Общие вопросы технологической классификации орнамента

Под орнаментом обычно понимается «узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, …связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляя или акцентируя архитекторику предмета». [Недошивин Г.А., 1978, с. 524].

Несмотря на столь стройное определение, в I археологии отсутствует устоявшаяся терминология описания и анализ орнаментального узора. Элемент, мотив, композиция, раппорт, техника, инструмент, прием — это основные аналитические критерии для углубленного рассмотрения декора и классификации его по стилю, традиции, культуре, общности культур и т.д. В конкретной практике исследования они часто путаются между собой, делая несопоставимыми результаты разных исследований.

Дефиниции археологического декора чаще всего определяются по ассоциации. В его основе может лежать морфологическое сходство («гусеничка», «арочный» орнамент, «розетка» и т.д.) или разговорные бытовизмы (ямка, лунка, гребенка).

В настоящее время вряд ли целесообразно изменять устоявшиеся названия орнаментальных техник и приемов. В задачи настоящей главы входит демонстрация технолого-диагностических особенностей различных техник и приемов для более точного их описания и понимания. Такая трасологическая интерпретация может помочь в определении содержания процесса декорирования, сделать декоративную технику сопоставимой для различных культурных комплексов.

По способу взаимодействия с материалом (глиняной поверхностью) можно выделить два основных вида декорирования: рельефный и расписной орнамент [Сайко Э.В., 1977, с. 169; Shepard А.О., 1956, р. 194-213]. Последний выполнялся с использованием красок и не деформировал поверхность сосуда, оставляя на ней разнообразные следы. Рельефный орнамент, наоборот, результат контактирования с поверхностью сосуда различных твердых орудий, оставляющих после себя многочисленные следы. Это позволяет установить способы воздействия инструмента на глину и морфологию его рабочего края. В этой связи по специфике взаимодействия с материалом рельефный орнамент в какой-то степени аналогичен утилитарной обработке поверхности сосуда и его можно рассматривать как разновидность грубой механической обработки.

С одной стороны, мастер, использующий рельефный орнамент, учитывает свойства и возможности материала (кость, глина, дерево, металл, береста), с другой — рельефный декор деформирует поверхность изделия, изменяя его свойства (углубление, соскабливание, тиснение, срезание). Все это приводит к тому, что любой декор, помимо определенной эстетико-семантической, несет функционально-технологическую нагрузку. Причем, по всей видимости, семантико-эстетический аспект связан прежде всего с общей орнаментальной композицией, раппортом и спецификой инструментов (?), а приемы и способы исполнения простейших элементов рисунка отражают, в основном, функционально-технологический аспект декора.

В конкретном проявлении в одних случаях какие-то декоративные элементы в первую очередь указывают на технологические функции орнамента, в других преобладают эстетические и семантические функции, связанные с социализацией и восприятием посуды.

Терминология

Способ декорирования характеризует движения (основной принцип) инструмента при механическом воздействии его на поверхность сосуда.

Прием декорирования — конкретное соотношение различных способов, характера инструмента, угла постановки орудия.
Техника декорирования включает все материальные средства, участвующие в этом процессе. В практике обычно учитываются только орнаментиры (рабочие поверхности).

Орнаментир — инструмент для нанесения декора, который при соприкосновении с глиняной поверхностью оставляет след. Орнаментирами могут служить предметы с разнообразными первичными функциями.

Манера декорирования характеризует устойчивое предпочтение каких-либо особенностей постановки орудия.
Терминологическая и содержательная упорядоченность технологических особенностей декора лишь на первый взгляд может показаться не заслуживающей внимания, так как с точки зрения традиционной археологии невелико различие между линией, выполненной прочерчиванием и нарезанием. Но, когда речь идет о реконструкциях технологических стереотипов, традиций, образа жизни, такие детали могут дать важную информацию о специфических приемах декорирования, предпочитаемых древними мастерами.

Безусловно, орнаментирование, как и любой творческий процесс, сугубо индивидуально, но в терминологической разноголосице исследований керамики растет необходимость систематизировать наши знания по технологии декора, выделить на признаковом уровне стандартные, принципиально важные различия технических приемов, очертить тот общий фон, который должен способствовать оценке каждого конкретного случая.

