Общие представления о конституции человека

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

Конституция (от лат. constitutio — состояние, сложение, свойство) — многозначное понятие, которое в самой общей форме может истолковываться как состояние организма человека, проявляющееся, в частности, и в особенностях его телосложения. Конституциональные типы, например, худощавый, долговязый астеник или склонный к полноте пикник с округленными контурами тела, были известны уже в глубокой древности и нашли свое воплощение в искусстве разных народов. Так, шедевр египетской скульптуры — статуя «Шейх-элъ-Белед» древностью свыше 2,5 тыс. лет до н. э. — изображает классического пикника, а статуи фараонов Аменофиса IV и Тутанхамона имеют черты типичных астеников.

Зачатки научных представлений о конституции появились в эпоху расцвета ранних цивилизаций, античной медицины и повышения интереса к человеческой индивидуальности. Они связаны с врачебными школами Древней Греции (прежде всего, косской) и именем великого медика древности Гиппократа(460-377 гг. до н. э.). В трудах Гиппократа и его учеников проводится мысль, что возникновение и развитие заболеваний зависит от свойств организма, и в них содержится уже значительный фактический материал по конституции человека. Древнегреческие врачи дали поразительно точное описание некоторых проявлений астенической конституции и предсказывали прогноз при чахотке в зависимости от особенностей телосложения, что неоднократно подтверждалось в дальнейшем. Сущность болезней школа Гиппократа усматривала в «неправильном» смешении четырех основных «соков» — крови, слизи, желчи и черной желчи, — которым соответствовали четыре качества — тепло, холод, сухость и влажность. Согласно этой «гуморальной гипотезе» (от лат. humor — жидкость, сок), при «неправильном» их смешении (дискразии) возникает болезнь, тогда как «правильному» смешению (эвкразии) соответствует здоровье. При менее значительных нарушениях возникают не болезнь, а лишь предрасположенность к ней и определенные особенности индивидуальной конституции, воплощенные в индивидуальных темпераментах. Гиппократ уже различал несколько видов конституции — «хорошую» и «плохую», «сильную» и » слабую «, » влажную «, » сухую » и др. Дальнейшее развитие идеи конституциональной предрасположенности отражено в учении о диатезах (греч. diathesis — предрасположенность) знаменитого римского врача и анатома К. Галена (131-211 гг. н. э.), который тоже был сторонником гуморальной теории. Гален ввел понятие о габитусе (лат. habitus) как совокупности внешних признаков, характеризующих облик индивида.

Таким образом, уже у самых истоков учения о конституции в основу этого понятия были положены индивидуальные особенности реакций организма на внешние воздействия, а также состояния предрасположенности, т. е. пониженной устойчивости, или резистентности (от лат. resistare — сопротивляться), к определенным заболеваниям. При всей наивности этих ранних гипотез речь идет по сути о присущей организму норме реакций, хотя само это понятие принадлежит XX столетию. В соответствии с ним, каждый генотип имеет свою норму реакций, реализующуюся в конкретных условиях среды в индивидуальную фенотипическую норму.

В дальнейшем учение о конституции развивалось эмпирико-клиническим путем, в тесной связи с медициной. Значительная часть констуциональных схем XIX и первой половины XX вв. — анатомические (морфологические) или чисто клинические. Вместе с тем, клинический подход к конституции был связан с необходимостью разграничения наследственной основы, которая обусловливает болезнь, с признаками, развивающимися под воздействием самого заболевания. Поэтому особое значение приобрело изучение основных факторов, определяющих конституцию, прежде всего генетического, но также и модифицирующих ее внешних влияний среды.

Эта двойственность самой природы биологического статуса и происхождения его индивидуальных свойств отражается на методологических подходах к понятию конституции. В большинстве конституциональных схем основная роль отводится наследственному фактору, а в некоторых из них даже полностью отрицается роль внешних воздействий. Довольно близко к современному пониманию конституции подошел Г. Бауэр, который считал, что конституция данного человека есть форма проявления его общей психофизической личности, обусловленной генетической формой реакции на средовые влияния, а также модификацией этой реакции, вызванной внешними факторами. Сходно по смыслу и определение В.М. Русалова, считавшего общую конституцию суммарным свойством организма реагировать определенным образом на внешние воздействия, не нарушая пределов связей всех признаков как целого, закрепленных генетически, но способных меняться под влиянием среды.

