Общая характеристика эпохи

К оглавлению книги / К следующей главе

Человек отличается от всех живых существ на Земле тем, что с самого начала своей истории активно создавал вокруг себя искусственную среду обитания и пользовался при этом различными техническими средствами, которые называются орудиями труда. С их помощью он добывал себе пищу — охотясь, ловя рыбу и занимаясь собирательством, строил себе жилища, изготовлял одежду и домашнюю утварь, создавал культовые сооружения и произведения искусства.

Каменный век — древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека.

Для изготовления разнообразных орудий и других необходимых изделий человек использовал не только камень, но другие твердые материалы: вулканическое стекло, кость, дерево, а также пластичные материалы животного и растительного происхождения (шкуры и кожу животных, растительные волокна, позже — ткани). В завершающий период каменного века, в неолите, широко распространился первый искусственный материал, созданный человеком, — керамика. Исключительная прочность камня позволяет изделиям из него сохраняться на протяжении сотен тысячелетий. Кость, дерево и другие органические материалы, как правило, не сохраняются так долго, и поэтому для изучения особенно удаленных во времени эпох изделия из камня становятся, благодаря своей массовости и хорошей сохранности, важнейшим источником.

Хронологические рамки каменного века очень широки — он начинается около 3 млн лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8—9 тыс. лет тому назад на Древнем
Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе). Длительность этого периода существования человечества, который носит название доистории и протоистории, соотносится с длительностью «письменной истории» так же как сутки с несколькими минутами или размеры Эвереста и теннисного мячика. Такие важнейшие достижения человечества, как появление первых социальных институтов и определенных экономических укладов, и, собственно, формирование самого человека в качестве совершенно особого биосоциального существа, относятся к каменному веку.

В археологической науке каменный век принято разделять на несколько основных этапов: древний каменный век — палеолит (3 млн лет до н.э. — 10 тыс. лет до н.э.); средний — мезолит (10-9 тыс. — 7 тыс. лет до н.э.); новый — неолит (6-5 тыс. — 3 тыс. лет до н.э.). Археологическая периодизация каменного века связана с изменениями в каменной индустрии: каждый период характеризуется своеобразными приемами первичного расщепления и последующей вторичной обработки камня, результатом чего является широкое распространение совершенно определенных наборов изделий и их ярких специфических типов.

Каменный век соотносится с геологическими периодами плейстоценом (который также носит названия: четвертичный, антропогеновый, ледниковый и датируется от 2,5-2 млн лет до 10 тыс. лет до н.э.) и голоценом (начиная с 10 тыс. лет до н.э. до нашего времени включительно). Природные условия этих периодов играли существенную роль в становлении и развитии древнейших человеческих обществ.

Интерес к коллекционированию и изучению доисторических древностей, в особенности каменных изделий, существовал достаточно давно. Однако еще в Средневековье, да и в эпоху Возрождения, их происхождение чаще всего относили к природным явлениям (повсеместно были известны т.н. громовые стрелы, молоты, топоры). Лишь к середине XIX в., благодаря накоплению новых сведений, получаемых при все расширяющихся строительных работах, и связанному с ними развитию геологии, дальнейшему развитию естественно-научных дисциплин, идея о материальных доказательствах существования «допотопного человека» приобрела статус научной доктрины. Важным вкладом в формирование научных представлений о каменном веке как о «детстве человечества» послужили разнообразные этнографические данные, при этом особенно часто использовались результаты изучения культур североамериканских индейцев, которое началось в XVIII в. вместе с широкой колонизацией Северной Америки и развивалось в XIX в.

Огромное влияние на формирование археологии каменного века оказала и «система трех веков» К.Ю. Томсена — И.Я. Ворсо. Однако лишь создание эволюционистских периодизаций в истории и антропологии (культурно-историческая периодизация Л.Г. Моргана, социологическая И. Бахофена, религиозная Г. Спенсера и Э. Тейлора, антропологическая Ч. Дарвина), многочисленные совместные геологические и археологические исследования разнообразных палеолитических памятников Западной Европы (Ж. Буше де Перта, Э. Ларте, Дж. Леббока, И. Келлера) привели к созданию первых периодизаций каменного века — выделению эпох палеолита и неолита. В последней четверти XIX в., благодаря открытию пещерного искусства палеолита, многочисленным антропологическим находкам плейстоценового возраста, в особенности благодаря находке Э. Дюбуа на острове Ява остатков обезьяно¬человека—питекантропа, в осмыслении закономерностей развития человека в каменном веке возобладали эволюционистские теории.
Однако развивающаяся археология требовала при создании периодизации каменного века использования собственно археологических терминов и критериев. Первая такая классификация, эволюционистская в своей основе и оперирующая специальными археологическими терминами, была предложена французским археологом Г. де Мортилье, который выделял ранний (нижний) и поздний (верхний) палеолит, разделенные на четыре этапа. Эта периодизация получила очень широкое распространение, а после ее расширения и дополнения эпохами мезолита и неолита, также разделенными на последовательные этапы, приобрела господствующее положение в археологии каменного века на довольно долгое время.

В основе периодизации Мортилье лежало представление о последовательности стадий и периодов развития материальной культуры и единообразии этого процесса для всего человечества. Ревизия этой периодизации относится уже к середине XX в.

Дальнейшее развитие археологии каменного века связано также с такими важными научными течениями, как географический детерминизм (объясняющий многие стороны развития общества влиянием природно-географических условий) диффузионизм (поставивший наряду с понятием эволюции, понятие культурной диффузии, т.е. пространственного перемещения культурных явлений). В рамках этих направлений работала плеяда крупных ученых своего времени (Л.Г. Морган, Г. Ратцель, Э. Реклю, Р. Вирхов, Ф. Коссина, А. Гребнер и др.), внесших значительный вклад в оформление основных постулатов науки о каменном веке. В XX в. появляются новые школы, отражающие, кроме перечисленных выше, этнологические, социологические, структуралистские тенденции в изучении этой древнейшей эпохи.

В настоящее время неотъемлемой частью археологических исследований стало изучение природного окружения, оказывающего большое влияние на жизнь человеческих коллективов. Это вполне естественно, особенно если вспомнить, что с самого момента своего появления первобытная (доисторическая) археология, зародившись в среде представителей естественных наук — геологов, палеонтологов, антропологов, — была теснейшим образом связана с естественно-научными дисциплинами.

Основным достижением археологии каменного века в XX в. было создание четких представлений о том, что различные археологические комплексы (орудий труда, оружия, украшений и т.п.) характеризуют различные группы людей, которые, находясь на разных этапах развития, могут сосуществовать одновременно. Это отрицает грубую схему эволюционизма, предполагающую, что все человечество поднимается по одним и тем же ступеням-этапам в одно время. Большую роль в формулировании новых постулатов о существовании культурного многообразия в развитии человечества сыграли работы российских археологов.

В последней четверти XX в. в археологии каменного века на интернациональной научной базе сформировался ряд новых направлений, сочетающих в себе традиционные археологические и комплексные палеоэкологические и компьютерные методы исследования, которые предусматривают создание сложных пространственных моделей систем природопользования и социальной структуры древних обществ.

К оглавлению книги / К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 01.07.2014 — 09:31

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014