В археологии уже предпринимались попытки систематичного технологического осмысления способов нанесения рельефных узоров и их экспериментального способа тестирования [Hoffman В., 1983, р. 39-66, fig. 30-41; Dotzler G., 1984]. Так, Э.В. Сайко в своей докторской диссертации подразделила способы декорирования по принципу отражения в глине рабочих поверхностей орнаментиров и способов их получения [Сайко Э.В., 1977, с. 200-236]. Она выделила прочерчено-процарапанный орнамент — след получается за счет разрыва поверхности слоя глины (тонкий острый рабочий конец); прочерчено-вдавленный, полученный за счет уплотнения глиняной массы (рабочий край орудия имеет округлые очертания, движение инструмента непрерывное); вдавленный — образуется за счет уплотнения глиняной массы и частичной деформации стенки (рабочий край не учитывается, движение орудия прерывистое); налепной, связанный с нанесением на поверхность дополнительной глины; резной — выемка глиняной массы острым инструментом; штампованный, образующийся за счет деформации стенки и ее уплотнения.

Несложно заметить, что в предложенной технологической классификации нарушен принцип единства основания. Для одних декоров акцент смещается к движению инструмента, для других — к конфигурации рабочего края. Например, прочерчено-процарапанный орнамент отличается от резного лишь характером рабочей поверхности (процарапывание — острый, точечный край; резание — острый, протяженный рабочий край). Штампованный и вдавленный орнаменты ничем не отличаются друг от друга. Прочерчено-вдавленный соединяет в себе два способа движения инструмента (протягивание и давление).

Другая систематизированная сводка технологических приемов декорирования принадлежит И. В. Калининой и Е.А. Устиновой [Калинина И.В., Устинова Е.А., 1990, с. 7-9]. Исследовательницы подразделяют орнаментиры на два класса на основании особенностей рабочего края орудия: зубчатые и незубчатые инструменты. Для зубчатых орудий определено восемь способов орнаментации:

1) штампование — перпендикулярное положение штампа к поверхности (основание для выделения — положение штампа относительно поверхности);

2) прокатывание штампа по дуге рабочего края (основание — движение орудия);

3) шагание — движение штампа в поочередном развороте (основание — движение орудия);

4) шагание с прокатыванием — сочетание двух видов движения;

5) протаскивание — движение орудия без отрыва от поверхности (основание — характер соприкосновения с поверхностью);

6) отступание — движение орудия без отрыва от поверхности с периодическим нажимом (сочетание двух видов движения);

7) накалывание — получение оттисков при наклонном положении штампа (основание для выделения — положение орудия относительно поверхности);

8) шагание с протаскиванием — сочетание двух видов движения.

Для не зубчатых орудий определено шесть способов нанесения орнамента: 1) накалывание; 2) протаскивание;. 3) отступание; 4) прокатывание; 5) отступание с прокатыванием; 6) шагание с прокатыванием.

Авторы стараются содержательно раскрыть и описать выделенные технические приемы. Однако, как и в классификации Э.В. Сайко, отсутствует единство основания в определении того или иного способа нанесения орнамента. Штампование (или печать) отличается тем, что орудие движется сверху вниз перпендикулярно орнаментируемой поверхности и в этом случае не важно как ориентирована рабочая часть инструмента — перпендикулярно или наклонно — относительно поверхности. Оттиски будут различны, но способ декорирования — один. В классификации же И.В. Калининой и Е.А. Устиновой, в одном случае техника называется штампованием, в другом — накалыванием. Поэтому вновь встает вопрос: как классифицировать орнаментальную технику — по виду оттиска или по способу его образования?

Рисунок отпечатка может быть получен разными способами и это отмечают исследовательницы: «… одним орнаментиром выполнимы морфологически разные оттиски, а за кажущимся морфологическим сходством оттисков стоят существенные различия, значимые для понимания исторических процессов». [Калинина И.В., Гаджиева Е.А.,
1993, с. 86].

Так, А. Шепард, рассматривая возможности орнаментиров, отмечает, что характеристика непрерывности линии может быть создана не только с использованием круглого орудия (проглатывания), но и плоского инструмента (штампования). Характеризуя технику нарезки, она отмечает, что идентификация орудий должна проводиться при учете профиля отпечатка, наклона бороздки, симметричности. Например, если профиль бороздки, сделанной заостренным орудием симметричен, следовательно, орнаментир держали под прямым углом к поверхности сосуда [Shepard А.О., 1956, р. 200]. В связи с этим, наиболее целесообразно проводить технологическую классификацию декора, содержательно оценивая природу различных отпечатков.

В археологической литературе можно найти множество конкретных примеров классификации технологии и типологии декора [Матвеев А.В., Бурлина Т.В., 1990; Скарбовенко В.А., 1991; Калинина И.В., 1979]. Часто терминологическая и содержательная неопределенность столь очевидна, что керамические комплексы становятся несравнимы ни по одному критерию.