Подавляющее большинство конституциональных схем — морфологические. К настоящему времени их насчитывается свыше 60, и постоянно предлагаются новые классификации телосложения, разработанные на основе современных математических подходов. Примерно с середины XX столетия с развитием более точных и чувствительных физиолого-биохимических методов, пригодных для массовых исследований людей, возникли предпосылки для изучения функциональной конституции и ее взаимоотношений с телосложением. Значительное внимание в XX в. было уделено также разработке психосоматических схем. В последние десятилетия вновь возвращаются к представлениям Гиппократа о необходимости лечить не болезнь, а самого больного, имея в виду его индивидуальность, как врожденную (унаследованную), так и приобретенную. Это соответствует конституциональному подходу, который постепенно завоевывает позиции и в современной медицине. Он важен не только для клинической медицины, которая лечит, но и особенно для создания профилактической медицины, которая предупреждает заболевания.

Помимо очень существенного в теоретико-познавательном и практическом отношениях медицинского аспекта конституционологии, большое самостоятельное значение имеет также общебиологический: изучение реально существующего полиморфизма биологического статуса Homo sapiens и факторов, его обусловливающих.

Определение. В общем виде конституцию можно определить как фундаментальную биологическую характеристику целостного организма, проявляющуюся в особенностях его реактивности и резистентности, в основе которой лежит специфическая норма реакций индивидуального генотипа. Видимо, в пределах конкретных популяций существует многообразие индивидуальных норм, которые могут объединяться по признакам сходства в конституциональные нормы. Это позволяет говорить о конституции одновременно как об индивидуальной и индивидуально-типологической характеристике.

Исторически различия в индивидуальной реактивности и устойчивости с самого начала связывались с определенными особенностями телосложения. И в дальнейшем развитии конституционологии основной тенденцией становится комплексный подход — изучение физиологических, нейроэндокринологических, иммунологических, психофизиологических и психологических особенностей соматических (от лат. soma — тело) типов. Таким образом, можно сказать, что общая конституция включает совокупность относительно устойчивых морфофункциональных, психофизиологических и психических признаков, в той или иной степени сопряженных (прямой или косвенной много-многозначной зависимостью) с реактивностью и резис-тентностью организма. Эта обобщенная характеристика воплощает, следовательно, не только биологическую, но и биосоциальную целостность человека. Очевидно, что задача создания такой комплексной многоуровневой конституциональной типологии чрезвычайно сложна, и ее реальное решение, насколько оно вообще возможно, принадлежит будущему. Однако научная и практическая перспективность разработки этой проблемы несомненна, и к настоящему времени уже собрана обширная и ценная информация о связях между параметрами разных систем организма — межсистемных ассоциациях. Вместе с тем, такие биологические связи далеко не всегда выявляются математически, или же статистические связи могут оказаться более слабыми, чем предполагаемые биологические зависимости.

Наряду с общей конституцией — фундаментальной биосоциальной характеристикой целостного организма и некоторых сторон личности индивида, — важную информацию об этом несут в себе и так называемые «частные конституции». К их числу относятся, например, телосложение, биохимическая- индивидуальность, психотип, дактилотип (индивидуальные особенности кожного рисунка пальцев рук), конституции отдельных систем, органов и тканей и т. д. Предложены и разрабатываются классификации индивидуальной реактивности людей, основанные на морфологических, неврологических, эндокринологических, иммунологических и других данных. Однако наибольшее внимание и поныне уделяется различным схемам морфологической конституции с последующим изучением взаимоотношений соматических типов с физиологическими и психологическими признаками.

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 25.10.2014 — 20:32

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014