К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
Переходя к изучению общественного быта восточнославянских народов, надо решить прежде всего вопрос о границах этнографического изучения. Что в общественном быту восточных славян входит в область интереса этнографа? Когда дело идет о таких высококультурных народах, как русские, белорусы и украинцы, о народах с богатым историческим прошлым, со сложной классовой структурой, с развитыми формами прежних социально-политических отношений, то само собой разумеется, что этнографическое исследование здесь всегда будет переплетаться с изучением истории как общей, так и специальной — экономической, культурной, с целым рядом узких специальных исследований. Социально-экономический и политический строй восточнославянских народов, историческое развитие этого строя, — вся эта огромная область, хотя и интересует этнографа, но здесь ему приходится затрагивать сферу компетенции других специалистов.
Практически в область собственно этнографического изучения входят здесь, если можно так выразиться, чисто народные, традиционные, самобытные формы дореволюционной общественной жизни, хотя и для них трудно определить строгие границы. В этой области этнографами накоплен материал о формах домашне-семейного быта, и то только народного, сохранившегося главным образом в деревне, а не о тех его формах, которые сложились в городе и у господствующих классов, не тех, например, которые описываются в «Анне Карениной» Толстого или в рассказах Чехова. Помимо этого, этнографами собраны данные о сельской общине и ее пережитках, хотя эта более специальная область изучается и историками-экономистами и историками права. В изучении обычного права этнограф опять соприкасается со специалистом — с юристом.
В рамках общего курса можно затронуть только самые основные вопросы общественного быта изучаемых нами народов.