Классификация по технике предполагает определение и систематизацию отпечатков по орудиям, которыми они были нанесены. В западносибирской археологической литературе часто можно встретить такие термины, как техника печатной гребенки, гребенчатая техника, техника фигурно-штампованной орнаментации, техника гребенчатого штампа, техника отступающей палочки, прочерченная техника и т.д. В большинстве подобных определений смешаны материальные средства, с помощью которых нанесен орнамент, и способы его нанесения. Строго говоря, классификация орнаментиров по оттискам на сосудах может быть проведена лишь с учетом только одной характеристики — рабочей поверхности орудия. По этому критерию можно выделить гребенчатую технику (орнамент выполнен орудием, имеющим рабочую поверхность в виде гребенки), фигурно-штампованную технику (под термином «штампованная» понимается не способ, а специфика орнаментира), орнаментация, выполненная палочкой («палочка» — это условный термин), техника налепа и т.п.

Уровень определения орнаментира (по рабочей поверхности) — наиболее общий классификационный срез, во многом позволяющий диагностировать орудие декорирования. Экспериментальные исследования с целью идентификации орнаментиров ограничиваются поисковыми сравнительными тестами по принципу сходства-несходства. Иногда попытки точной диагностики оказываются удачными [Титов Ю.А., 1970; Калинина И.В., Гаджиева Е.А., 1988; Коробков И.А., Крижевская Л.Я., 1958; Liddel D.M., 1929], иногда — не совсем [Зах В.А., 1990].

На данном уровне экспериментирования невозможно проведение экспериментов, раскрывающих закономерности применения тех или иных орнаментиров, прогнозирование характера их использования (особенно естественных) по признакам отпечатков. Вероятно, поэтому столь редки удачные примеры полной идентификации, так как отсутствуют критерии для обоснованного выбора ориентиров при направленном переборе вариантов. Больше возможностей для экспериментирования предоставляют способы декорирования.

Классификация по способам орнаментации

В основании подразделения технологических приемов по способу нанесения орнамента лежит принцип механического движения орнаментира относительно поверхности сосуда. Основных принципов движения шесть (рис. 132): 1) штампование; 2) прокатывание; 3) шагание; 4) протягивание (протаскивание); 5) насекание; 6) накалывание. Каждый из перечисленных способов характеризуется определенной кинематикой, условиями (характер орудия), при которых эту кинематику можно реализовать, и не определяется формой рабочей поверхности орудия.

Штампование (рис. 134; 135, 1) — способ, характеризующий движение орудия сверху вниз перпендикулярно поверхности сосуда. И.В. Калинина и Е.А. Устинова за основу штампования взяли не движение самого орудия, а постановку орудия относительно поверхности [Калинина И.В., Устинова Е.А., 1990, с. 9]. В связи с этим, например, из печатно-гребенчатых узоров выпадают орнаменты, где любой наклон орудия при сохранении общего характера движения перпендикулярно поверхности сосуда дает оттиск, который может быть отнесен к иному приему декорирования (отступание, накалывание). На этом основании содержательно меняется и понимание печатно-гребенчатой орнаментации, общего ареала ее распространения и локальных особенностей. Поэтому, на мой взгляд, нецелесообразно учитывать характер постановки орудия в определении способов декорирования, так как способ — это характеристика движения орудия.

Основным признаком штампования является отсутствие следов протягивания инструмента по поверхности сосуда. В зависимости от формы рабочего края, оттиск получается с хорошо пропечатанными на одинаковую глубину концами орудия (орнаментир имеет прямое лезвие) или отчетливо представленным оттиском средней части орудия и неглубоко оттиснутыми концами (дугообразное лезвие инструмента).

Накалывание — способ, характеризующий движение орудия сверху вниз под углом к поверхности сосуда. Терминологически всякое проникновение орудия в стенку сосуда в результате движения сверху вниз можно назвать накалыванием. В известном смысле и штампование может считаться накалыванием (частный случай). Однако, содержательно их целесообразно разделить, так как штампование предполагает какую-либо форму орудия и оттиска, а накалывание (укол) -орудие с заостренным в той или иной степени рабочим краем.

Наколы имеют рисунок оттиска с одной четко выраженной стороной, передающей характер орудия, и другой — аморфной, являющейся результатом легкого протягивания орудия по поверхности в процессе вытаскивания из глины.

Прокатывание — поступательное оттискивание частей рабочего края инструмента по дуге рабочей поверхности. Орнаментир предполагает дугообразно выгнутое (круглое) лезвие. Прокатывание может быть полным, когда орнаментир представлен полной окружностью (лозьвинские штампы, орудия для декорирования белорусских гончаров) и редуцированным, когда дуга рабочей поверхности составляет менее 360°. В зависимости от угла дуги, редуцированность может быть сильно или слабо выражена (360-180-90° и менее).

