают участие целые многочисленные племена. Так, например, в Америке индейцы охотятся на бизонов целым племенем. Для такой охоты у них выбирается начальник из самых опытных охотников; он распределяет занятия между всеми участниками, разделяет их на партии и по окончании охоты делит добычу.
В дележе добычи уже установился определенный порядок, которым этот начальник должен руководиться, и никто из участников не бывает обделен; все получают свою долю. Добыча при этом не считается собственностью отдельных лиц, а принадлежит всему племени. Поэтому при дележе руководятся не тем, сколько кто убил животных, а тем, у кого какая семья. У кого семья больше, тот больше и получает. Если после этого окажется, что у кого нибудь запас мяса выйдет раньше, то тот, у кого он еще остался, должен непременно поделиться с ним своим запасом.
Этот дележ добычи напоминает раздел земли между нашими крестьянами-общинниками: у них тоже земля делится так, чтобы на каждую душу пришлось поровну, у кого в семье больше душ (мужского пола), тот больше и получает.
В рыбной ловле тоже не мало таких вещей, которые заставляют ловить рыбу общими силами.
Так как рыбная ловля обыкновенно бывает тогда, когда рыба движется по воде крупными массами, то и справляться с нею приходится, понятно, сообща. Все приспособления для ловли ее таковы, что одному человеку справиться невозможно. На островах Тонга и Фиджи в Австралии ловят рыбу громадными сетями, и закинуть то такую сеть не легко, а вытащить ее с большой добычей рыбы — несравненно труднее. Для такой ловли необходима совместная работа многих.
В других местах для ловли речной рыбы, кроме сетей, употребляют следующий способ: поперек реки устраивают закол, забивая в дно реки колья; этот закол преграждает движение рыбы по реке и оставляет для нее только одно небольшое отверстие. В это отверстие опускают корзины, рыба заходит в них, и корзину с добычей вынимают. Такие заколы сооружаются общими силами, и потому рыба, пойманная этим способом, делится между всеми участниками ловли поровну, хотя бы корзина и принадлежала только одному хозяину.
В других случаях заставляют прибегать к совместной ловле еще и различные другие обстоятельства: так, например, ловля крупных пород рыб, китов, кашалотов, тюленей и проч. выполняется целыми группами охотников.
Для ловли китов собираются обыкновенно большие компании и отправляются на лодках в море. Кита преследуют на лодках и бросают в него массу копий, он ныряет, но через некоторое время снова показывается на поверхности воды, тогда в него снова бросают копья и продолжают преследование до тех пор, пока не убьют его. Добыча обыкновенно не делится между всеми участниками, каждый сам берет, что хочет и сколько успеет.
Способ охоты на тюленей очень похож на только что описанный; только лодки компании охотников рассыпаются в разные стороны, чтобы при вторичном появлении тюленя добить его, где бы он ни выплыл. Наловленные тюлени опять делятся поровну между всеми участниками.
Перечислять все многочисленные способы рыбной ловли общинами довольно трудно: лученье, багренье, глушенье рыбы зимою подо льдом и множество других — все они ведут к общинной работе.
Все эти способы, существовавшие в прежние времена, сохранились до наших дней, и не только у первобытных диких народов, но даже и у нас в России живут до последнего времени. Конечно, сохранились они только там, где особенно благоприятны условия для рыбной ловли: по берегам морей, по большим рекам и на озерах. В прежние времена, например, у уральских казаков существовали такие способы рыбной ловли; она велась крупными компаниями, и добыча делилась между всеми участниками.