Элементы, выполненные прокатыванием инструмента, обычно не имеют четко фиксированных размеров (длина) оттиска, в отличие от штампования. Кроме того, концы отпечатков при прокате пропечатываются слабее центральных участков. Причем, это не зависит от пробега инструмента: как при длином, так и при коротком пробеге концы пропечатываются слабее, что указывает на дугообразный рабочий край.

В практике бывает сложно отличить оттиски, оставленные прокатыванием орнамёнтира, от печатных оттисков орудия с выгнутой поверхностью. В определенном смысле они аналогичны друг другу. В конкретных случаях учитываются и длина пробега, и вариационный размах размеров оттисков, и дуга поверхности сосуда.

Шагание — «движение штампа при поочередном развороте его на одном и другом концах» [Калинина И.В., Устинова Е.А., 1990, с. 9]. Один конец орудия при этом отрывается от поверхности сосуда. Шагание — довольно специфический прием легко узнаваемый на любой керамике. В отдельных случаях путается шагание и шагание с прокатыванием, выполненное инструментом с выгнутым рабочим лезвием (ср.: шагающая гребенка — гребенчатая качалка). Отпечатки (приемы) могут быть легко различимы по кривизне оттисков и пропечатке концов инструмента.

Протаскивание (протягивание) — способ движения инструмента без отрыва от поверхности сосуда при равномерном нажиме. Здесь следует отметить, что этим способом выполнены самые различные по морфологии элементы: прочерченные и резные линии, протащенная гребенка. Их особенности связаны не со способом орнаментации (движением орудия), а с формой рабочего края орнаментира. Диагностика их также не представляет особых сложностей: на ложе отпечатков отчетливо заметны следы, идущие параллельно направлению движения орудия.
В практике декорирования все выделенные способы представлены как в чистом виде, так и в соединении друг с другом. Конкретное соотношение способов (характеристики разных движений орудия) в сочетании с формой рабочей поверхности орудия, углом постановки, дает представление о приемах орнаментации. Другими словами, прием — это конкретное воплощение способа декорирования. В анализе археологической керамики именно прием лежит в основе «техники орнаментации» (в расхожем понимании). Многие приемы получили в археологии свое конкретное название.

Классификация по приемам орнаментации

В конкретном анализе декора оценка движения орнаментира (способа декорирования) выливается, в связи с конкретным проявлением этого способа, в орнаментальный прием.

«Отетупающе-накольчатая»техника (рис. 133) — сочетание двух способов декорирования: протаскивания и накалывания. Инструмент обычно расположен под углом к поверхности сосуда. След протаскивания орнаментира длинный и доходит до следующего оттиска (накола). Отступание может быть частым, когда в движении преобладает накалывание, и редким, когда акцентировано протаскивание. В тех случаях, когда протаскивание минимально или совсем отсутствует (при постановке орнаментира под углом к поверхности), прием может быть диагностирован как накалывание [Калинина И.В., Устинова Е.А., 1990, рис. 4, VII-VIII].

«Прочерченная техника», «протащенная гребенка», «резная техника». В основе этих приемов лежит способ протаскивания инструментов по поверхности сосуда, в результате чего соскабливается (разрезается) слой глины в месте соприкосновения орудия с поверхностью. В зависимости от характера рабочего края и воздействия его на глину, определяется конкретный прием декорирования.

Прочерченная техника
связана с протаскиванием острого или слегка закругленного орудия. Рабочий конец инструмента имеет небольшую площадь или острие, которое разрывает поверхностный слой глины (процарапывание), оставляя по краю следа многочисленные задиры. Задиры почти не образуются, если орудие имеет округлый рабочий край.

Резная техника
связана с протаскиванием заточенного инструмента параллельно его длинной оси. Орудие как бы разрезает слой глины, и задиры почти не образуются. «Резная» техника отличается от «прочерченной» только характеристикой рабочей поверхности инструмента, а, следовательно, и характером его воздействия на глину. Способ движения обоих орнаментиров одинаков.

Протащенная гребенка. Протаскивание выполнено гребенчатым инструментом. Способ и характер воздействия на глину аналогичен прочерченной технике. Зубцы орнаментира соскребают слой глины, оставляя четкий след.

«Движущаяся гребенка» (рис. 134; 135, 2). Впервые термин «движущаяся гребенка» применил Ю.Ф. Кирюшин [Кирюшин Ю.Ф., Малолет-ко А.М., 1979, с. 85-86], понимая под ним прием с труднорасчленимыми способами движения орудия (отступание с шаганием и протаскиванием). Автор настоящей работы отмечал, что этот прием связан с шагающей гребенкой с элементами протаскивания [Глушков И.Г., 1984]. Н.К. Стефанова называет этот прием «шагающая гребенка с малой амплитудой шага» [Стефанова Н.К., 1986, с. 42].

В основе механизма движения орнаментира при выполнении «движущейся гребенки» лежит шагание, то есть движение с поочередным разворотом конца орудия. Однако, если при обычном шагании один из концов отрывается от поверхности сосуда, то выполнение движущейся гребенки не предполагает отрыва орнаментира от поверхности и шагание осуществляется протаскиванием. Довольно часто амплитуда шага настолько мала, что диагностика этого приема вызывает затруднение. Наиболее простой признак, позволяющий различить движущуюся и отступающую гребенку, это взаиморасположение противолежащих концов оттиска инструмента. При отступании они находятся друг под другом по прямой, в движущейся гребенке — в шахматном порядке: нижний оттиск по вертикали располагается между двумя верхними.

В зависимости от постановки орудия и его рабочей части, отпечатки могут иметь слабое оттаскивание обоих концов инструмента (результат выпуклого рабочего лезвия), отчетливое пропечаты-вание концов (прямое лезвие) или оттискивание только одного конца орудия (результат специфической постановки орнаментира). Оттиски средних зубцов всегда выглядят как одна сплошная линия, похожая на линию, выполненную отступающей палочкой.

«Гладкая (гребенчатая ) качалка». По определению О.Н. Бадера — это «шагающая гребенка, наносившаяся прокатыванием определенного штампа, с поворотом его на концах линии». [Бадер О.Н., 1951, с. 20]. Автор довольно точно подметил основные характеристики этого приема. В основе его лежит шагание с элементами прокатывания. Прокатывание становится возможным в связи с округлым характером рабочего края.

В отличие от шагающей гребенки, гребенчатая качалка имеет в равной степени пропечатанные концы и середину инструмента. В шагающей гребенке концы отпечатываются более отчетливо в связи с разворотом орудия. Характер дуги одного гребня в гребенчатой качалке не обладает выраженными диагностирующими признаками, потому что возможности орудия позволяют наносить как прямые, так и дугообразные оттиски. Отличительные особенности качалки связаны с тем, что общий рисунок узора менее аккуратный, чем при шагающей гребенке, так как сложно соблюсти одинаковую амплитуду шага и дугу прокатывания.

«Насечка» (от слова «сечь, резать»). Предполагает использование орудия как с точечным, так и с протяженным острым рабочим краем. Прием характеризуется коротким (резким) протаскиванием инструмента, который разрезает глиняную поверхность. Образующийся в результате такого движения след имеет специфический рисунок контура — один конец отпечатка тоньше и длиннее, чем другой.

Насечки (как технический прием) можно спутать со штампованными оттисками орудия с заостренным и выпуклым рабочим краем («гладкий штамп»). В этом случае целесообразно обратить внимание на следы движения орнаментира, оставшиеся на стенках отпечатка. Если они направлены перпендикулярно поверхности — это штампование (оттиск гладкого штампа), если параллельно — насечка.

В целом, хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на ограниченное количество движений (способов орнаментирования), разнообразие приемов и манер декора сильно зависят от конкретного сочетания различных способов, формы рабочего края и особенностей постановки инструмента^ Все это определяет морфологическое многообразие отпечатков и их сходство, несмотря на то, что они выполнены совершенно различными орудиями или имеют отличия, хотя использовался один и тот же инструмент.

Как уже отмечалось, эксперименты с декором — это поисковая работа, заключающаяся в переборе возможных сочетаний с целью получения полной модели археологического оттиска. Планирование и проведение подобных экспериментов осуществляется специально в каждом конкретном случае. Выше предложены наиболее общие моменты, на которые исследователь может обратить внимание при анализе декора. Данные характеристики могут дополняться, уточняться и изменяться в ходе конкретного изучения.

В этот день:

Дни смерти
1911 Умер Андрей Александрович Титов — верхневолжский археолог, этнограф, палеограф, предприниматель, крупнейший специалист по древностям Ростова и округи, основатель Ростовского исторического музея.
2008 Умерла Галина Ивановна Матвеева — российский археолог и педагог, профессор, один из первых преподавателей Самарского (Куйбышевского) государственного университета, создатель археологического центра в Самаре. Автор концепции появления ранних славян в Среднем Поволжье в первых веках н. э.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014